Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 27 января 1997 г. N 4
"Об улучшении организации работы прокуроров-криминалистов"
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 20 декабря 2007 г. N 206 настоящий приказ признан утратившим силу
Согласно приказу Генеральной прокуратуры РФ от 2 августа 2007 г. N 114 изданные ранее организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры РФ применяются в части, не противоречащей уголовно-процессуальному законодательству и Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации"
Задачи усиления борьбы с преступностью, повышения роли следственного аппарата прокуратуры в расследовании и раскрытии тяжких преступлений требуют максимального и целенаправленного использования в работе специальных знаний сведущих лиц, современных возможностей криминалистики, судебной экспертизы, криминалистических, оперативно-справочных и оперативно-розыскных учетов, научно обоснованных и апробированных на практике рекомендаций по методике и тактике следствия, соответствующего программного обеспечения.
Анализ материалов следственной и судебной практики показывает, что не везде этому важному участку уделяется должное внимание. Многие прокуроры и следователи слабо используют криминалистические средства и научные рекомендации при расследовании преступлений, сборе объективных доказательств, а также при анализе состояния преступности, разработке мер ее предупреждения, проведении проверок исполнения законов и на других направлениях прокурорской деятельности.
Положительный опыт работы распространяется пока слабо.
Деятельность прокуроров-криминалистов недостаточно влияет на улучшение качества следствия, результативность работы следственного аппарата. Руководители отдельных прокуратур не создают прокурорам-криминалистам надлежащих условий для работы, в ущерб исполнению основных служебных обязанностей систематически поручают им расследование уголовных дел в полном объеме, рассмотрение жалоб, поддержание государственного обвинения в суде и выполнение других заданий. Отсутствует единый подход к установлению подчиненности прокуроров-криминалистов и определению места криминалистических подразделений в аппаратах прокуратур соответствующего уровня. Не всегда соблюдаются процессуальные требования участия прокуроров-криминалистов в расследовании и раскрытии преступлений. В целях устранения отмеченных недостатков и повышения реального влияния прокуроров-криминалистов на результаты работы по расследованию и раскрытию преступлений приказываю:
1. Прокурорам субъектов Российской Федерации, военным, транспортным и другим специализированным (на правах областных) прокурорам тщательно и самокритично проанализировать состояние работы по внедрению и использованию возможностей криминалистики, научных средств и методов в раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений. Разработать и осуществить целенаправленные меры по повышению эффективности работы прокуроров-криминалистов.
2. Ввести в действие Положение о прокурорах-криминалистах в органах прокуратуры Российской Федерации с внесенными в него изменениями и дополнениями.
3. Руководителям прокуратур организовать работу прокуроров-криминалистов в соответствии с этим Положением, создать все условия для того, чтобы отделы криминалистики и криминалистические группы были основным звеном в организации работы по расследованию и раскрытию подследственных прокуратуре преступлений с максимальным использованием современных возможностей криминалистики и судебной экспертизы, передового опыта, а также по повышению профессионального уровня прокурорско-следственных кадров.
Регулярно анализировать состояние работы криминалистических подразделений, принимая за основу ее оценки в первую очередь реальный уровень раскрываемости и качество расследования подследственных прокуратуре преступлений. Практиковать заслушивание отчетов руководителей криминалистических подразделений на заседаниях коллегии и оперативных совещаниях. Особое внимание уделять организации и качеству учебно-методической работы с прокурорами и следователями. Обеспечивать обязательное стажирование в кабинетах криминалистики вновь принятых следователей, определяя продолжительность стажирования степенью их подготовки.
К 20 января следующего за отчетным года представлять в отдел криминалистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а военным, транспортным и другим специализированным прокурорам - в соответствующие управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации информацию об организации и результатах работы криминалистических подразделений.
Отделу криминалистики совместно с заинтересованными управлениями и отделами центрального аппарата и НИИ проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Российской Федерации к 15.02.97 разработать и направить в подчиненные прокуратуры типовую форму отчетности о работе криминалистических подразделений.
4. Укомплектовать криминалистические подразделения профессионально подготовленными прокурорско-следственными работниками, имеющими опыт следственной работы, организаторские способности, практические навыки применения технико-криминалистических средств. Обеспечить четкое распределение обязанностей между работниками этих подразделений, издав соответствующие распоряжения.
Исключить отвлечение прокуроров-криминалистов на систематическое расследование уголовных дел в полном объеме (за исключением лишь особо сложных подследственных прокуратуре уголовных дел о преступлениях, вызвавших большой общественный резонанс), надзор за их расследованием, рассмотрение жалоб и заявлений, поддержание государственного обвинения в судах и выполнение другой работы, не относящейся к их прямым служебным обязанностям, предусмотренным Положением о прокурорах-криминалистах в органах прокуратуры Российской Федерации.
5. Руководителям прокуратур обеспечить эксплуатацию передвижных криминалистических лабораторий в соответствии с их назначением, не допускать передачи в другие управления и отделы технико-криминалистических средств, электронно-вычислительной и организационной техники, выделяемых целевым назначением криминалистическим и следственным подразделениям. Ежегодно проводить проверки их наличия и состояния, обоснованность расходования средств, выделяемых на их приобретение и ремонт, правильность списания пришедшего в неисправное состояние оборудования и использованных материалов. Не позднее 20 декабря отчетного года направлять в Генеральную прокуратуру сведения о наличии криминалистической и организационной техники, передвижных криминалистических лабораторий, а также обоснованные заявки на выделение этого оборудования и средств для их приобретения на местах. Использовать все возможности получения на эти цели ассигнований из местных и региональных фондов по борьбе с преступностью.
6. Принять меры к повышению эффективности работы специалистов криминалистических подразделений. При решении вопроса об установлении им квалификационных категорий и присвоении классных чинов учитывать степень подготовки, повышение квалификации, наличие специального образования и практического опыта, отношение к работе. Рассматривать специалистов криминалистических подразделений как резерв подготовки квалифицированных следственных кадров, поощрять получение ими высшего юридического образования.
7. Шире использовать меры материального стимулирования начальников криминалистических подразделений, прокуроров-криминалистов, специалистов, водителей передвижных криминалистических лабораторий, добившихся положительных результатов в работе, активно участвовавших в успешном расследовании и раскрытии конкретных преступлений.
8. Отделу криминалистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации совместно с другими подразделениями центрального аппарата регулярно планировать и осуществлять в подчиненных прокуратурах проверки исполнения настоящего приказа, а также Положения о прокурорах-криминалистах, организации работы по внедрению средств криминалистики и научных рекомендаций в прокурорско-следственную практику. Систематически анализировать ее состояние и эффективность, оказывать необходимую методическую и практическую помощь, своевременно информировать криминалистические подразделения подчиненных прокуратур о новых разработках в области криминалистики и судебной экспертизы, методики и тактики предварительного следствия. Активнее распространять положительный опыт работы лучших прокуроров-криминалистов.
К 15 февраля следующего за отчетным года представлять руководству Генеральной прокуратуры Российской Федерации отчет о работе отдела криминалистики центрального аппарата.
9. Отделу криминалистики, управлению кадров, Институту повышения квалификации прокурорско-следственных работников Генеральной прокуратуры Российской Федерации ежегодно проводить в данном Институте повышение квалификации прокуроров-криминалистов, проработавших в этой должности более 3 лет по программам, разработанным при участии отдела криминалистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Отделу криминалистики принимать постоянное участие в реализации учебных программ институтов, региональных учебных центров, уделяя особое внимание освоению прокурорско-следственными работниками научно обоснованных методов и приемов расследования и раскрытия подследственных прокуратуре преступлений, использования при этом возможностей криминалистики и судебной экспертизы, средств программного обеспечения предварительного следствия, данных федерального и региональных банков криминалистической информации, оперативно-справочных и оперативно-розыскных учетов, специальных знаний сведущих лиц.
10. Отделу криминалистики во взаимодействии с научно-исследовательским институтом проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры, Институтом повышения квалификации прокурорско-следственных работников Генеральной прокуратуры Российской Федерации активнее разрабатывать научно обоснованные рекомендации по методике и тактике расследования и раскрытия преступлений с учетом современных требований следственной практики и изменений в структуре преступности.
11. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Катышева М.Б.
Считать недействующими приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 30.11.93 N 39 "Об улучшении организации работы по внедрению технико-криминалистических средств и научно обоснованных методов в расследование преступлений" и утвержденное данным приказом Положение о прокурорах-криминалистах в органах прокуратуры Российской Федерации.
Приказ направить прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам.
Генеральный прокурор Российской Федерации |
Ю.И.Скуратов |
Положение
о прокурорах-криминалистах в органах прокуратуры Российской Федерации
(утв. Генеральной прокуратурой РФ 23 января 1997 г.)
Настоящее Положение применяется в части, не противоречащей новому Уголовно-процессуальному кодексу РФ, вступившему в силу с 1 июля 2002 г.
1. Деятельность прокуроров-криминалистов в органах прокуратуры Российской Федерации призвана обеспечить:
осуществление совместно с другими подразделениями прокуратур, в которых работают прокуроры-криминалисты, целенаправленных организационных и практических мер по обеспечению всестороннего, полного и объективного расследования, а также предупреждения тяжких преступлений, дела о которых подследственны прокуратуре;
внедрение в практику расследования и раскрытия преступлений, прокурорского надзора за предварительным следствием современных возможностей криминалистики и судебной экспертизы, научных рекомендаций, передового опыта;
повышение профессионального уровня прокурорско-следственных кадров.
2. В своей работе прокуроры-криминалисты руководствуются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", уголовно-процессуальным законодательством, приказами и указаниями Генерального прокурора Российской Федерации, настоящим Положением, взаимодействуют с управлениями (отделами), осуществляющими надзор за расследованием преступлений, отделами по расследованию особо важных дел, управлениями (отделами) кадров, другими подразделениями соответствующих прокуратур.
3. Общее руководство работой прокуроров-криминалистов в прокуратурах субъектов Российской Федерации и других прокуратурах, в которых действуют прокуроры-криминалисты, осуществляют заместители соответствующих прокуроров, курирующие вопросы предварительного следствия и надзора за ним.
В прокуратурах, где работают три и более прокурора-криминалиста, создаются отделы криминалистики. Начальники этих отделов являются старшими помощниками соответствующих прокуроров, назначаются ими на должность и освобождаются ими от должности.
В прокуратурах, где отделы криминалистики не созданы, образуются криминалистические группы, работу которых организуют старшие прокуроры-криминалисты, являющиеся помощниками соответствующих прокуроров.
В криминалистических подразделениях и прокуратурах, в штате которых состоят прокуроры-криминалисты, работают также специалисты и водители передвижных криминалистических лабораторий.
В прокуратурах войсковых частей системы Второго управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации руководство работой зональных прокуроров-криминалистов осуществляет старший прокурор-криминалист этого управления.
4. Назначение, перемещение и освобождение от должности прокуроров-криминалистов территориальных прокуратур предварительно согласовывается с отделом криминалистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров-криминалистов военных, транспортных и специализированных прокуратур - соответственно с Главной военной прокуратурой, с управлением по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах, со Вторым управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
5. В обязанности прокуроров-криминалистов входит:
изучение материалов следственной практики; учет и анализ нераскрытых умышленных убийств и других тяжких преступлений, подследственных прокуратуре, а также преступлений, расследование которых представляет особую сложность; разработка на этой основе совместно с заинтересованными подразделениями мероприятий по обеспечению надлежащей следственной и оперативно-розыскной работы по их раскрытию; непосредственное оказание практической, организационно-методической и иной помощи в расследовании и раскрытии этих преступлений;
участие в проверках организации работы по расследованию, раскрытию и предупреждению тяжких преступлений, дела о которых подследственны прокуратуре;
внедрение в следственную практику научно обоснованных и апробированных рекомендаций по организации, методике и тактике предварительного следствия, новых технико-криминалистических средств и средств правовой информатики, современных возможностей судебных экспертиз, взаимодействие в этой работе с криминалистическими и судебно-экспертными подразделениями, научно-исследовательскими и другими учреждениями, высшими юридическими учебными заведениями;
организация исполнения приказов и указаний Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам внедрения и использования научно-технических средств и научных методов в следственную и надзорную практику;
истребование из подчиненных прокуратур (прокуратур зоны) и анализ сведений об использовании технико-криминалистических средств, специальных знаний сведущих лиц, возможностей судебных экспертиз в расследовании и раскрытии преступлений; разработка и реализация совместно с другими подразделениями организационных и практических мер по повышению эффективности этой работы; проведение целевых проверок сохранности и надлежащего использования технико-криминалистических средств и организационной техники в следственных подразделениях прокуратуры, подчиненных прокуратурах (прокуратурах зоны); обеспечение надлежащего функционирования передвижных криминалистических лабораторий;
ведение картотеки внештатных экспертов, комплектование и организация работы библиотеки специальной литературы;
определение потребностей подчиненных органов прокуратуры в технико-криминалистических средствах, материалах, организационной технике для следователей, внесение предложений по их приобретению и распределению;
участие в учебно-методической работе по повышению профессионального уровня прокурорско-следственных работников; обобщение и распространение положительного опыта расследования и раскрытия преступлений;
представление в Генеральную прокуратуру Российской Федерации сведений о применении технико-криминалистических средств, научных рекомендаций, специальных знаний сведущих лиц, возможностей судебных экспертиз в расследовании и раскрытии преступлений; работе прокуроров-криминалистов по оказанию практической помощи следователям; учебно-методической работе.
В органах военной прокуратуры гарнизонного звена, где не созданы отделы криминалистики, обязанности, предусмотренные п.5 настоящего Положения, возлагаются на следователей - начальников передвижных криминалистических лабораторий (если это предусмотрено штатным расписанием).
6. В соответствии со ст.211 УПК РСФСР начальники отделов криминалистики, старшие прокуроры-криминалисты, прокуроры-криминалисты при выполнении поручений прокуроров субъектов Российской Федерации (других приравненных к ним прокуроров), их заместителей, а зональные прокуроры-криминалисты при выполнении поручений руководства Второго управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации по конкретным уголовным делам:
участвуют в проведении предварительного следствия, в необходимых случаях лично проводят отдельные следственные действия;
истребуют от органов дознания и следователей нижестоящих прокуратур для проверки уголовные дела и материалы, а также запрашивают информацию о совершенных преступлениях, чрезвычайных происшествиях, организации и ходе расследования уголовных дел, принятии по ним необходимых решений;
возбуждают уголовные дела либо отказывают в их возбуждении, прекращают или приостанавливают производство по делам, дают заключения о законности и обоснованности принятых решений;
отменяют незаконные и необоснованные постановления следователей нижестоящих прокуратур и лиц, производящих дознание;
дают письменные указания, направленные на раскрытие преступлений, обеспечение полноты, всесторонности и объективности расследования;
проверяют полноту и законность оперативно-розыскных мероприятий по установлению лиц, совершивших преступления, а также розыску граждан, пропавших без вести.
7. Поручение расследования уголовного дела прокурору-криминалисту в полном объеме, его включение в состав следственной группы осуществляется в исключительных случаях при расследовании лишь особо сложных подследственных прокуратуре уголовных дел о преступлениях, имеющих повышенный общественный резонанс. Такое решение согласовывается с вышестоящим прокурором и оформляется соответствующим распоряжением. При этом прокурор-криминалист пользуется всеми процессуальными полномочиями следователя и имеет право на получение надбавки к ежемесячному окладу (до 50 процентов от его размера).
8. В обязанности специалистов входит:
применение технико-криминалистических средств при расследовании и раскрытии преступлений, проведении прокурорских проверок, выполнении другой работы;
поддержание технико-криминалистических средств и другого оборудования в исправном состоянии и постоянной готовности к эксплуатации; учет их наличия и использования;
контроль целевой эксплуатации технико-криминалистических средств и организационной техники для следователей в подчиненных прокуратурах с проведением периодических проверок их сохранности, оказанием помощи в организации ремонта;
оборудование и оформление кабинета криминалистики;
участие в проведении занятий со следователями и прокурорами по применению технико-криминалистических средств, организационной и вычислительной техники;
разработка предложений об улучшении технико-криминалистического обеспечения органов прокуратуры; подготовка проектов заявок на выделение криминалистической и организационной техники для следователей, материалов и денежных средств на их приобретение.
9. Вопрос о возложении на конкретного сотрудника материальной ответственности за технико-криминалистические средства, оборудование и материалы, находящиеся в кабинете криминалистики и передвижной криминалистической лаборатории, решается руководством соответствующей прокуратуры.
10. Использование передвижных криминалистических лабораторий осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке их эксплуатации.
Генеральный прокурор Российской Федерации |
Ю.И.Скуратов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 27 января 1997 г. N 4 "Об улучшении организации работы прокуроров-криминалистов"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 20 декабря 2007 г. N 206 настоящий приказ признан утратившим силу