Апелляционное определение Приволжского окружного военного суда Самарской области от 30 июня 2015 г. по делу N 33-240/2015
Приволжский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Родионова А.А.,
судей: Леднёва А.А.,
Вагапова Р.К.,
при секретаре Платоновой Е.С., с участием заявителя Селезнёва Е.Е. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе начальника территориального отделения Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, г. Йошкар-Ола на решение Казанского гарнизонного военного суда от 18 февраля 2015 года, которым удовлетворено заявление военнослужащего N военного представительства Министерства обороны Российской Федерации Селезнёва Е.Е. об оспаривании решения начальника территориального отделения Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, г. Йошкар-Ола о снятии заявителя с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Вагапова Р.К., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно неё возражений, выступление заявителя, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛ:
Селезнёву, проходящему военную службу по контракту, в феврале 1995 года на состав семьи 1 человек, администрацией города Йошкар-Олы предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", общей жилой площадью 23,1 кв.м., в том числе жилой площадью 18 кв.м.
В августе 1995 года указанное жилое помещение Селезневым приватизировано и продано.
Решением жилищной комиссии N военного представительства Министерства обороны Российской Федерации от 28 ноября 2008 года Селезнёв с составом семьи 1 человек принят на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
Решением начальника территориального отделения Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации г. Йошкар-Ола (далее территориальное отделение г. Йошкар-Олы) от 5 ноября 2014 года N 6/15 заявитель снят с учета нуждающихся в жилом помещении на основании п. 2, 6 ч. 1 ст. 56 ЖК Российской Федерации.
Полагая свои права нарушенными, Селезнёв обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным данное решение, обязать должностное лицо отменить его и восстановить на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Казанский гарнизонный военный суд решением от 18 февраля
2015 года требования заявителя удовлетворил.
Не согласившись с таким решением, начальник территориального отделения г. Йошкар-Олы подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование жалобы должностное лицо, анализируя нормы статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Положения о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, утвержденного приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 года N 285 (действовавшим на момент обеспечения заявителя жилым помещением), указывает, что Селезнёв, будучи военнослужащим был обеспечен по установленным нормам жилым помещением, которым распорядился по своему усмотрению, и поскольку указанное жилое помещением он сдать установленным порядком не может, то и права требовать повторного предоставления жилого помещения не имеет.
На апелляционную жалобу заявителем Селезнёвым поданы возражения, в которых он высказывает свое несогласие с доводами, изложенными в жалобе, и полагает необходимым обжалуемое решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель Селезнёв в суде апелляционной инстанции пояснил, что жилое помещение, предоставленное ему в 1995 году, распределено не по линии Министерства обороны Российской Федерации, в связи с чем, он имеет право на получение жилого помещения от военного ведомства.
Рассмотрев материалы дела в соответствии с положениями ч. 1
ст. 327.1 ГПК Российской Федерации, обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, заслушав заявителя, окружной военный суд находит, решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из системного анализа положений п. 1, 14 ст. 15 и ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что реализация права на жильё военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется в том числе путём предоставления жилых помещений за счёт федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.
Предоставляя данной категории военнослужащих гарантии на обеспечение жильём для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), Федеральный закон "О статусе военнослужащих" возлагает на довольствующие органы обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение в случае обеспечения его жильем по избранному месту жительства в связи с увольнением с военной службы.
Кроме этого, согласно пункту 17 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (далее - Инструкция), утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от
30 сентября 2010 года N 1280, в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка.
Пунктом 18 Инструкции установлено, что с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте
17 Инструкции.
Таким образом, в соответствии с вышеприведенными положениями государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений. При этом реализация данного права военнослужащих, ранее получивших от государства на безвозмездной основе жилое помещение, поставлена под условие обязательной сдачи военнослужащим и членами его семьи жилого помещения, ранее ему предоставленного.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что если военнослужащий распорядился полученным по основаниям, обусловленным его статусом, жилым помещением, которое отвечает установленным законом нормам, и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении предусмотренного ст. 53 ЖК Российской Федерации срока.
Последующее обеспечение таких военнослужащих жильём возможно лишь на общих основаниях в порядке, предусмотренном гл. 7 ЖК Российской Федерации.
Как видно из материалов дела Селезневу по месту прохождения военной службы в N военном представительстве Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 года N 4338-1 "О статусе военнослужащих", то есть в связи с исполнением им обязанностей по военной службе, и на основании ордера, выданного администрацией г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл 17 февраля 1995 года, было предоставлено по установленным нормам жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", общей площадью 23,1 кв.м., в том числе жилой площадью 18 кв.м., которое в тот же год заявителем было приватизировано и продано.
В связи с этим, довод заявителя о том, что жилое помещение было предоставлено ему не по линии Министерства обороны Российской Федерации, является несостоятельным и не может служить основанием для повторного получения жилого от государства.
В последующем решением жилищной комиссии N военного представительства Министерства обороны Российской Федерации от
28 ноября 2008 года Селезнёв принят на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
Однако в связи с тем, что Селезнёв в 1995 году по месту прохождения военной службы уже был обеспечен жилым помещением по установленным нормам, то данное обстоятельство вопреки мнению заявителя, исключало возможности признания его нуждающимся в жилом помещении в соответствии со ст. 51 ЖК Российской Федерации.
Кроме этого, Селезнёв в установленном порядке не может сдать ранее предоставленное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение, поскольку произвел его отчуждение, в связи с чем, не может и претендовать на повторное обеспечение его жилым помещением на безвозмездной основе за счёт государства.
При таких данных, принимая во внимание вышеизложенные нормы законов и обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции, вопреки мнению заявителя, находит законным решение начальника территориального отделения г. Йошкар-Олы от 5 ноября 2014 года N 6/15 о снятии заявителя с учета нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 2, 6 ч. 1 ст. 56 ЖК Российской Федерации, поскольку Селезнёв, обеспеченный ранее по месту и в связи с прохождением военной службы жилым помещением по установленным нормам, распорядился таковым по своему усмотрению и не может сдать его в установленном порядке, в связи с чем не имеет права требовать повторного предоставления ему жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
При указанных выше обстоятельствах дела обжалуемое решение гарнизонного военного суда не может быть признано законным и обоснованным.
Учитывая, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, несоответствуют обстоятельствам дела и судом неправильно применены нормы материального права, суд апелляционной инстанции находит необходимым отменить судебное решение и принять новое решение, которым отказать в удовлетворении заявления Селезнёва.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327.1, п. 2 ст. 328, 329 и п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации, Приволжский окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Казанского гарнизонного военного суда от 18 февраля
2015 года по гражданскому делу по заявлению военнослужащего N военного представительства Министерства обороны Российской Федерации Селезнёва Е.Е. об оспаривании решения начальника территориального отделения Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, г. Йошкар-Ола о снятии заявителя с учета нуждающихся в жилых помещениях, в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявления военнослужащего N военного представительства Министерства обороны Российской Федерации капитана Селезнёва Евгения Евгеньевича об оспаривании решения начальника территориального отделения Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, г. Йошкар-Ола, о снятии заявителя с учета нуждающихся в жилых помещениях, отказать.
"Согласовано"
Судья Приволжского окружного военного суда Р.К Вагапов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.