Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего Уварова В.В.,
судей Рожковой Т.В., Курохтина Ю.А.,
при секретаре Кожуховой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черненко Т.Ю. в интересах недееспособной Д. к администрации города Тамбова о предоставлении жилого помещения
по апелляционной жалобе администрации города Тамбова на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 16 апреля 2015 года.
Заслушав доклад судьи Рожковой Т.В., объяснения представителя администрации г. Тамбова Ивановой И.В., поддержавшей жалобу, Черненко Т.Ю., согласившейся с решением, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Опекун Черненко Т.Ю. обратилась в суд с иском в интересах недееспособной Д. к администрации города Тамбова о предоставлении жилого помещения, указывая, что Д. страдает хроническим и затяжным психическим расстройством, при котором невозможно совместное проживание с ней в квартире. По этому основанию с 16 января 2013 года Д. состоит на учёте в администрации г. Тамбова как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Она проживает в доме матери и не обеспечена жилой площадью по норме.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 16 апреля 2015 года исковые требования Черненко Т.Ю. удовлетворены.
Администрация города Тамбова обязана предоставить Д. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, соответствующее предъявляемым к жилому помещению требованиям, площадью, соответствующей нормам предоставления жилплощади по договору социального найма с учётом права на дополнительную площадь.
В апелляционной жалобе администрация г. Тамбова просит отменить решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 16 апреля 2015 года, указывая, что заболевание Д. относится к перечню тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, однако суд не дал должной оценки возражениям представителя администрации города Тамбова, который ссылался на ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в соответствии с вводной частью которого предусмотренные меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В связи с чем, представителем администрации города Тамбова было заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве соответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Тамбовской области. Однако суд привлёк Минфин РФ в лице УФК по Тамбовской области в качестве третьего лица.
До настоящего времени муниципальное образование город Тамбов не наделено в соответствии с ч. 4 ст. 49 ЖК РФ государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма членам семьи нанимателя жилого помещения до договору социального найма или собственникам жилых помещений, членам семьи собственника жилого помещения, проживающим в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющим иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
В отношении граждан, которым в соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ предоставляются по договорам социального найма жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления наделены лишь правом постановки этих граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Полагает, что суду необходимо было возложить обязанность на Минфин РФ выделить денежные средства городскому округу - город Тамбов на приобретение жилого помещения Д.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения постановленного судом решения по доводам жалобы (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Д., родившаяся ***, является инвалидом 3 группы, проживает в жилом доме общей площадью 48, 3 кв. м, совместно с матерью, сыном, сестрой - своим опекуном и дочерью сестры, страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, имеет право на дополнительную жилую площадь, другого жилья не имеет.
Постановлением администрации города Тамбова N 204 от 16.01.2013 г. Д. принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении по списку очереди "Граждане, имеющие тяжелую форму хронических заболеваний" с составом семьи 1 человек.
В соответствии с частями 1, 3 и 6 статьи 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учёт и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учёт после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
По общему правилу, установленному частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности исходя из времени принятия таких граждан на учёт.
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие гласит, что упомянутой категории граждан предоставляются жилые помещения вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 указанного Кодекса).
Гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Специальное правовое регулирование обеспечения инвалидов жилыми помещениями, которые были приняты на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, предусмотрено частью 2 статьи 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и на исполнение обязательств перед инвалидами, вставшими на учёт после указанной даты, не распространяется.
При таком положении ссылка администрации города в апелляционной жалобе на то, что Д. относится к категории граждан, которым жилые помещения должны быть предоставлены из государственного жилищного фонда, что предусмотрено частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, но не из муниципального, так как администрация города как орган местного самоуправления не наделена в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями, основана на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем не может свидетельствовать о незаконности обжалуемого решения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что право названной категории граждан на получение бесплатного жилья было провозглашено федеральным законом, в связи с чем расходные обязательства возникают у Российской Федерации, следовательно, Министерство финансов РФ в лице УФК по Тамбовской области необходимо было привлечь к участию в деле в качестве ответчика и возложить на него обязанность по выделению денежных средств городу Тамбову на приобретение жилого помещения для Д. также не свидетельствуют о незаконности постановленного судом решения.
Исковые требования предъявлены к администрации города Тамбова о предоставлении жилого помещения, Министерство финансов РФ в лице УФК по Тамбовской области осведомлено о заявленном иске и участвует в деле качестве третьего лица. Суд первой инстанции вправе и обязан был принять решение по заявленным истцом требованиям (часть 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Установив, что Д. после постановки на соответствующий учёт, до настоящего времени администрацией города - как органом местного самоуправления жилое помещение не предоставлено, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные её опекуном исковые требования.
Вопрос финансирования расходов, связанных с предоставлением жилья органом местного самоуправления из муниципального жилищного фонда, не являлся предметом рассмотрения настоящего гражданского дела, кроме того разрешение заявленных требований не может быть поставлено в зависимость от вопроса финансирования таких расходов.
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 16 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Тамбова - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.