Дело N 10-7901/2015 Судья Канева Е.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва 18 июня 2015 года
Московский городской суд в составе:
председательствующего судьи Боевой Н.А.,
при секретаре Величко О.В.,
с участием:
прокурора управления по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму Генеральной прокуратуры РФ Здоренко В.Н.,
адвоката Шагинова Р.О., представившего удостоверение и ордер,
законного представителя обвиняемого Ильиной Н.А.,
рассмотрел в судебном заседании апелляционное представление старшего прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры РФ Малютиной И.К. на постановление Лефортовского районного суда города Москвы от 20 апреля 2015 года, которым
в удовлетворении ходатайства следователя по ОВД СУ ФСБ России Тарасенко-Шиян О.Ю. о переводе обвиняемого Мельникова А.В. в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, отказано.
Заслушав прокурора Здоренко В.Н., поддержавшего доводы апелляционного представления, просившего постановление суда отменить, мнение адвоката Шагинова Р.О., законного представителя Ильиной Н.А., возражавших против доводов апелляционного представления, обсудив доводы апелляционного представления, суд
установил:
В производстве СУ ФСБ России находится уголовное дело N _, выделенное из возбужденного 18 января 2013 года уголовного дела _ в отношении обвиняемого Мельникова и иных неустановленных лиц, по признакам преступлений, предусмотренных ч. 5 ст. 228.1, ч. 3 ст. 30, ч. 5 ст. 228.1 УК РФ.
19 января 2013 года по подозрению в совершении указанных преступлений в порядке ст. 91, 92 УПК РФ задержан Мельников.
19 января 2013 года Лефортовским районным судом города Москвы в отношении Мельникова была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, срок содержания под стражей неоднократно продлевался.
25 января 2013 года Мельникову предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных ч. 5 ст. 228.1, ч. 3 ст. 30, 5 ст. 228.1 УК РФ.
5 февраля 2014 года СУ ФСБ России возбуждено уголовное дело N _ в отношении Мельникова, Бочаровой и иных неустановленных лиц по признакам преступлений, предусмотренных ч. 5 ст. 228.1, ч. 3 ст. 30, ч. 5 ст. 228.1, ч. 1 ст.30, ч. 5 ст. 228.1 УК РФ.
19 февраля 2014 года уголовные дела NN _, _ соединены в одно производство с присвоением соединенному уголовному делу N _ .
8 апреля 2014 года СУ ФСБ России возбуждено уголовное дело N _ в отношении Мельникова, Бочаровой и иных неустановленных лиц по признакам преступлений, предусмотренных п. "г" ч. 4 ст. 228.1, ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1, ч. 5 ст. 228.1, ч. 3 ст. 30, ч. 5 ст. 228.1, ч. 5 ст. 228.1, ч. 3 ст.30, ч. 5 ст. 228.1, ч. 5 ст. 228.1, ч. 3 ст. 30, ч. 5 ст. 228.1, ч. 5 ст. 228.1, ч. 3 ст. 30, ч. 5 ст. 228.1 УК РФ.
28 апреля 2014 года, в связи с тяжелым заболеванием Мельникова, препятствующим его участию в следственных действиях и иных процессуальных действий, из уголовного дела N _ в отдельное производство выделено уголовное дело N _ в отношении Мельникова и иных неустановленных лиц, совершивших в соучастии инкриминируемые преступления.
Согласно заключению комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы от 18 ноября 2013 года ФГБУ ГНЦ ССП им В.П. Сербского у Мельникова наблюдалось временное психическое расстройство, которое лишало его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, давать показания, участвовать в судебно-следственных действиях, он в настоящее время представляет опасность для себя и окружающих и нуждается в принудительном лечении в психиатрическом стационаре специализированного типа до выхода из временного психического расстройства с последующим направлением на судебно-психиатрическую экспертизу для решения экспертных и диагностических вопросов.
Постановлением Лефортовского районного суда города Москвы от 23 декабря 2013 года ходатайство следователя по ОВД СУ ФСБ России Тарасенко-Шиян о переводе обвиняемого Мельникова в психиатрический стационар специализированного типа для принудительного лечения до его выхода из психического расстройства удовлетворено.
19 мая 2014 года предварительное следствие по уголовному делу N _ приостановлено по основаниям, предусмотренным п. 1, 4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ.
26 января 2015 года постановлением Лефортовского районного суда города Москвы ходатайство и.о. главного врача психиатрической больницы N _ ДЗ г. Москвы о прекращении принудительной меры медицинского характера в отношении Мельникова, переведенного в психиатрический стационар специализированного типа по постановлению суда для принудительного лечения до его выхода из временного психического расстройства удовлетворено, принудительная мера медицинского характера в отношении него прекращена, мера пресечения в отношении Мельникова оставлена прежней в виде заключения под стражу.
26 января 2015 года предварительное следствие по настоящему уголовному делу возобновлено.
27 января 2015 года постановлением Московского городского суда мера пресечения в виде заключения под стражу в отношении Мельникова была изменена на домашний арест с установлением ограничений и запретов.
2 февраля 2015 года на основании постановления Лефортовского районного суда города Москвы от 30 января 2015 года Мельников был помещен в ФГБУ "ФМИЦПН" Минздрава России для производства повторной стационарной комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы.
Срок предварительного следствия по данному уголовной делу руководителем следственного органа продлен до 22 месяцев 3 суток, то есть 28 июля 2015 года.
6 апреля 2015 года в СУ ФСБ России поступило заключение комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы N 125 от 24 февраля 2015 года, согласно выводам которой Мельников, как страдающий психическим расстройством, в период, относящийся к инкриминируемым деяниям, не мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. По своему психическому состоянию в настоящее время Мельников не может понимать характер и значение уголовного судопроизводства и своего процессуального положения, не может самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве, воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, давать показания. По своему психическому состоянию в настоящее время, связанному с опасностью для себя и других лиц, как требующего постоянного наблюдения, мельников нуждается в направлении на принудительное лечение в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, специализированного типа.
16 апреля 2015 года следователем по ОВД СУ ФСБ России Тарасенко-Шиян, с согласия руководителя следственного органа, возбуждено ходатайство о помещении обвиняемого Мельникова в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях для принудительного лечения.
Постановлением Лефортовского районного суда города Москвы от 20 апреля 2015 года в ходатайстве старшего следователя было отказано.
Не согласившись с постановлением суда, старшим прокурором отдела управления Генеральной прокуратуры РФ Малютиной подано апелляционное представление, в котором она просит отменить постановление суда и удовлетворить ходатайство следователя о переводе обвиняемого Мельникова в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, ссылаясь на то, что выводы суда не соответствуют нормам уголовно-процессуального закона и выводам повторной стационарной комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы. Факт психического заболевания Мельникова установлен заключением экспертизы, в котором содержится вывод, что Мельников по своему психическому состоянию представляет опасность для себя и других, нуждается в постоянном наблюдении у психиатра. Обеспечить постоянное наблюдение у психиатра и предотвратить наступление перечисленных последствий либо причинение иного существенного вреда невозможно в условиях нахождения Мельникова под домашним арестом.
Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционном представлении, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно ст. 389.15 УПК РФ основанием для отмены судебного решения в апелляционном порядке является существенное нарушение уголовно-процессуального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 435 УПК РФ при установлении факта психического заболевания у лица, к которому в качестве меры пресечения применено содержание под стражей, по ходатайству следователя с согласия руководителя следственного органа, а также дознавателя с согласия прокурора суд в порядке, установленном ст. 108 настоящего Кодекса, принимает решение о переводе данного лица в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях. Ч. 2 статьи установлено, что помещение лица, не содержащегося под стражей, в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, производится судом в порядке, установленном ст. 203 настоящего Кодекса.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 7 апреля 2011 года N 6 "О практике применения судами принудительных мер медицинского характера" помещение в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, для производства экспертизы подозреваемого, обвиняемого, содержащегося под стражей, производится в порядке, предусмотренном ст. 108, 203 УПК РФ, а не содержащегося под стражей, - в порядке, предусмотренном ст. 165, 203 УПК РФ.
Принимая решение о разрешении ходатайства следователя, суд указал, что согласно ч. 2 ст. 435 УПК РФ помещение лица, не содержащегося под стражей в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, возможно только в порядке ст. 203 УПК РФ, то есть исключительно для производства судебной экспертизы.
С таким выводом суда суд апелляционной инстанции согласиться не может, поскольку правила ч. 2 ст. 435 УПК регулируют порядок помещения в психиатрический стационар лица, не содержащегося под стражей, ссылка на ч. 2 ст. 203 УПК РФ определяет процедуру возбуждения следователем перед судом с согласия руководителя следственного органа ходатайства и процедуру рассмотрения ходатайства следователя судом.
При таких обстоятельствах, постановление суда нельзя признать законным и оно подлежит отмене, а материал по ходатайству следователя - направлению на новое судебное рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.
При новом рассмотрении суду необходимо проверить доводы, изложенные в апелляционном представлении, и принять законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 389-13, 389-20, 389-22, 389-28, 389-33 УПК РФ, суд
постановил:
Постановление Лефортовского районного суда города Москвы от 20 апреля 2015 года об отказе в удовлетворении ходатайства следователя о переводе обвиняемого Мельникова А.В. в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, отменить, материал направить на новое судебное рассмотрение в тот же суд в ином составе суда, апелляционное представление старшего прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры РФ Малютиной И.К. - удовлетворить частично.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.