Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ковешниковой Е.А.,
судей: Андриановой И.В., Архиповой М.В.,
при секретаре Нишуковой Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 июня 2015 года апелляционную жалобу Игнатова Н.Ю. на решение Мичуринского городского суда Тамбовской области от 10 марта 2015 года
по гражданскому делу по иску Игнатова Н.Ю. к Тамбовскому областному государственному бюджетному учреждению социального обслуживания населения "Центр социальных услуг для населения города Мичуринска и Мичуринского района", управлению социального развития Тамбовской области о признании отказа в предоставлении меры социальной поддержки незаконным; о назначении и выплате мер социальной поддержки.
Заслушав доклад судьи Андриановой И. В., апелляционная инстанция
УСТАНОВИЛА:
Игнатов Н.Ю. обратился в суд с иском к ТОГБУСОН "Центр социальных услуг для населения города Мичуринска и Мичуринского района", управлению социального развития Тамбовской области г. Тамбова о признании отказа в предоставлении мер социальной поддержки незаконным, назначении и выплате мер социальной поддержки.
В обоснование требований указал, что приказом Управления социального развития Тамбовской области N *** от *** г. ему было присвоено звание "Ветеран труда". В том же месяце ему выдали удостоверение, в котором указано, что в порядке, установленном статьями 22 и 23 Федерального закона РФ "О ветеранах", он имеет право пользоваться льготами. Однако льготами как ветеран труда на тот момент он не пользовался, так как являлся инвалидом сначала *** группы, потом - ***, и, соответственно, получал льготы, установленные для инвалидов.
*** года, в связи с непрохождением переосвидетельствования группа инвалидности у него была снята. 03.11.2014 г. он обратился в ТОГБУСОН "Центр социальных услуг для населения города Мичуринска и Мичуринского района" для назначения льгот как ветерану труда, однако ему было отказано. Позднее, с тем же вопросом он обратился в Управление социального развития Тамбовской области, и *** г. ему был дан ответ N *** об отказе в предоставлении указанных льгот на том основании, что на момент вступления в силу Закона Тамбовской области от 06.06.2014 г. N 413-3 "О внесении изменений в Закон Тамбовской области "О мерах социальной поддержки тружеников тыла, ветеранов труда и лиц, к ним приравненных, жертв политических репрессий, ветеранов труда Тамбовской области" он не пользовался мерами социальной поддержки как ветеран труда, а пользовался льготами как инвалид 2 группы в соответствии законом "О социальной защите инвалидов".
Полагает, что данный отказ противоречит положениям п.3 ст.7 Закона Тамбовской области от 06.06.2014 г. N 413-З, согласно которому гражданину, имеющему право на получение мер социальной поддержки одновременно по настоящему закону и по одному или нескольким федеральным законам, законам области, меры социальной поддержки предоставляются по письменному выбору гражданина по одному из законов; и гражданину, имеющему право на получение мер социальной поддержки по нескольким основаниям настоящего закона, меры социальной поддержки предоставляются по письменному выбору гражданина по одному из оснований. Таким образом, им была выбрана норма социальной поддержки в соответствии с законом об инвалидах, но он пользовался льготами (в частности, по покупке проездных билетов в общественном транспорте) в соответствии с законом о ветеранах труда, предъявляя удостоверение Ветерана труда.
Указал также, что поскольку он по-прежнему имеет статус Ветерана труда, то за ним сохраняется в соответствии со статьями 2, 4 Закона Тамбовской области от 27.02.2009 г. N 497-З "О мерах социальной поддержки тружеников тыла, ветеранов труда и лиц, к ним приравненных, жертв политических репрессий, ветеранов труда Тамбовской области" право на получение мер социальной поддержки после вступления в силу данного Закона.
Просил суд признать отказ ТОГБУСОН "Центр социальных услуг для населения города Мичуринска и Мичуринского района" в предоставлении льгот незаконным; обязать ТОГБУСОН "Центр социальных услуг для населения города Мичуринска и Мичуринского района" назначить ему льготы как ветерану труда в соответствии с Законом "О ветеранах труда в Тамбовской области " с *** г.
Решением Мичуринского городского суда Тамбовской области от 10 марта 2015 года Игнатову Н.Ю. отказано в удовлетворении исковых требований.
Игнатов Н.Ю. подал на решение суда первой инстанции апелляционную жалобу, в которой указал, что отказ в праве пользования мерами социальной поддержки дискриминирует права инвалидов, что противоречит части 2 статьи 19 Конституции РФ, запрещающей любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной принадлежности. Дискриминация заключается в том, что при равных условиях обладатель удостоверения "Ветерана труда", не достигший возраста 60 лет, вправе ожидать выплаты средств в виде мер социальной поддержки, предусмотренных Законом "О ветеранах труда". В то время как инвалид, также имеющий статус "Ветеран труда", после проведенных мер реабилитации и адаптации к жизненным условиям неправомерно лишается мер социальной поддержки (согласно Закону Тамбовской области от 06.06.2014 г. N 413-З), без предложения равноценного возмещения ущерба. Тем самым считает, что были нарушены требования ч.2 ст.7, ч.3 ст.35, ч.2 ст.55 Конституции РФ об обеспечении поддержки инвалидов. Полагает, что все обладатели удостоверения "Ветеран труда" должны обладать равными правами.
С учетом изложенного, просит решение Мичуринского городского суда Тамбовской области от 10 марта 2015 года отменить, дело направить на новое рассмотрение.
В возражениях на апелляционную жалобу директор ТОГБУСОН "Центр социальных услуг для населения города Мичуринска и Мичуринского района" Д. Ю.А. указал, что на момент присвоения Игнатову Н.Ю. звания "Ветеран труда" он был зарегистрирован в базе данных регистра по категории " ***", и на основании личного заявления от *** г. получал меры социальной поддержки в соответствии с ФЗ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". С заявлением о назначении мер социальной поддержки по категории "Ветеран труда" (на основании п.3 ст.7 Закона Тамбовской области от 06.06.2014 г. N 413-З, о праве выбора меры социальной поддержки, на что ссылался истец в исковом заявлении) Игнатов Н.Ю. в Центр социальных услуг не обращался.
18.06.2014 г. вступил в законную силу другой закон - Закон Тамбовской области от 06.06.2014 г. N 413-З "О внесении изменений в Закон Тамбовской области "О мерах социальной поддержки тружеников тыла, ветеранов труда и лиц, к ним приравненных, жертв политических репрессий, ветеранов труда Тамбовской области", пунктом 2 статьи 2 которого предусмотрено, что право на получение мер социальной поддержки после вступления в силу настоящего закона сохраняется лишь за гражданами, получающими меры социальной поддержки в соответствии со статьей 4 Закона Тамбовской области от 27.02.2009 г. N 497-З. Следовательно, оснований для предоставления Игнатову Н.Ю. мер социальной поддержки по категории "Ветеран труда" не имеется, поскольку на момент вступления в силу вышеназванного Закона он не пользовался мерами социальной поддержки по данной категории.
Просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что согласно справке серии МСЭ- *** N ***, выданной Бюро МСЭ N *** от *** г., Игнатову Н.Ю. с с *** г. установленная *** группа инвалидности, а с *** г. - ***.
На основании заявления Игнатова Н.Ю. от 27.07.2013 г. ему предоставлялись меры социальной поддержки как инвалиду, установленные Федеральным законом от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Приказом Управления социального развития Тамбовской области N *** от *** г. Игнатову Н.Ю. было присвоено звание "Ветеран труда" и выдано соответствующее удостоверение.
Как пояснил Игнатов Н.Ю. в суде, на момент присвоения звания "Ветеран труда" и установления *** группы инвалидности, он по-прежнему продолжать получать социальную поддержку как инвалид в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", поскольку получать меры социальной поддержки как инвалиду на тот период ему было выгоднее, чем получать их как ветерану труда.
*** г. группа инвалидности у Игнатова Н.Ю. была снята в связи с непрохождением очередного освидетельствования.
03.11.2014 г. Игнатов Н.Ю. обратился в Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения "Центр социальных услуг для населения города Мичуринска и Мичуринского района" для получения льгот как ветеран труда, однако в получении данных льгот ему было отказано со ссылкой на то, что на день вступления в действие Закона Тамбовской области от 06.06.2014 г. N 413-З "О внесении изменений в Закон Тамбовской области "О мерах социальной поддержки тружеников тыла, ветеранов труда и лиц, к ним приравненных, жертв политических репрессий, ветеранов труда Тамбовской области" меры социальной поддержки ветеранам труда стали предоставляться при достижении мужчинами возраста 60 лет, женщинами - 55 лет, а согласно статье 2 пункта 1 данного Закона право на получение мер социальной поддержки после вступление в силу настоящего Закона сохраняется за гражданами, в том числе, за ветеранами труда, получающими меру социальной поддержки в соответствии со статьей 4 Закона Тамбовской области от 27.02.2009 г. N 497-3.
Отказывая Игнатову Н.Ю. в иске, суд первой инстанции исходил из того, что на момент вступления в силу Закона Тамбовской области от 06.06.2014 г. N 413-З Игнатов Н.Ю. не пользовался мерами социальной поддержки как ветеран труда, следовательно, действие пункта 1 статьи 2 указанного Закона на него не распространяется, и оснований для предоставления ему мер социальной поддержки как ветерану труда не имеется.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции от 28.06.2014 г.) меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами.
27.02.2009 г. Тамбовская областная Дума приняла Закон Тамбовской области N 497-3 "О мерах социальной поддержки тружеников тыла, ветеранов труда и лиц, к ним приравненных, жертв политических репрессий, ветеранов труда Тамбовской области", который регулирует правоотношения сторон в указанной области.
Пунктом 3 статьи 7 Закона Тамбовской области от 27.02.2009 г. N 497-3 было определено, что гражданину, имеющему право на получение мер социальной поддержки одновременно по настоящему Закону и по одному или нескольким федеральным законам, меры социальной поддержки предоставляются по письменному выбору гражданина, по одному из законов или федеральных нормативных правовых актов.
Руководствуясь указанным положением закона, на основании письменного заявления, Игнатов Н.Ю. реализовал своё право на получение мер социальной поддержки по Федеральному закону от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в силу чего ему предоставлялись меры социальной поддержки как инвалиду до истечения срока инвалидности, то есть до 01.11.2014 г.
В соответствии с Законом области от 27.02.2009 г. N 497-3 "О мерах социальной поддержки тружеников тыла, ветеранов труда и лиц, к ним приравненных, жертв политических репрессий, ветеранов труда Тамбовской области" меры социальной поддержки предоставлялись ветеранам труда, получающим пенсию, независимо от возраста.
Однако согласно Закону Тамбовской области от 06.06.2014 г. N 413-3 "О внесении изменений в Закон Тамбовской области "О мерах социальной поддержки тружеников тыла, ветеранов труда и лиц, к ним приравненных, жертв политических репрессий, ветеранов труда Тамбовской области" меры социальной поддержки ветеранам труда стали предоставляться при достижении мужчинами возраста 60 лет, женщинами - 55 лет.
В статье 2 пункта 1 данного Закона указано, что право на получение мер социальной поддержки после вступления в силу настоящего Закона сохраняется за гражданами, в том числе, за ветеранами труда, получающими меру социальной поддержки в соответствии со статьей 4 Закона Тамбовской области от 27.02.2009 г. N 497-3
Установлено и истцом не оспаривается, что на день вступления в силу вышеуказанного Закона области Игнатов Н.Ю. не пользовался мерами социальной поддержки как ветеран труда, следовательно, выводы суда об отсутствии оснований для предоставления ему мер социальной поддержки по данной категории с ноября 2014 года правомерны.
Доводы апелляционной жалобы Игнатова Н.Ю. о том, что отказ в праве пользования мерами социальной поддержки как ветерану труда является дискриминацией инвалидов, и что все обладатели удостоверения "Ветеран труда" должны обладать равными правами, судебная коллегия считает необоснованными, поскольку, как указано выше, ему было отказано в предоставлении мер социальной поддержки по основаниям, установленным действующим Законом Тамбовской области.
Игнатов Н.Ю., обратившись с письменным заявлением о предоставлении права на получение мер социальной поддержки как инвалид, в соответствии с ранее действовавшей редакцией Закона Тамбовской области от 27.02.2009 г. N 497-3 "О мерах социальной поддержки тружеников тыла, ветеранов труда и лиц, к ним приравненных, жертв политических репрессий, ветеранов труда Тамбовской области", совершил свой выбор добровольно, реализовав право, предоставленное ему действовавшим в тот период законом.
Само по себе наличие у Игнатова Н.Ю. удостоверения ветерана труда, без его письменного заявления, поданного в установленном законом порядке до 06.06.2014 г. (даты внесения изменения в закон), о получении мер социальной поддержки как ветерана труда, не свидетельствует о возникновении у него права на получении мер социальной поддержки в данном статусе.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит обжалуемое судебное решение законным, обоснованным и подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе - предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, являющихся основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке, судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мичуринского городского суда Тамбовской области от 10 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Игнатова Н.Ю. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.