Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего ПЕТРАКОВОЙ Н.П.
судей областного суда АПОКИНОЙ Е.В.
ДЕНИСЮКА О.Н.
при секретаре ЕВДОКИМОВОЙ Т.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Петраковой Н.П. 30 июня 2015года дело по апелляционной жалобе Зыковой Т.Д. на решение Погарского районного суда Брянской области от 28 апреля 2015 года по иску Зыковой Т.Д. к ГКУ "Отдел социальной защиты населения "адрес"" о признании приказов незаконными, перерасчете ежемесячной выплаты в возмещение вреда по случаю потери кормильца, взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛА:
Зыкова Т.Д. обратилась в суд с иском к ГКУ ( далее ГКУ) "Отдел социальной защиты населения "адрес"" о признании приказов незаконными, перерасчете ежемесячной выплаты в возмещение вреда по случаю потери кормильца, взыскании задолженности.
В обоснование заявленных требований истица ссылалась на то, что ее муж, З.А.Г., являлся инвалидом второй группы, инвалидность была установлена вследствие заболевания, полученного при выполнении работ, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. При жизни ее мужу выплачивалась ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью с учетом индексации в размере "данные изъяты".
Со ДД.ММ.ГГГГ ей выплачивается ежемесячная денежная компенсация по случаю потери кормильца в размере "данные изъяты", с чем она не согласна. Полагает, что она имеет право на получение выплат в возмещение вреда здоровью по потере кормильца за разницей доли, причитающейся на умершего мужа, что составляет по ее подсчетам "данные изъяты".
Зыкова Т.Д. просила суд признать незаконным приказ N от ДД.ММ.ГГГГ, которым ей было отказано в назначении ежемесячной денежной компенсации по потере кормильца в связи с отсутствием в представленном ГКУ "Отдел социальной защиты населения "адрес"" пакете документов, документов подтверждающих факт нахождения ее на иждивении З.А.Г. ; приказ N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в доплате денежной компенсации, взыскать ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью по потере кормильца в размере "данные изъяты", начиная с ДД.ММ.ГГГГ и единовременную общую сумму недоплат по ежемесячной сумме в возмещение вреда здоровью по потере кормильца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты".
Решением Погарского районного суда Брнской области от 28 апреля 2015 года в удовлетворении исковых требований Зыковой Т.Д. отказано.
В апелляционной жалобе Зыкова Т.Д. просит отменить решение районного суда, указывая на то, что суд 1-й инстанции при рассмотрении спора не учел тот факт, что она имеет право на получение денежной компенсации в размере "данные изъяты", то есть 50% от денежной суммы, которую получал умерший супруг, и, что данные выплаты ей должны были быть назначены с ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад по делу судьи областного суда Петраковой Н.П., выслушав объяснения Питикина А.А., представляющего по доверенности интересы Зыковой Т.Д., поддержавшего доводы жалобы в части назначения выплат в возмещение вреда здоровью по потере кормильца с ДД.ММ.ГГГГ, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Разрешая спор, суд 1-й инстанции пришел к выводу о том, что установленный ГКУ "Отдел социальной защиты населения "адрес"" Зыковой Т.Д. размер ежемесячной денежной компенсации по случаю потери кормильца соответствует требованиям закона. В связи с чем, отказал в удовлетворении иска.
Судебная коллегия полагает выводы суда правильными, соответствующими всем обстоятельствам дела.
Назначение и выплата компенсаций, возмещающих вред, причиненный здоровью радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам, ставшим инвалидами, а в случае их смерти - их нетрудоспособным иждивенцам, осуществляется в соответствии с требованиями норм действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, действующей на момент смерти супруга истицы - инвалида 2 группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС), в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части 1 настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число.
Положения пункта 15 части 1 статьи 14 базового Закона предусматривают выплату компенсации инвалидам 2 группы - 2500 рублей.
При этом впервые право на получение денежных компенсаций по возмещению вреда было закреплено в пункте 25 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N179-ФЗ, введенного в действие со 2 марта 1996 года.
Названная норма Закона сама по себе только устанавливала право на компенсации, а в части определения размеров возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС отсылала к законодательству Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с производством, то есть к Правилам возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 года (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 180-ФЗ).
Кроме того, пункт 25 части 1 статьи 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ) допускал возможность исчисления возмещения вреда из условного месячного заработка, если период работы в зоне отчуждения составлял менее одного полного календарного месяца.
Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", введенным в действие с 15 февраля 2001 года, в базовый закон были внесены изменения и дополнения.
Так, пункт 25 части 1 статьи 14 базового Закона изложен в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка: инвалидам 1 группы - 5000 руб., инвалидам 2 группы - 2500 руб., инвалидам 3 группы - 1000 руб.
Статья 14 базового Закона была дополнена новой частью 2, где было указано, что в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 25 части 1 настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. При этом размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число.
Таким образом, нетрудоспособные иждивенцы умершего инвалида имеют право после 15 февраля 2001 года не на любую компенсацию, а только на ту, которая предусмотрена действующей после 15 февраля 2001 года редакцией пункта 25 части 1 статьи 14 Закона. В данном пункте с 15 февраля 2001 года предусмотрены только твердые денежные суммы.
Это означает, что размер компенсации члену семьи инвалида, умершего после вступления в действие Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, может быть определен только исходя из твердой суммы, предусмотренной пунктом 25 части 1 статьи 14 базового Закона.
Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 года N 607 утвержден Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Согласно абзацу второму пункта 3 данного Порядка в случае смерти инвалида размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, определяется как разность между всем размером денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности и частью, приходящейся на самого кормильца. Для определения размера денежной компенсации, приходящейся на каждого нетрудоспособного иждивенца, размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, делится на их число.
Аналогичная норма содержится и в абзаце 2 пункта 4 Разъяснения Минтруда России 30 ноября 2001 года N 6, утвержденного постановлением Минтруда от 30 ноября 2001 года N 83.
Решением Верховного Суда РФ от 5 июля 2002 года N ГКПИ02-122 установлено, что пункт 4 Разъяснения Минтруда России в части слов "денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности" не противоречит части 2 статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В пункте 3.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года N 11-П указано, что из пункта 25 части 1, части 2 статьи 14, абзаца второго пункта 2 части 1 статьи 29 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции от 12 февраля 2001 года в их нормативном единстве с частями 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ следует, что право выбора - получать возмещение вреда в твердых суммах или в размере, который исчисляется из заработка, не предоставляется инвалидам-чернобыльцам, а в случае их смерти - нетрудоспособным членам семьи, находившимся на их иждивении, впервые обратившимся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года (то есть после 15 февраля 2001 года). Данное положение, как основанное на признании права законодателя на введение нового способа определения размера возмещения вреда здоровью, не противоречит Конституции РФ.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" выявленный Конституционным Судом РФ конституционно-правовой смысл указанных законоположений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
В связи с тем, что законодательством не предусматривалась возможность назначения возмещения вреда членам семьи умершего инвалида-чернобыльца исходя из денежной суммы, которая ему была сохранена после 15 февраля 2001 года, Зыкова Т.Д. до 15 февраля 2001 года получателем денежной компенсации возмещения вреда в связи со смертью кормильца не являлась, впервые обратилась за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N5-ФЗ, назначение и выплата данной компенсации должны осуществляться исходя из суммы компенсации, предусмотренной пунктом 15 части 1 статьи 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года N1244-1 (в редакции, действующей на момент смерти супруга истицы).
Размеры ежемесячных денежных компенсаций истцам определены органом социальной защиты в соответствии с частью 1 пункта 15 статьи 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и с учетом индексации по постановлениям Правительства РФ.
С учетом изложенного, является правомерным вывод суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Зыковой Т.Д. о перерасчете компенсационной выплаты по потере кормильца из расчета 50% от денежной суммы, которую получал при жизни ее супруг в счет возмещения вреда здоровью.
Также коллегия отмечает, что право нетрудоспособных иждивенцев на возмещение вреда по случаю потери кормильца не ставится в зависимость от того, состоят ли они в какой-либо степени родства или свойства с умершим кормильцем. Основополагающими юридическими фактами в этом случае являются факт состояния на иждивении и факт нетрудоспособности.
Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Лишь иждивенство детей, не достигших 18 лет, предполагается и не требует доказательств.
Как следует из материалов дела, Зыкова Т.Д. получив от ГКУ "Отдел социальной защиты населения "адрес"" приказ N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации по потере кормильца в связи с отсутствием в представленном ГКУ "Отдел социальной защиты населения "адрес"" пакете документов, документов подтверждающих факт нахождения ее на иждивении З.А.Г., истица обратилась в суд с заявлением об установлении факта нахождения на иждивении З.А.Г., получение содержания от которого являлось для нее постоянным основным источником дохода.
Решением Погарского районного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт нахождения Зыковой Т.Д. на иждивении З.А.Г., умершего ДД.ММ.ГГГГ.
После вступления решения районного суда в законную силу истица подала документы на назначение выплат по потере кормильца, которые были назначены со ДД.ММ.ГГГГ.
Данные обстоятельства Зыкова Т.Д. не оспаривала.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании положений законодательства, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной судом первой инстанции в полном соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при этом оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств судебная коллегия не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Погарского районного суда Брянской области от 28 апреля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий ПЕТРАКОВА Н.П.
Судьи областного суда АПОКИНА Е.В.
ДЕНИСЮК О.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.