Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 01 июля 2015 г. по делу N 33-1172/2015
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Потапченко И.Н.,
судей: Санникова А.Б. и Шуайпова М.Г.,
при секретаре судебного заседания Удовиченко Н.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 13 марта 2015 г., которым отказано в удовлетворении заявления "данные изъяты" Дубинцева С.В. об оспаривании действий начальника отдела ( "адрес") Федерального государственного казенного учреждения " "данные изъяты" региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отдел управления жилищного обеспечения), связанных с отказом в принятии заявителя на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Потапченко И.Н., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя заявителя - Цурпалюка В.Р. в обоснование доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением начальника отдела управления жилищного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ N Дубинцеву С.В. на состав семьи один человек отказано в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на том основании, что им представлены документы, которые не подтверждают его право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ). При этом в данном решении должностного лица указано, что во время прохождения военной службы заявитель на состав семьи три человека был обеспечен военным ведомством жилым помещением по адресу: "адрес", которое впоследствии было приватизировано его бывшей супругой и сыном.
Дубинцев С.В. обратился в гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил признать указанное решение начальника отдела управления жилищного обеспечения незаконным, обязать должностное лицо это решение отменить и повторно рассмотреть вопрос о признании его нуждающимся в получении жилого помещения для постоянного проживания.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении требований Дубинцева С.В. отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильным применением норм материального права, принять по делу новое решение об удовлетворении заявления. В обоснование жалобы её автор приводит положения ч. 1 ст.40 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и просит учесть продолжительность его военной службы, а также то, что жилых помещений в собственности на территории Российской Федерации он не имеет и от Министерства обороны Российской Федерации их не получал.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведённые в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Принимая решение об отказе заявителю в удовлетворении его требований, суд первой инстанции исходил из того, что в ДД.ММ.ГГГГ, в период прохождения военной службы в Вооруженных Силах Украины, Дубинцеву С.В. на состав семьи "данные изъяты" человека военным ведомством была предоставлена трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: "адрес". В ДД.ММ.ГГГГ указанная квартира приватизирована супругой и сыном заявителя.
В 2013 г. брак между супругами Дубинцевыми был расторгнут на основании вступившего в законную силу решения "данные изъяты" районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ При этом указанным решением суда также отказано в удовлетворении встречного иска Дубинцева С.В. о признании за ним права собственности на долю в квартире, расположенной по адресу: "адрес".
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 апреля 2014 г. N 245 во исполнение Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" и указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2014 г. N 164 "О признании действительными воинских званий, документов об образовании граждан Российской Федерации, являющихся военнослужащими органов военного управления и воинских формирований Республики Крым, и документов о прохождении ими военной службы", Дубинцев С.В., получивший ДД.ММ.ГГГГ паспорт гражданина Российской Федерации, зачислен в списки личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, ему присвоен личный номер, в соответствии с п. 5. ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы он полагается проходящим военную службу с ДД.ММ.ГГГГ и назначен на воинскую должность.
Решением начальника отдела управления жилищного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ N Дубинцеву С.В. на состав семьи один человек отказано в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
С учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции в решении пришел к выводу о том, что поскольку заявитель ранее был обеспечен жилым помещением от военного ведомства, распорядился им по своему усмотрению и в настоящее время фактически поставил вопрос о его повторном обеспечении жильем, поэтому его требования, исходя из того, что такое жилье может быть предоставлено от военного ведомства только один раз за всё время прохождения военной службы, удовлетворению не подлежат.
Судебная коллегия полагает, что обоснованно отказав заявителю в удовлетворении его требований, суд первой инстанции, вместе с тем, не принял во внимание иные значимые для дела обстоятельства и неправильно применил при этом нормы материального права.
Основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, в том числе и механизм реализации гарантированного государством права на предоставление жилых помещений, находятся в рамках специального правового регулирования.
О специальном характере соответствующих положений Федерального закона "О статусе военнослужащих" говорится и в ст. 49 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определённым федеральным законом категориям граждан, признанным по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении супруг (супруга), а также дети и родители.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" за членами семьи собственника приватизированного жилого помещения в случае отказа от приватизации сохраняется право пользования приватизированным жилым помещением, так как на приватизацию этого жилого помещения необходимо было их согласие, без которого она была бы невозможна.
Как видно из материалов дела, Дубинцев С.В. после приватизации его супругой выделенной ему квартиры, являлся членом семьи собственника квартиры и имел право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником.
После назначения на новую воинскую должность в "адрес" заявитель снялся с регистрационного учета в "адрес", выехал из указанной выше квартиры и согласно отметке в паспорте заявителя ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по адресу предоставленной ему служебной квартиры в "адрес". В ДД.ММ.ГГГГ брак между супругами Дубинцевыми был расторгнут.
Таким образом, по делу установлено, что Дубинцев С.В. вплоть до ДД.ММ.ГГГГ сохранял право пользования ранее предоставленным ему и членам семьи жилым помещением, совершал в отношении него юридически значимые действия, в частности давал согласие на его приватизацию супругой и сыном, а также был зарегистрирован по соответствующему адресу, а затем выехал из этой квартиры и снялся с регистрационного учета.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
При таких данных Дубинцев С.В. может быть поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении только по истечении пяти лет с момента отказа от права пользования жилым помещением по прежнему месту жительства, а поэтому в настоящее время он не подлежит принятию на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с чем отделом управления жилищного обеспечения ему обоснованно отказано в принятии на такой учет.
Поскольку судом первой инстанции принято правильное по существу решение, оно с учетом положений ч. 6 ст. 330 ГПК РФ не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 13 марта 2015 г. по заявлению Дубинцева С.В. оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.