судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Лепехиной Н.В.,
судей Демидкиной Е.А. и Долговой Л.П.,
при секретаре Шабановой К.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истицы Сухаревой И.Ю. на решение Липецкого районного суда Липецкой области от 23 апреля 2015 года, которым постановлено:
В удовлетворении заявления Сухаревой И.Ю. о признании незаконным отказа администрации Липецкого муниципального района Липецкой области в выдаче разрешения на строительство жилого дома, возложении обязанности выдать разрешение на строительство жилого дома - отказать.
Заслушав доклад судьи Долговой Л.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сухарева И.Ю. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации Липецкого муниципального района Липецкой области N80 от 19.02.2015года в выдаче разрешения на строительство жилого дома , возложении обязанности выдать разрешение на строительство жилого дома .
В обоснование заявленных требований указала, что принадлежащий ей на праве собственности земельн ый участ ок, расположенный по адресу: "адрес" , предоставлен под строительство жилого дома , находится в зоне Ж-1 (зона жилой застройки) , в отношении данного участка отсутствуют сведения об ограничении ее прав . 12.02.2015г ода с целью получения разрешения на строительство жилого дома она обратилась в администрацию Липецкого муниципального района с заявлением , однако ответом администрации N80 от 19.02.2015г ода ей было отказано в выдаче разрешения , поскольку согласно утвержденного генерального плана и правил землепользования и застройки сельского поселения Кузьмино-Отвержский сельсовет, принадлежащий ей земельный участок находится в шумовой зоне аэропорта . Считает о тказ в выдаче разрешения на строительство жилого дома незаконным, нарушающим ее права собственника земельного участка. Кроме того, администрацией сельского поселения Кузьмино-Отвержский сельсовет при утверждении генерального плана не были представлены в государственный кадастр недвижимости сведения о зоне с особыми условиями территории, размер данной зоны до настоящего времени не определен.
Представитель администрации Липецкого муниципального района Липецкой области в судебном заседании возражал против заявленных требований, утверждая, чт о в соответствии с генеральн ым план ом и Правил ами землепользования и застройки сельского поселения "данные изъяты" земельный участок, принадлежащий Сухаревой И.Ю., расположен в границе шумовой зоны аэропорта с уровнем шума 75-85 дБ. Поскольку в нарушение требований ст.46 Воздушного кодекса РФ Сухарева И.Ю. не представила в администрацию Липецкого муниципального района согласование строительства жилого дома с региональным оператором Межрегионального территориального управления - ОГКП "Липецкий аэропорт", оснований для выдачи разрешения на строительство не имелось.
Представитель ОГКП "Липецкий аэропорт" также возражал против удовлетворения заявления, указывая на то, что принадлежащий заявителю земельный участок входит в санитарную защитную зону шумового загрязнения, где не допускается размещение объектов для проживания людей. Кроме того, в соответствии с федеральной целевой программой "Развитие системы России 2010-2020 годы", принятой Постановлением правительства РФ от 5 декабря 2001г. N848 , в настоящее время продолжается реконструкция искусственной взлетно-посадочной полосы аэродрома Липецк, которая удлиниться до 2800м., а поэтому санитарно-защитная зона шумового загрязнения будет увеличена.
Представитель третьего лица администрации Липецкой области , п редставитель администрации сельского поселения Кузьмино- Отвержский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области возражал и против удовлетворения заявления .
В судебное заседание Сухарева И.Ю., а также представитель третьего лица ФГУП Администрации гражданских аэропортов (аэродромов) не явились .
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе истица Сухарева Т.Ю. просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, нарушение норм материального и процессуального права.
Выслушав представителя Сухаревой И.Ю., поддержавшего апелляционную жалобу, возражения п редставителей администрации Липецкой области, ОГКП "Липецкий аэропорт", изучив доводы жалобы и проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Статьей 36 Конституции Российской Федерации закреплено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В силу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно части 4 статьи 51 ГрК Российской Федерации разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
Частью 9 статьи 51 ГрК Российской Федерации предусмотрено, что для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Из материалов дела судом установлено, что Сухарева И.Ю. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под строительство жилого дома. Указанные обстоятельства подтверждаются договором купли-продажи от 20.09.2011года, свидетельством о государственной регистрации права собственности от 8.10.2013 года.
12.02.2015 года Сухарева И.Ю. обратилась в администрацию Липецкого муниципального района Липецкой области с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома на данном земельном участке.
Письмом администрации Липецкого муниципального района Липецкой области Администрации N80 о19.02.2015 года Сухаревой И.Ю. было отказано в выдаче разрешения на строительство по причине расположения земельного участка в зоне шумового дискомфорта взлетно- посадочного коридора и зоне планируемой реконструкции аэропорта "Липецк", а также отсутствия согласования строительства с ОГКП "Липецкий аэропорт", являющегося региональным оператором Межрегионального территориального управления.
Разрешая заявленные требования по существу и отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в силу прямого указания закона какая-либо хозяйственная, строительная деятельность в пределах приаэродромной территории без согласования с собственником аэродрома, то есть лицом, за которым зарегистрировано право собственности на аэродром, запрещена; а на дату обращения в администрацию Сухаревой И.Ю. не было получено согласие собственника аэродрома на осуществление строительства на земельном участке, входящем в приаэродромную территорию. На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что отказ в выдаче разрешения на строительство является законным и не нарушает права заявителя как собственника земельного участка.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными и правомерными, поскольку они основаны на тщательном анализе фактических обстоятельств дела, а также соответствуют положениям действующего законодательства.
Частью 3 ст. 4 ГрК РФ предусмотрено, что к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии со статьей 46 Воздушного кодекса Российской Федерации проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.
Согласно пункту 2 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 года N 138, приаэродромная территория - прилегающий к аэродрому участок земной или водной поверхности, в пределах которого (в целях обеспечения безопасности полетов и исключения вредного воздействия на здоровье людей и деятельность организаций) устанавливается зона с особыми условиями использования территории.
В силу пункта 59 Федеральных правил для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория. Границы приаэродромной территории определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов - окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома.
Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территории и отображается в схеме территориального планирования соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно свидетельств у о государственной регистрации права от 16.02.2015г ода, а также сообщени ю ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов) от 22.01.2014г ода имущество аэродрома принадлежит на праве собственности Российской Федерации , правообладателем объектов федерального имущества аэропорта Липецк, в том числе искусственной взлетно-посадочной полосы (ИВПП) является ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов) .
Вывод суда первой инстанции о том, что земельн ый участ ок, принадлежащий Сухаревой И.Ю. , находится в пределах приаэродромн ой территори и, подтверждается проект ом обоснования размера санитарно-защитной зоны ОГКП "Липецкий аэропорт" 1 этап (определение зоны влияния по факторам шумового и химического воздействия), утвержденным 28.12.2011г ода ООО "РОСЭКОПРОЕКТ" . Согласно карт е -схем е шумового загрязнения, являющейся приложением к проекту, д.Студеные Выселки Липецкого района Липецкой области входит в санитарно-зашитную зону шумового загрязнения.
Из представленной суду карты градостроительного зонирования Г енерального плана и Правил землепользования и застройки сельского поселения "данные изъяты" усматривается, что "адрес" расположена в зоне шумового загрязнения по максимальному уровню для дневного времени- 85 дБА, для ночного времени-55 дБА.
Согласно П оложительн ого заключени государственной экспертизы N274-11/СПЭ-0959/02 объекта капитального строительства аэропорт Липецк, утвержденной ФГУ "Главное управление государственной экспертизы" 03.06.2011г. , в связи с реконструкцией аэропорта Липецк с целью доведения его до нормативных требований для аэродромов класса В и организации международных перевозок пассажиров предполагается увеличение параметров искусственной взлетно-посадочной полосы (ИВПП) с 2300x48м до 2800x48м.
Р еконструкция аэропортового комплекса г.Липецк предусматривается также Федеральн ой целев ой программ ой "Развитие транспортной системы России (2010-2020 года), утвержденной П остановлением Правительства РФ от 05.12.2001г. N848 .
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, учитывая, что действующее законодательство предусматривает прямой запрет размещать жилые дома в пределах зон шумового воздействия аэропорта, что направлено на обеспечение профилактики неблагоприятного воздействия на здоровье населения, судебная коллегия считает, что у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения требований Сухаревой И.Ю.
Доводы апелляционной жалобы о том, что согласно карты градостроительного зонирования "адрес" находится в зоне Ж-1 (зона жилой застройки), какие-либо изменения в части указания зон с особыми условиями использования территории в ГКН не внесены, а реконструкция аэропорта Липецк с целью его расширения только предполагается, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку указанные обстоятельства сами по себе не свидетельствуют о том, что земельный участок истицы находится за пределами приаэродромной территории и строительство на нем дома возможно без соблюдения требований, установленных статьей 46 Воздушного кодекса Российской Федерации.
То обстоятельство, что части 7 и 9 ст. 51 ГрК РФ предусматривают закрытый перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство, при этом не предусматривается предоставление согласования строительства с собственником аэродрома, основанием для признания постановленного судом решения незаконным не является, поскольку основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство явилось, в том числе, нахождение земельного участка истицы на приаэродромной территории.
Таким образом, судебная коллегия считает, что при рассмотрении данного дела суд первой инстанции правильно установил юридически значимые для дела обстоятельства, исследовал основания, на которые стороны ссылались в обоснование своих требований, и доказательства, представленные сторонами в подтверждение своих доводов и в опровержение доводов другой стороны, произвел надлежащую оценку представленным доказательствам и постановил законное и обоснованное решение, отвечающее нормам материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, которые являются основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке, судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Липецкого районного суда Липецкой области от 23 апреля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Сухаревой И.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий: (подпись)
Судьи: (подписи)
Копия верна:
Судья:
Секретарь:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.