Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 01 июля 2015 г. по делу N 33-1154/2015
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Потапченко И.Н.,
судей: Санникова А.Б. и Шуайпова М.Г.,
при секретаре судебного заседания Удовиченко Н.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе командира войсковой части N на решение Грозненского гарнизонного военного суда от 20 марта 2015 г., которым удовлетворено заявление "данные изъяты" Перова В.В. об оспаривании действий командира и жилищной комиссии войсковой части N, связанных с отказом в принятии заявителя на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Потапченко И.Н., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя командира и жилищной комиссии войсковой части N Рябцева И.Г. в обоснование доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением жилищной комиссии войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ, оформленным протоколом N, Перову В.В. отказано в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, со ссылкой на подп. 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ и распоряжение главнокомандующего внутренними войсками МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N.
Перов В.В. обратился в гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконным указанное решение жилищной комиссии, обязать командира и жилищную комиссию воинской части отменить данное решение и повторно рассмотреть вопрос о принятии его на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Решением гарнизонного военного суда заявление Перова В.В. удовлетворено.
В апелляционной жалобе командир воинской части просит решение суда отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления. В обоснование автор жалобы излагает обстоятельства дела и указывает на то, что Перов В.В. является собственником жилого помещения и земельного участка. Кроме того, согласно распоряжению главнокомандующего внутренними войсками МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N принятие военнослужащих на жилищный учёт осуществляется в случае представления ими в жилищную комиссию выписок из протоколов заседаний жилищных комиссий о постановке на такой учёт за период до ДД.ММ.ГГГГ, однако Перовым В.В. этого сделано не было.
Автор жалобы полагает, что поскольку Перов В.В. заключил первый контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, то он имеет право подавать заявление о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий только в орган местного самоуправления по месту жительства, то есть на общих основаниях.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведённые в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно, с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым дана надлежащая правовая оценка.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета. Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.
Согласно ч. 3 ст. 49 и ч. 3 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. При этом в случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
Пунктом 22 Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, утвержденной приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 75, предусмотрено, что военнослужащие включаются в списки очередников, нуждающихся в жилых помещениях, на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколами и утверждаемых командирами воинских частей. Данное положение Инструкции распространяется на всех военнослужащих внутренних войск МВД России, независимо от времени обращения для постановки на жилищный учет.
Таким образом, обеспечение военнослужащих жилыми помещениями по договору социального найма, при наличии у них такого права, осуществляется органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Принятие на жилищный учет таких военнослужащих также осуществляется жилищными органами по месту прохождения военной службы.
В связи с изложенным довод автора жалобы о том, что поскольку Перов В.В. заключил первый контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, то он имеет право подавать заявление о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий только в орган местного самоуправления по месту жительства, то есть на общих основаниях, является несостоятельным.
При этом статьёй 51 ЖК РФ, имеющей большую юридическую силу чем распоряжение главнокомандующего внутренними войсками МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 4/22-4186, определены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В частности, таковыми признаются не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения либо обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Каких-либо иных условий данная статья закона не предусматривает.
Таким образом, требование жилищной комиссии воинской части о необходимости представления заявителем выписок из протоколов заседаний жилищных комиссий о постановке на жилищный учёт за период до ДД.ММ.ГГГГ, как правильно указал суд первой инстанции, не основано на законе. Следовательно, ссылка в оспариваемом решении жилищной комиссии, как и в апелляционной жалобе, на распоряжение главнокомандующего внутренними войсками МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N является необоснованной.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 51 ЖК РФ одним из оснований признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, является проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. При этом в соответствии с п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N47, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений установленным в указанном Положении требованиям.
Из материалов дела усматривается, что в собственности Перова В.В. находится жилой дом общей площадью "данные изъяты" кв.м и земельный участок, расположенные в "адрес". При этом основанием регистрации права собственности на указанные объекты недвижимости являются свидетельства о праве на наследство по закону.
Согласно копии сообщения заместителя Главы администрации Касимовского муниципального района "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный жилой дом ДД.ММ.ГГГГ признан межведомственной комиссией Касимовского муниципального района непригодным для проживания. Это подтверждается также копиями акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому износ дома составляет "данные изъяты" процент, и копией заключения указанной межведомственной комиссии от того же числа.
В связи с этим вывод суда первой инстанции о том, что наличие у Перова В.В. в собственности указанного дома, признанного в установленном порядке непригодным для проживания, не может служить основанием для отказа в постановке на жилищный учёт, является правильным.
Наличие у Перова В.В. в собственности земельного участка согласно ст. 51 ЖК РФ также не является препятствием для признания его нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о незаконности оспариваемого решения жилищной комиссии и необходимости повторного рассмотрения жилищным органом вопроса о принятии заявителя на жилищный учёт.
Поскольку оснований для отмены или изменения решения гарнизонного военного суда не имеется, судебная коллегия, руководствуясь ст. 328 и 329 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Грозненского гарнизонного военного суда от 20 марта 2015 г. по заявлению Перова В.В. оставить без изменения, а апелляционную жалобу командира войсковой части N - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.