Брянский областной суд в составе:
председательствующего ПЕТРАКОВОЙ Н.П.
при секретаре ГАЛКИНЕ А.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 июня 2015 года гражданское дело по заявлению Хоченков Д.А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Хоченков Д.А. являясь арендатором земельного участка, расположенного по адресу : "адрес", с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты"., категория земель - земли населенных пунктов обратился в суд с заявлением, с учетом уточнения, принятого судом, об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости в размере "данные изъяты", определенной на 01.01.2010г. согласно отчету составленному ДД.ММ.ГГГГ ООО "данные изъяты" N.
Дело рассмотрено судом в отсутствие Хоченкова Д.А., представителя ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Брянской области, представителя администрации города Новозывбков, Управления имущественных отношений Брянской области,, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав представителя Хоченкова Д.А., представителей Правительства Брянской области, Управления Росреестра по Брянской области, исследовав материалы дела, представленные доказательства, отчет об оценке, экспертизу отчета, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Хоченков Д.А. является на основании договора аренды, заключенного между Управлением имущественных отношений Брянской области и заявителем, арендатором земельного участка, расположенного по адресу : "адрес", с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты".
Из кадастровой выписке видно, что данный земельный участок относится к категории земель "земли населенных пунктов".
Согласно официальных данных публичной кадастровой карты на вышеуказанный земельный участок его кадастровая стоимость установлена на 01.01.2010г. в размере "данные изъяты"
Считая, что кадастровая стоимость вышеназванного земельного участка, внесенная в государственный кадастр недвижимости Кадастровой палатой, значительно превышает его рыночную стоимость, именно она учтена при расчете ставки арендной платы на земельный участок согласно условий договоры аренды, Хоченков Д.А. обратился в суд с настоящим заявлением.
Кадастровая стоимость земельного участка - это стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки.
Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов проводилась в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.08.1999г. N 945 "О государственной кадастровой оценки земель", Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 316 от 08.04.2000г.
В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000г. N 316, проведение государственной кадастровой оценки земель, осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости ( Росреестр) и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке; результаты государственной кадастровой оценки земель утверждают органы исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Результаты государственной кадастровой оценки утверждаются органом исполнительной власти субъекта РФ и подлежат официальному опубликованию.
Так, работы по государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Брянской области выполнялись на основании государственного контракта от 25.12.2009г. N 169, заключенного Росреестром с ФГУП "ФКЦ "Земля". Далее для выполнения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Брянской области заключен договор субподряда N1/Эксперт групп/ГК N169К от 16.02.2010г., между ФГУП "ФКЦ "Земля" и ООО "Консалтинговая группа "Эксперт" за счет средств федерального бюджета.
Постановлением Администрации Брянской области N 112 от 30.11.2012г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" утверждена кадастровая стоимость, в том числе спорного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты"., в размере "данные изъяты".
Хоченков Д.А. являясь арендатором земельного участка, расположенного по адресу : "адрес", с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" категория земель - земли населенных пунктов, и считая стоимость земельного участка завышенной, обратился в суд с настоящим заявлением, ссылаясь на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты"., в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2010г. в соответствии с отчетом, подготовленным ДД.ММ.ГГГГ ООО "данные изъяты" N.
Из содержания отчета от ДД.ММ.ГГГГ ООО "данные изъяты" N, представленного заявителем суду, целью оценки являлось определение рыночной стоимости объекта.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Законом (часть 5 статьи 4 названного Закона).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи, а в силу пункта 3 этой же статьи Земельного кодекса в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998г. N 135-ФЗ (в редакции от 21.07.2014г.) "Об оценочной деятельности в РФ" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, то есть по состоянию на 01.01.2010г.
В силу части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно пункту 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.
Конституционный Суд Российской Федерации в абзаце 4 пункта 2.2 определения от 01.03.2011 N 275-О-О указал, что действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре должен разрешаться органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке.
Таким образом, законодатель указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Установление рыночной стоимости полученной в результате индивидуальной оценки объекта и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего на уточнение кадастровой стоимости, которая была получена методами массовой оценки без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Вследствие чего, рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, не может быть определена произвольно.
Из содержания отчета от ДД.ММ.ГГГГ ООО "данные изъяты" N, видно, что рыночная стоимость земельного участка, расположенного по адресу : "адрес", с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты"., категория земель - земли населенных пунктов по состоянию на 01.01.2010г. составляет "данные изъяты", что меньше кадастровой стоимости, утвержденной постановлением Администрации Брянской области N 112 от 30.11.2012года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов". Данным постановлением утверждена кадастровая стоимость, в том числе и спорного земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты"., в размере "данные изъяты".
Согласно экспертному заключению N от ДД.ММ.ГГГГ на отчет об оценке N, составленный ДД.ММ.ГГГГ ООО "данные изъяты", указанный отчет соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности. Применение использованных оценочных подходов для определения рыночной стоимости объекта оценки обоснованно. Расчет стоимости объекта выполнен в соответствии с изложенной методикой определения стоимости, подтверждает рыночную стоимость объекта оценки.
Таким образом, соблюдены требования статьи 24.16 Федерального закона об оценочной деятельности, предусматривающей обязательное проведение экспертизы отчета при определении кадастровой стоимости той же саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой являются оценщики ООО "данные изъяты".
С размером рыночной стоимости спорного земельного участка, установленным в отчете ООО "данные изъяты" N, и подтвержденным экспертным заключением N от ДД.ММ.ГГГГ заинтересованные лица согласны, оценку не оспорили, доказательств иного размера рыночной стоимости земельного участка не представили.
То обстоятельство, что Хоченков Д.А. является арендатором спорного земельного участка, а значит не обладает правом обжалования размера кадастровой стоимости, не может быть принято судом в качестве оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку арендатор является лицом, чьи права и обязанности непосредственно зависят от установления той или иной кадастровой стоимости, а следовательно вправе защищать свои права в том числе и путем обращения в суд с настоящим заявлением.
Также суд посчитал, что нет оснований не доверять заключению эксперта об оценке рыночной стоимости. Оценка проведена на дату установления кадастровой стоимости, как установлено ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности, согласно которой в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
На основании изложенного, заявление Хоченкова Д.А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу : "адрес", с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты"., категория земель - земли населенных пунктов по состоянию на 01.01.2010г. в размере "данные изъяты", равной его рыночной стоимости подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Заявление Хоченков Д.А. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу : "адрес", с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты"., категория земель - земли населенных пунктов по состоянию на 01.01.2010г. в размере "данные изъяты", равной его рыночной стоимости.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты его изготовления в окончательной форме в Верховный суд Российской Федерации через Брянский областной суд.
Судья Брянского областного суда Петракова Н.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.