Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Босси Н.А.,
судей: Бучневой О.А., Ледовских И.В.,
с участием прокурора: Кочетыговой И.С.,
при секретаре: Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 08 июня 2015 года гражданское дело по иску администрации г. Тамбова к Чепурновой М.С., Чепурнову Р.А., Чепурнову А.Б. об устранении препятствий в заключении договора мены жилого помещения и выселении с предоставлением другого жилого помещения,
по апелляционной жалобе администрации города Тамбова на решение Ленинского районного суда города Тамбова от 16 марта 2015 года,
заслушав доклад судьи Босси Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация г.Тамбова обратилась в суд с иском к Чепурновой М.С., Чепурнову Р.А., Чепурнову А.Б., в котором просит выселить ответчиков из комнаты N *** квартиры N *** общей площадью *** кв.м, дома N *** по ул. ***, устранить препятствие со стороны Чепурновой М.С. в совершении сделки договора мены вышеуказанной комнаты, собственником которой является Чепурнова М.С., на квартиру N *** общей площадью *** кв.м, дома N *** по ул. ***, собственником которой является городской округ-город Тамбов, обязав Чепурнову М.С. заключить с администрацией городского округа-город Тамбов договор мены комнаты N *** квартиры N *** дома N *** по ул. *** на квартиру N *** общей площадью *** кв.м, дома *** по ул. ***.
В обоснование исковых требований указала, что на основании решения исполнительного комитета Тамбовского городского Совета депутатов трудящихся от 09.10.1975 N 1568 "О мерах по переселению граждан из аварийных домов", дом N *** по ул. *** признан аварийным. Во исполнение Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", согласно постановлению администрации Тамбовской области от *** N ***, утверждена областная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области, на *** год и до *** года. Основным разработчиком Программы является управление топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства области. Заказчиком Программы является администрация Тамбовской области. Целями Программы является улучшение условий проживания путём переселения граждан из аварийного жилищного фонда, финансовое и организационное обеспечение переселения граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде, расположенном на территории Тамбовской области, признанном в соответствии с Федеральным законом в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации. Источниками финансирования Программы являются Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, областной бюджет и местный бюджет.
Дом N *** по ул. *** включен в вышеуказанную Программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
На основании выписки из домовой книги и лицевого счета в комнате N *** квартиры N ***, общей площадью *** кв.м., дома *** по ул. *** зарегистрированы: Чепурнова М.С. ( собственник) и члены ее семьи- Чепурнов Р.А., Чепурнов А.Б. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от *** *** N *** указанная комната на основании договора дарения принадлежит на праве собственности Чепурновой М.С. Отделом организации управления муниципальным жилищным фондом жилищного комитета администрации города Тамбова проводилась работа по переселению граждан, зарегистрированных в доме N *** по ул. ***, которая осуществлялась в рамках областной адресной Программы N *** от *** "Об утверждении областное адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области, на *** год и до *** года". Гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих на праве собственности, выразившим согласие на получение выкупной цены за изымаемые у них жилые помещения, или в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственниками жилых помещений предоставляются жилые помещения с зачетом стоимости изымаемых жилых помещений в выкупную цену путем заключения договоров мены или купли-продажи. Средства финансовой поддержки на реализацию мероприятий Программы выделяются муниципальным образованиям области.
На приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) на строительство таких домов по цене, не превышающей предельную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой федеральным органом исполнительной власти. В случае, если стоимость одного квадратного метра превышает цену приобретенных жилых помещений, установленную федеральным органом исполнительной власти, финансирование таких расходов на оплату превышения осуществляется за счет средств бюджета Тамбовской области и (или) местных бюджетов.
Квартира N *** общей площадью *** кв.м, дома N *** по ул. *** на основании свидетельства о государственной регистрации права от *** *** N *** принадлежит на праве собственности городскому округу - город Тамбов. Постановлением администрации города Тамбова от *** N *** "О внесение изменений в постановление администрации города Тамбова от *** N *** "О заключении договоров мены с собственниками квартир, расположенных в аварийном жилищном фонде" предусмотрено заключение с Чепурновой М.С. (собственником вышеуказанной комнаты) договора мены на квартиру, принадлежащую на праве собственности городскому округу-город Тамбов.
Чепурнова М.С. в добровольном порядке не желает заключить договор мены, о чем свидетельствует ее заявление от ***, тем самым препятствуя исполнению постановления администрации Тамбовской области от *** N ***
Решением Ленинского районного суда города Тамбова от 16 марта 2015 года в удовлетворении исковых требований администрации г. Тамбова отказано.
С названным решением суда не согласилась администрация города Тамбова и подала апелляционную жалобу, в которой просит решение Ленинского районного суда города Тамбова от 16 марта 2015 года отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении ее исковых требований.
Считает решение суда вынесенным с нарушением норм материального права.
В обоснование жалобы указывает доводы, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.
По мнению автора жалобы, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции не принял во внимание те обстоятельства, что дом N *** по ул. ***, согласно решению Исполнительного комитета Тамбовского городского Совета депутатов трудящихся от *** N *** "О мерах по переселению граждан из аварийных домов", признан аварийным. Проживающие лица в данном доме подлежат переселению.
Во исполнение Федерального закона от 21.07.2007 N185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", согласно постановлению администрации Тамбовской области от *** N ***, утверждена областная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области на *** год и до *** года. Спорный дом вошел в вышеуказанную программу.
В рамках реализации Программы необходимо было решить следующие задачи: формирование жилищного фонда и финансовых ресурсов для переселения граждан из аварийного жилищного фонда; переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного в соответствии с Федеральным законом в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации; ликвидация существующего аварийного жилищного фонда. Во втором квартале *** года планировалось расселение граждан проживающих в спорном доме.
Чепурнова М.С. является собственником комнаты N *** общей площадью *** в квартире N *** дома N *** по улице *** согласно свидетельству о государственной регистрации права от *** *** N *** на основании договора дарения от ***.
Согласно свидетельству о регистрации права от *** *** N *** жилое помещение-квартира N *** общей площадью *** кв.м, дома N *** по улице ***, этаж ***, принадлежит на праве собственности городскому округу-город Тамбов.
Потребность в средствах на переселение граждан из аварийного жилищного фонда рассчитана исходя из предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений.
Суд, отказывая в удовлетворении требования администрации города Тамбова, не принял во внимание стоимость предоставляемой квартиры, которая согласно отчету N *** от *** ООО "АНТЭКС" составляет *** рублей".
На основании постановления администрации города Тамбова от *** N *** "О внесении изменений в постановление администрации города Тамбова от *** N *** "О заключении договоров мены с собственниками квартир, расположенных в аварийном жилом фонде", Чепурновой М.С. необходимо было заключить договор мены принадлежащей ей на праве собственности комнаты с последующей передачей в собственность муниципальному образованию городскому округу- город Тамбов в лице администрации города Тамбова, которая передает в собственность Чепурновой М.С. *** квартиру N *** общей площадью *** кв.м., в доме *** по улице ***, принадлежащую муниципалитету на праве собственности. Обмениваемое жилое имущество надлежит считать равноценным и обмен производить без доплаты.
Специалистами отдела организации управления муниципальным жилищным фондом жилищного комитета администрации города Тамбова с собственником жилого помещения- Чепурновой М.С. проводилась работа в рамках областной адресной Программы N *** от *** "Об утверждении областной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области, на *** год и до *** года", в связи с чем Чепурновой М.С. была предложена вышеуказанная сделка, от которой она отказалась, указав в заявлении от ***. о том, что ее не устраивает маленькая площадь квартиры и район, в котором она расположена.
Автор жалобы считает отказ собственника Чепурновой М.С. не основанным на законе, поскольку реализация Программы направлена на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в домах, признанных аварийными в части создания безопасных условий для их проживания.
В данном случае денежные средства, выделенные на реализацию вышеуказанной Программы освоены, жилые помещения для переселения граждан из аварийного жилого фонда приобретены, для завершения реализации Программы необходимо произвести снос аварийного дома в кратчайшие сроки.
Администрация города Тамбова предоставила Чепурновой М.С. *** квартиру N ***, общей площадью *** кв.м., в доме N *** по улице ***, что превышает по площади жилое помещение, принадлежащее ей на праве собственности.
В ответ на апелляционную жалобу Чепурнова М.С. в лице своего представителя Югановой А.П. подала возражения, в которых просит решение Ленинского районного суда города Тамбова от 16 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Тамбова - без удовлетворения.
Помощник прокурора Ленинского района города Тамбова А.И. Гансиор в возражениях на апелляционную жалобу просит суд апелляционной инстанции отказать в удовлетворении апелляционной жалобы администрации города Тамбова на решение Ленинского районного суда города Тамбова от 16 марта 2015 года.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав стороны, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
В силу части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену.
Таким образом, жилищные права собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, подлежат защите в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Часть 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" также указывает на необходимость соблюдения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе его статьи 32.
В силу части 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
Как разъяснено Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 20 Постановления от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации), необходимо иметь в виду, что несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) о выкупе жилого помещения (подпункт "г").
Требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон (подпункт "и").
Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения (подпункт "и" пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14).
В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что ответчики не согласны с их переселением из спорной квартиры в предоставленную истцом квартиру, то есть согласие собственника на предоставление ему другого жилого помещения взамен изымаемого отсутствует; администрацией не соблюдена процедура изъятия жилого помещения; ответчикам не была предложена выплата выкупной цену изымаемой квартиры; от заключения договора мены на предложенных администрацией города условиях ответчики отказались.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований, заявленных администрацией г.Тамбова.
Доводы апелляционной жалобы о равноценности предоставляемого жилого помещения квартире ответчиков и как следствие возможности производства обмена без доплаты, не основаны на приведенных выше положениях действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Необходимость сноса дома, в котором проживают ответчики, на что указано в доводах апелляционной жалобы, без соблюдения установленной процедуры, не является безусловным основанием для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Тамбова от 16 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Тамбова без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.