Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего ФИО11,
судей ФИО12 и ФИО13
при секретаре ФИО7
рассмотрела в судебном заседании апелляционную жалобу представителя Министерства по внешним связям, национальной политике печати и информации Республики Ингушетия по доверенности ФИО9 на решение Магасского районного суда РИ от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску ФИО1 к Министерству по внешним связям, национальной политике, печати и информации РИ о выдаче Государственного жилищного сертификата на получение жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилья, как гражданину, выехавшему из района Крайнего Севера и приравненных к нему местностей.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РИ ФИО11, объяснения представителя ответчика по доверенности ФИО8, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истца по доверенности ФИО10, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1, как более 23 лет проработавший на Крайнем Севере, с 2001 года состоит на учете на получение жилищной субсидии. Полагая, что с момента его постановки на учет очередность грубо нарушалась, истец обратился в Магасский районный суд РИ и просил обязать Министерство по внешним связям, национальной политике, печати и информации РИ выдать ему в первоочередном порядке государственный жилищный сертификат на получение жилищной субсидии, как выехавшему из районов Крайнего Севера, и приравненных в ним местностям, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях граждан выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее по тексту - Федеральный закон N 131-ФЗ).
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО10 уточнила требования доверителя и просила обязать Министерство по внешним связям, национальной политике, печати и информации РИ предоставить ФИО1 Государственный жилищный сертификат на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ при первом поступлении денежных средств из Федерального бюджета на указанные цели.
Представитель ответчика ФИО9 просил в удовлетворении требований истца отказать.
Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ заявление ФИО1 удовлетворено, на Министерство по внешним связям, национальной политике, печати и информации РИ возложена обязанность предоставить истцу Государственный жилищный сертификат на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ при первом поступлении денежных средств из Федерального бюджета на указанные цели.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ФИО9 данное решение суда считает противоречащим материальному и процессуальному праву. Автор жалобы, подтверждая включение ФИО1 под N в льготный список граждан, как инвалида 2-й группы, проживавшего в условиях Крайнего Севера и мест, приравненных к ним, с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ и, не отрицая право истца на жилищную субсидию в соответствии Федеральным законом N 131- ФЗ, вместе с тем полагает, что оспариваемое решение затрагивает права и интересы других граждан, состоящих на учете с 1999 года. Кроме того, по мнению апеллянта, судом допущены нарушения процессуального характера, связанные с непредставлением ответной стороне поступивших из Правительства и Минфина РИ документов, подтверждающих доводы истца, и несвоевременной выдачей судебного решения. Ссылаясь на указанные обстоятельства, а также обращая внимание на отсутствие у ФИО10 процессуальных полномочий на представление в суде интересов истца, апеллирующая сторона просит обжалуемое судебное постановление отменить, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу части 6 статьи 330 того же Кодекса правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
По смыслу статьи 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции РФ и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу статьи 67 того же Кодекса, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Из материалов дела и содержания решения следует, что суд данные требования закона выполнил, проанализировав совокупность представленных сторонами доказательств и, подробно изложив результаты их оценки в решении с приведением мотивов.
В соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ постановлением Правительства Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N "О порядке предоставления жилищных субсидий гражданам, выехавшим из районов крайнего Севера и приравненных к ним местностей" были утверждены "Порядок представления жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее по тексту - Порядок) и Комиссия по распределению жилищных субсидий гражданам, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, под председательством министра Финансов Республики Ингушетия.
Согласно пункту 3 Порядка вопросы ведения учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, были возложены на Комиссию по распределению жилищных субсидий гражданам, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, созданную при Правительстве Республики Ингушетия.
В связи с утратой силы Федерального Закона 131-Ф3 и принятием нового Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее по тексту - Федеральный закон N 125-ФЗ), вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ, вопросы ведения учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий вплоть до ДД.ММ.ГГГГ также остались в компетенции у вышеуказанной Комиссии.
Пунктом 1 Постановления Правительства РИ от ДД.ММ.ГГГГ N 45 на Министерство финансов РИ возложена организация работы по реализации на территории Республики Ингушетия Федерального закона N125-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее по тексту - Постановление Правительства РФ N 879).
Пунктом 1 постановления Правительства РИ от ДД.ММ.ГГГГ N 245 осуществление полномочий по реализации на территории Республики Ингушетия Федерального закона 125-ФЗ и постановления Правительства РФ N 879 возложено Министерство труда и социального развития Республики Ингушетия.
Постановление Правительства РИ от ДД.ММ.ГГГГ N 245 утратило силу в связи с изданием постановления Правительства РИ от ДД.ММ.ГГГГ N 112 "О некоторых вопросах по реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" (далее по тексту - Постановление Правительства РИ N 245).
Во исполнение пункта 3 данного Постановления Министерству труда и социального развития РИ поручено в недельный срок передать Министерству по связям с общественностью и межнациональным отношениям РИ документацию по регистрации заявлений граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, постановке их на учет и выплате жилищных субсидий".
Пунктом 1 постановления Правительства РИ от ДД.ММ.ГГГГ N (в редакции постановления Правительства РИ от ДД.ММ.ГГГГ N1) "О некоторых вопросах по реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" установлен порядок распределения полномочий по реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы".
Подпунктом 1.2. данного Постановления предусмотрено, что Министерство по внешним связям, национальной политике, печати и информации РИ реализует полномочия в отношении граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Изложенное свидетельствует о том, что реализацию полномочий по вопросам учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, с января 2001 года по настоящее время осуществляли перечисленные выше органы исполнительной власти Республики Ингушетия.
Судом установлено и не оспаривается в этой части ответной стороной, ФИО1 более 23 лет работал и проживал с семьей в "адрес", в принадлежавшей ему "адрес", расположенной в "адрес", то есть в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Его общий стаж работы в указанной местности составляет 15 лет и 6 месяцев. В сентябре 2000 года, в связи с достижением трудового стажа, дающего право на досрочное получение пенсии по старости, и ухудшением состояния здоровья, он сдал свою квартиру в собственность "адрес" и вместе с семьей выехал на новое место жительства в Республику Ингушетия. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Министерство финансов РИ и Жилищную комиссию по распределению жилищных субсидий при Правительстве РИ (далее по тексту - Комиссия) с заявлением о выделении ему жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ. Указанное заявление было зарегистрировано Министерством Финансов РИ входящим N от ДД.ММ.ГГГГ. Комиссия признала его нуждающимся в улучшение жилищных условий и поставила на учет, включив за N в список очередников для получения жилищной субсидии на приобретение или строительство жилья. Вследствие заболеваний, полученных в период проживания и работы в условиях Крайнего Севера, в апреле 2010 года ФИО1 установлена 2 группа инвалидности. В этой связи он обратился в Комиссию с заявлением о переводе его в категорию очередников, имеющих право на получение жилищной субсидии в первую очередь. Вместе с тем, до настоящего времени жилищная субсидия на приобретение или строительство жилья ему не выделена. Более того, как явствует из материалов дела, и не опровергнуто стороной ответчика, истец в общих списках очередников на получение жилищной субсидии состоит под порядковым N N а в льготных списках - за N N.
Таким образом, за 12 лет очередность ФИО1 не только не продвинулась вперед, напротив, он перемещен назад на N номеров. Находя действия ответчика затрагивающими его права и законные интересы, истец оспорил их в суд и просил обязать Министерство по внешним связям, национальной политике, печати и информации РИ выдать ему в первоочередном порядке Государственный жилищный сертификат на получение жилищной субсидии, как выехавшему из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и имеющему право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО9 не отрицал включение ФИО1 в льготный список граждан для получения жилищной субсидию в соответствии Федеральным законом N 131- ФЗ, как инвалида 2-й группы, проживавшего в условиях Крайнего Севера и мест, приравненных к ним, с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что в период с 2003 года по настоящее время выдано 40 сертификатов гражданам, из числа выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о нарушении очередности при выдаче жилищной субсидии, поскольку Государственные жилищные сертификаты выдавались не только лицам, состоявшим в очереди после истца, но и лицам, отсутствовавшим в соответствующих списках, о чем свидетельствуют исследованные судом письменные доказательства.
Оценив установленные обстоятельства во взаимосвязи с приведенными выше нормами права, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции имел достаточные правовые основания для удовлетворения требований истца.
Ссылка автора апелляционной жалобы на допущенные судом первой инстанции нарушении нарушения процессуального характера, связанные с непредставлением ответной стороне поступивших из Правительства РИ и Министерства финансов РИ документов, подтверждающих доводы истца, и несвоевременной выдачей судебного решения, как на основания, влекущие отмену обжалуемого судебного решения, нельзя признать состоятельными, поскольку указанные нарушения носят формальный характер и в силу части 6 статьи 330 ГПК РФ не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Не основанными на фактических обстоятельствах дела считает апелляционный суд и доводы апеллянта об отсутствии у ФИО10 процессуальных полномочий на представление в суде интересов истца, и к такому выводу приходит в связи со следующим.
Так, из приобщенной к материалам дела и сверенной с оригиналом светокопии доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истцом указанная доверенность выдана ФИО10 сроком на три года на представление его интересов судах Республики Ингушетия, на всех стадиях судебного разбирательства, со всеми правами, предоставленными законом истцу.
Не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения и другие доводы жалобы, они повторяют правовую позицию представителя ответчика в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым дан надлежащий анализ и правильная оценка по правилам статьей 67 ГПК РФ, а потому не могут быть приняты во внимание.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 пунктом 1 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску ФИО1 к Министерству по внешним связям, национальной политике и информации Республики Ингушетия о выдаче Государственного жилищного сертификата на получение жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилья, как гражданину, выехавшему из района Крайнего Севера и приравненных к нему местностей оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
С подлинного за надлежащими подписями
верно:
Судья ФИО11
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.