Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Ивановой В.П.,
судей Кутыревой О.М., Харламовой О.А.,
при секретаре Куяновой Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 02 июля 2015 г. дело по апелляционной жалобе ФГКУ "Центррегионжилье" на заочное решение Первомайского районного суда г. Омска от 14 апреля 2015 г., которым постановлено:
"Признать за Кучеренко А. Ю. и К право собственности по ? доли за каждым в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Омск, " ... " общей площадью " ... " кв.м. в порядке приватизации".
Заслушав доклад судьи Ивановой В.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кучеренко А.Ю., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери К обратился с иском к Министерству обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Истец указал, что в соответствии с договором социального найма жилого помещения N " ... " от " ... " он является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: г. Омск, " ... ", состоящего из " ... " комнат, общей площадью " ... "., в котором также проживает его дочь - К.
Поскольку при обращении в Министерство обороны РФ ему было отказано в заключении договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность в связи с отсутствием соответствующих полномочий, истец просил признать за ним и его несовершеннолетней дочерью К право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Омск, " ... " порядке приватизации.
В судебное заседание истец не явился, просил о рассмотрении дела без его участия.
Представитель истца Шевченко А.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Представитель третьего лица ФГКУ "Центррегионжилье" в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители третьих лиц ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, Управления Росреестра по Омской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФГКУ "Центрарегионжилье" просит об отмене заочного решения. Ссылается на несоблюдение истцом установленного Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" досудебного порядка урегулирования спора. В нарушение процессуальных норм права в обжалуемом решении суда отсутствуют выводы, согласно которым суд отверг указанные апеллянтом доводы в возражениях на исковые требования.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель истцов Шевченко А.А. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу ФГКУ "Центррегионжилье" без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон о приватизации) приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Согласно ст. 2 Закона о приватизации граждане РФ, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст. 6 Закона).
На основании ч. 1 ст. 4 настоящего Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Как следует из ст. 11 Закона о приватизации, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В соответствии со ст. 8 Закона о приватизации в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
Судом первой инстанции установлено, что " ... " между нанимателем Кучеренко А.Ю. и наймодателем ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны РФ, действующим от имени собственника жилого помещения Российской Федерации, был заключен договор N " ... " социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: г. Омск, " ... ".
Материалами дела подтверждается, что К, " ... " г.р. является дочерью Кучеренко А.Ю.
Из копии финансового лицевого счета N " ... " от " ... " следует, что Кучеренко А.Ю. и К в указанном жилом помещении постоянно зарегистрированы и проживают с " ... "
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от " ... " и свидетельства о государственной регистрации права, выданным N " ... " правообладателем данной квартиры является Российская Федерация.
Согласно справкам ГП "Омский центр ТИЗ" от " ... " Кучеренко А.Ю., К право приватизации на территории Омской области не использовали.
Выданное Управлением Федеральной регистрационной службы свидетельство о государственной регистрации права от " ... ", а также выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от " ... " подтверждают право собственности Российской Федерации на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Омск, " ... ".
В соответствии с абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из приказа Министра обороны Российской Федерации (по строевой части) N " ... " от " ... " общая продолжительность военной службы капитана Кучеренко А.Ю. в Вооруженных Силах Российской Федерации в календарном исчислении для выплаты единовременного пособия на " ... " составляет 14 лет.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" полномочия по распоряжению жилищным фондом Вооруженных Сил РФ переданы Министерству обороны РФ, в связи с чем, передающей стороной по договору приватизации жилого помещения может быть только Министерство обороны Российской Федерации в лице соответствующих учреждений.
Материалами дела подтверждается, что Кучеренко А.Ю. обращался в Министерство обороны Российской Федерации с заявлением на приватизацию жилого помещения, однако, решения о предоставлении в собственность истца жилого помещения названным органом принято не было.
При этом, из ответа Департамента имущественных отношений Министерства Обороны Российской Федерации от " ... " N " ... " следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: г. Омск, " ... " закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России. Учитывая, что Минобороны России не наделено полномочиями по передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации, решение о приватизации жилого помещения может быть принято в рамках гражданского судопроизводства.
Учитывая данный ответ и удовлетворяя исковые требования о признании права собственности в порядке приватизации, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истцы вселились в спорное жилое помещение в установленном законом порядке, приобрели право пользования им на условиях договора социального найма, проживают в спорном жилом помещении, зарегистрированы в нем по постоянному месту жительства, другого жилья не имеют и не использовали право бесплатной приватизации жилого помещения.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" разъяснено, что гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводом суда.
Довод апелляционной жалобы о несоблюдении истцом установленного Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" досудебного порядка урегулирования спора подлежит отклонению судебной коллегией по следующим основаниям.
Досудебное урегулирование конфликта может быть предусмотрено нормативно-правовым актом и только в форме закона (п. 7 ч. 2 ст. 131, ст. 132, п. 1 ч. 1 ст. 135 Гражданского процессуального кодекса РФ) или договором. В этих случаях соблюдение подобного досудебного порядка обязательно до обращения в суд.
Сущность досудебного порядка урегулирования спора заключается в том, что, прежде чем обратиться в суд за защитой нарушенного права или охраняемого законом интереса, истец сначала должен предложить ответчику урегулировать конфликт.
Как указано выше, истец " ... " обращался с заявлением к Министерству обороны РФ с просьбой предоставить возможность реализовать его законное право на приватизацию, либо дать разъяснение по порядку осуществления приватизации в данной ситуации, " ... " Департаментом имущественных отношений Министерства обороны РФ ему был направлен ответ, которым дано разъяснения относительно порядка приватизации жилых помещений в собственность граждан.
Согласно ч. 3 ст. 8 указанного Закона РФ от 04 июля 1991 г. N 1541-1 в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Кучеренко А.Ю., считая, что во внесудебном порядке реализовать свое право на приватизацию квартиры не представляется возможным, исковые требования обосновал нарушением его права приобретения жилья в собственность в порядке приватизации.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется способами, указанными в этой норме, а также иными способами, предусмотренными законом.
Избранный истцом способ защиты в признания права собственности в порядке приватизации не требует соблюдения досудебного порядка, поскольку этот порядок не установлен ни федеральным законом, и не предусмотрен каким-либо иным нормативным актом или договором. При этом, обращение истца с заявлением на приватизацию является доказательством соблюдения, предусмотренного ст. 8 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" досудебного порядка реализации прав граждан на передачу им жилых помещений в собственность в порядке приватизации.
Не отражение указанных доводов апеллянта в судебном решении на правильность выводов суда первой инстанции не влияет, основанием для отмены или изменения решения не является.
При таких обстоятельствах, у судебной коллегии нет оснований для отмены решения суда.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, суд правильно применил и истолковал закон, нарушений норм процессуального права судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
заочное решение Первомайского районного суда г. Омска от 14 апреля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГКУ "Центррегионжилье" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.