Апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда Забайкальского края от 16 июня 2015 г. по делу N 33-184/2015
Восточно-Сибирский окружной военный суд в составе: судьи-председательствующего - Антонова А.Г., судей Конфеты В.Л. и Бояркина Д.В., при секретаре Мункуевой Д.А. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части 00000 " ... " Тараканова В.И. об оспаривании действий начальника "N" отдела Федерального государственного казенного учреждения " " ... " региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ " ... регионжилье" МО РФ), связанных со снятием с учета нуждающихся в обеспечении жилым помещением, предоставляемом по договору социального найма, по апелляционной жалобе представителя заявителя по доверенности - Индюченко Н.А. на решение Читинского гарнизонного военного суда от 14 августа 2014 года.
Заслушав доклад судьи Антонова А.Г., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции и доводы апелляционной жалобы, выслушав выступление заявителя и его представителя - Индюченко Н.А. в поддержание доводов жалобы, а также представителя начальника ФГКУ " ... регионжилье" МО РФ - Кудрявцева А.А., просившего решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Тараканов через своего представителя Индюченко обратился в суд с заявлением, в котором указал, что решением начальника "N" отдела ФГКУ " ... регионжилье" МО РФ от 9 июля 2014 года "N" он с членами семьи (супруга и сын) был снят с учета нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма по избранному месту жительства в городе " ... " в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, то есть в связи с утратой оснований, подтверждающих право состоять на этом учете.
Полагая права нарушенными, Тараканов просил признать незаконным принятое решение, обязав начальника "N" отдела ФГКУ " ... регионжилье" МО РФ восстановить его совместно с членами семьи на соответствующем учете.
К участию в деле судом первой инстанции в качестве заинтересованных лиц были привлечены руководитель Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по " ... "" и начальник ФГКУ " ... регионжилье" МО РФ.
Решением Читинского гарнизонного военного суда от 14 августа 2014 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе представитель заявителя - Индюченко, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить в связи с существенным нарушением норм процессуального права и неправильным применением норм материального права и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления, приводя в обоснование следующие доводы.
Так, автор жалобы, ссылаясь на нормативные правовые акты РФ и на судебную практику Верховного Суда РФ, выражает несогласие с выводом суда о неприменении к заявителю положений ст. 53 ЖК РФ в части истечения пятилетнего срока с момента отчуждения жилого помещения. При этом Индюченко указывает, что суд в подтверждение указанного вывода не привел в решении конкретную норму Закона, нарушив тем самым нормы процессуального законодательства, а именно ч. 4 ст. 198 ГПК РФ.
Наряду с этим указывает, что в нарушение ч. 4 ст. 198 ГПК РФ суд не привел в решении мотивы, на основании которых он признал ошибочными доводы представителя заявителя.
Кроме того, по мнению Индюченко, ссылка суда в решении на положения ст. 9.1 Федерального закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" является несостоятельной. Не подлежит также, по его мнению, и применению в данном случае постановление Правительства РФ N 512, поскольку указанный нормативный правовой акт регулирует порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, заключивших первый контракт после 1 января 1998 года, либо назначенных на офицерские должности в 2000 году и позднее, в то время как Тараканов был назначен на воинскую должность в 1986 году.
Помимо этого автор жалобы обращает внимание на то, что от Министерства обороны РФ в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", Тараканов жилым помещением на условиях социального найма или в собственность за весь период военной службы с августа 1983 года по настоящее время не обеспечивался, в связи с чем вопрос о повторном обеспечении жилым помещением на указанных условиях в данном случае рассматриваться не может.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выслушав заявителя и его представителя, а также представителя должностного лица, окружной военный суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абз. 3 этого же пункта военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 14 ст. 15 Закона военнослужащие, отвечающие ряду требований, обеспечиваются жилыми помещениями при увольнении с военной службы и перемене места жительства. При этом документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны РФ и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством РФ.
Согласно подп. "и" п. 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и нуждающихся в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054 (далее - Правила учета), избрание гражданами постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием для признания их нуждающимися в получении жилых помещений.
Вместе с тем наличие у таких граждан в собственности квартиры (жилого дома) и (или) в случае ухудшения ими своих жилищных условий в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья, в соответствии с подп. "а" и "д" п. 10 Правил учета, является препятствием для признания их нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
Из вышеприведенных нормативных правовых актов следует, что действующее законодательство, предоставляя военнослужащим гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), возлагает на государство обязанность по предоставлению им такого жилья по установленным нормам только один раз за все время военной службы.Следовательно, если военнослужащий распорядился полученным ранее от государства по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.
В силу абз. 13 п. 1 ст. 15 Закона военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях, по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются лица, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Из подп. "б" п. 7 Правил учета следует, что одним из оснований признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения.
В соответствии с п. 2 и 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, а также выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет.
Согласно решению Городского Собрания " ... " от 28 октября 2010 года "N" "О внесении изменений в решение Городского Собрания " ... " от 24 июня 2010 года N 51 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления общей площади жилого помещения по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде города " ... "", учетная норма общей площади жилого помещения в городе " ... " для граждан, проживающих в отдельных квартирах, на одного человека составляет 10 и менее кв.м. - для граждан, проживающих в отдельных квартирах и жилых домах, и 12 и менее квадратных метров - для граждан, проживающих в квартирах (домах) с частичными коммунальными удобствами, секционного или коридорного типа.
Как следует из материалов дела, на основании договора на передачу квартир в собственность граждан от 18 августа 1997 года администрацией " ... " в собственность заявителя Тараканова В.И. и трех членов его семьи: супруги Л. и двух детей - сына Б. и дочери Г., в равных долях была бесплатно передана двухкомнатная квартира, находящаяся по адресу: " ... ", общая площадь которой, согласно данным технического паспорта жилого помещения и ответа директора МУП " " ... "" " ... " от 17 ноября 2014 года "N", составляет 48,9 кв. м. (л.д. 62, 63, 104, 120).
При этом, как следует из контрольного талона к ордеру "N", указанная квартира до передачи ее в собственность Таракановым ранее принадлежала " ... " поселковому Совету жилищно-коммунального хозяйства (л.д. 63).
8 октября 2006 года заявителем и членами его семьи указанное жилое помещение было отчуждено по договору купли-продажи (л.д. 40).
Впоследствии Тараканов, состоящий на учете нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма по избранному месту жительства в городе " ... ", совместно с двумя членами семьи - супругой и сыном, в июле 2014 года был снят с указанного учета, ввиду наличия ранее в собственности у заявителя и членов его семьи жилого помещения, предоставленного в порядке приватизации, в соответствии с учетными нормами, которым они распорядились по своему усмотрению (л.д.41, 6-7).
При вышеуказанных обстоятельствах, учитывая, что квартира по адресу: " ... ", общей площадью 48,9 кв.м., переданная в собственность Тараканову В.И. и членам его семьи по договору о безвозмездной передаче квартир в собственность, коммунальными удобствами обеспечена не была (л.д. 92, 105), на каждого члена семьи заявителя приходилось 48,9 : 4 = 12,23 кв.м., что больше учетной нормы, установленной в городе " ... ", который заявитель избрал местом постоянного проживания.
Учитывая, что заявитель и трое членов его семьи являлись собственниками жилого помещения по установленным нормам, основания для его нахождения с двумя членами семьи на учете нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в городе " ... ", отсутствуют.
Довод заявителя о том, что переданная ему квартира не являлась муниципальной собственностью не основан на материалах дела.
При этом довод о том, что указанное жилое помещение являлось аварийным и непригодным для проживания опровергается сообщением первого заместителя главы Администрации " ... " от 22 мая 2015 года, исх. "N", и директора МУП " " ... "" " ... " от 20 мая 2015 года, исх. "N", информация о признании квартиры "N" в жилом доме "N" по " ... " отсутствует. На дату инвентаризации - 9 июня 2007 года процент износа многоквартирного дома составил - 39.
Что касается представленного Таракановым в суд апелляционной инстанции акта о состоянии несущих строительных конструкций ООО " " ... "" от 5 июня 2015 года, то он не влечет возникновение права у заявителя на обеспечение жилым помещением, поскольку в установленном постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года "N" порядке предоставленное Тараканову жилье непригодным для проживания или аварийным признано не было.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о законности решения должностного лица о снятии заявителя с членами семьи с учета в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в городе " ... " является верным, не согласиться с которым у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Что касается остальных доводов апелляционной жалобы, то с учетом вышеприведенного они на правильность принятого решения не влияют, а поэтому являются несостоятельными.
При таких обстоятельствах окружной военный суд, не усматривая нарушений норм материального либо процессуального права, которые могли бы повлечь отмену или изменение обжалуемого судебного акта, находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 327, 327.1, 328 и 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Читинского гарнизонного военного суда от 14 августа 2014 года по гражданскому делу по заявлению военнослужащего войсковой части 00000 " ... " Тараканова В.И. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя заявителя Индюченко Н.А. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.