Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего Насоновой В.Н.,
судей Левковой Г.И., Споршевой С.В.,
при секретаре Кондрашиной Н. В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования РФ на решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 03 апреля 2015 года, которым постановлено:
Обязать ГУ Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить
Хаматуллину О.А., 1953 года рождения, путевкой на санаторно-курортное лечение за 2014 год согласно рекомендованному профилю за счет средств федерального бюджета.
В иске к Министерству социальной защиты населения Рязанской области - отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Левковой Г.И., объяснения представителя Государственного учреждения - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования РФ по доверенности Елкина А. В., представителя Хаматуллиной О.А. по доверенности Иванова П. А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хаматуллина О.А. обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Рязанской области (далее МСЗН Рязанской области) о возложении обязанности по обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение за 2014 год.
В обоснование заявленных исковых требований указала, что является инвалидом третьей группы по общему заболеванию с 29.09.2010 года бессрочно.
21 января 2014 года обратилась в органы социальной защиты населения Рязанской области с заявлением о предоставлении ей путевки на санаторно-курортное лечение за 2014 год в соответствии с ФЗ РФ "О государственной социальной помощи". Одновременно ею предоставлена справка, выданная по установленной форме ГБУ РО "Городская поликлиника N14", подтверждающая нуждаемость и рекомендуемый профиль санаторно-курортного лечения. До настоящего времени путевкой в соответствии с действующим законодательством не обеспечена.
Просила суд обязать МСЗН Рязанской области предоставить ей путевку на санаторно-курортное лечение согласно рекомендованному профилю лечения за 2014 год.
Определением суда от 26.01.2015 года к участию в деле в порядке ст.40 ГПК РФ в качестве соответчика судом привлечено ГУ Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее ГУ РОО ФСС).
В ходе рассмотрения дела по существу, истица уточнила свою позицию, просила суд удовлетворить требования, обязав предоставить санаторно-курортную путевку надлежащего ответчика.
Решением суда исковые требования Хаматуллиной О.А. были удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель Государственного учреждения - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования РФ просит решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что региональное отделение не должно отвечать по обязательствам Российской Федерации, которые были возложены на Правительство Рязанской области в лице Министерства социальной защиты населения Рязанской области. Считает, что действующим законодательством ежегодное обеспечение льготных категорий граждан путевками на санаторно-курортное лечение не предусмотрено. Указывает, что обеспечение истца путевкой на санаторно-курортное лечение за 2014 год суд нарушил очередность, а также права граждан, не получивших путевку на санаторно-курортное лечение за более ранние годы. Обращает внимание на то, что региональному отделению не будут профинансированы расходы, которые оно понесет в связи с погашением неисполненных Министерством социальной защиты населения Рязанской области обязательств за 2014 год. Указывает, что Фонд социального страхования РФ имеет возможность распределять по региональным отделениям средства на обеспечение отдельных категорий граждан путевками на санаторно-курортное лечение только в пределах средств, выделенных из федерального бюджета на финансовый 2015 год. Считает, что согласно п.2 ст.6.3 ФЗ от 17.07.1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" право на предоставление путевки сохраняется лишь до конца текущего года и в пределах квоты, выделенной на этот год.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Министерства социальной защиты населения Рязанской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель Государственного учреждения - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования РФ доводы апелляционной жалобы поддержал, просил отменить постановленное судом решение и принять новое об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Представитель Хаматуллиной О.А. по доверенности просил решение суда оставить без изменения.
Истица Хаматуллина О. А., представитель Министерства социальной защиты населения Рязанской области, представитель Правительства Рязанской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Судебная коллегия на основании ст.ст.327, 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены по следующим основаниям.
В соответствии с преамбулой ст.ст. 1 и 9 Федерального Закона РФ от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" санаторно-курортное лечение относится к числу основных направлений реабилитации инвалидов.
Порядок организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, перечень медицинских показаний и противопоказаний для медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (части 3, 4, статьи 40 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Государственная социальная помощь, оказываемая в виде предоставления гражданам набора социальных услуг, регулируется главой второй Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
В соответствии с п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" инвалиды при наличии медицинских показаний имеют право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение в целях профилактики основных заболеваний. Периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с главой 2 данного Федерального закона является календарный год (ч. 2 статьи 6.3).
Согласно п. 3.3 указанного Порядка путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации. В соответствии с п. 3.7 Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда. В силу п. 3.9 Порядка исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения.
Как видно из приведенных норм, условиями для предоставления путевки на санаторно-курортное лечение являются, во-первых, обращение с заявлением лица, имеющего право на ее получение и, во-вторых, наличие медицинских документов, необходимых для предоставления путевки на санаторно-курортное лечение.
Исходя установленных по делу обстоятельств, поскольку Хаматуллина О.А. обратилась к ответчику с соответствующим заявлением 21 января 2014 г., приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, право на получение санаторно-курортной путевки у истицы возникло в 2014 году, суд пришел к правильному выводу о том, что истице не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета в Фонд социального страхования Российской Федерации, поскольку, установив федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.
Довод апелляционной жалобы о том, действующим законодательством ежегодное обеспечение льготных категорий граждан путевками на санаторно-курортное лечение не предусмотрено, не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку основан на неправильном толковании норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что предоставление субъектом Российской Федерации указанной услуги в соответствии с очередностью постановки граждан на учет для получения бесплатного санаторно-курортного лечения обусловлено недостатком бюджетных средств, не может являться основанием для отмены решения.
Размер субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных в соответствии с заключенными Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации соглашениями полномочий Российской Федерации по оказанию отдельным категориям граждан государственной социальной помощи в части предоставления при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно рассчитывается и распределяется в соответствии с Методикой, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 1118, исходя из численности граждан в субъекте Российской Федерации, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по санаторно-курортному лечению в соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи", а также исходя из утверждаемого ежегодно Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации норматива финансовых затрат в месяц на 1 гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению. Размер субвенции может быть пересмотрен и утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации в течение финансового года с учетом изменений, вносимых в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, на основании федерального закона о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период при соответствующем изменении общего объема субвенций, предусмотренных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований Хаматуллиной О.А. о возложении на ответчика обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение за 2014 год.
Довод апелляционной жалобы о том, что обеспечение истицы санаторно-курортной путевкой по удовлетворенному иску приведет к нарушению очередности, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку учет права граждан на получение указанной услуги введен законодателем не с целью организации очередности на получение социальной государственной услуги, а для обеспечения реализации их права на получение социальных услуг в сроки, предусмотренные законом, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на предоставление социальных услуг.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, основаны на ошибочном толковании приведенных выше норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, и, представленных в их подтверждение доказательств, получивших надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. ст. 67 ГПК Российской Федерации, и, как, не опровергающие правильности выводов суда, не могут служить основанием для его отмены.
Нарушений судом норм процессуального права, которые являются безусловным основанием к отмене решения суда, или норм материального права, которые могли привести к принятию неправильного решения, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 03 апреля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.