Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего - ФИО9,
судей - ФИО10
при секретаре ФИО5
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика ФИО6 на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворено исковое заявление ФИО1 к Государственному бюджетному образовательному учреждению среднего профессионального образования "Политехнический колледж Республики Ингушетия" о взыскании задолженности по социальным выплатам.
Заслушав доклад судьи ФИО9, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что она являлась студенткой ГБОУ СП "Политехнический колледж Республики Ингушетия" в период с ДД.ММ.ГГГГ по июнь 2012 г. Постановлением администрации г. Назрань от ДД.ММ.ГГГГ N ей назначен попечитель. В период учебы ей произведены следующие выплаты: разовая денежная выплата при поступлении в размере 6 104 руб., ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере 1000 руб., социальная стипендия в размере 600 руб. в месяц, единовременное пособие при выпуске в размере 500 руб. и единовременное денежное пособие при выпуске для обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием в размере 28 275 руб. При этом ежемесячное пособие на компенсацию мер социальной поддержки, по обеспечению бесплатного питания в размере 46 370 руб. ей не выплачивалось. В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. N659 студентам ФГОУ ВПО ИнГУ в 2011 г. производились следующие выплаты: ежегодное пособие для приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования в размере 26 674 руб., ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере 4 950 руб., единовременное денежное пособие при выпуске в размере 61 789 руб. Таким образом, сумма недоплаченных выплат за период 2011- 2012 учебный год составила 104 404 руб. Просит суд взыскать с ответчика в свою пользу указанную сумму задолженности по социальным выплатам.
В судебном заседании представитель истца ФИО8 поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ФИО6 иск не признала, просила отказать в его удовлетворении.
Решением Магасского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ требования истца удовлетворены.
На данное решение представителем ответчика ФИО6 подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене судебного постановления ввиду его незаконности и необоснованности и отказе в удовлетворении иска.
В возражениях на апелляционную жалобу истец ФИО1, полагая решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
Истец ФИО1, извещенная о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в заседание суда апелляционной инстанции не явилась, о причинах неявки не сообщила, в связи с чем судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя ответчика ФИО6, поддержавшую доводы жалобы, представителя истца ФИО7, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее- Федеральный закон) предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Согласно п.3 ст.6 Федерального закона (в редакции, действовавшей в период с 1 февраля 2012 г. по 31 декабря 2012 г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N3266-1 "Об образовании", в государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования и имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полнее государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.
Согласно п.5 ст. 6 указанного Федерального закона размер и порядок увеличения стипендии, выплаты пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, а также заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.8 ст. 6 Федерального закона выпускники имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждений, обучавшиеся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов,- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Закон Республики Ингушетия от 14 сентября 2007 г. N31-РЗ "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ( далее -Закон Республики Ингушетия) в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" устанавливает условия предоставления мер социальной поддержки для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, проживающих на территории Республики Ингушетия.
В соответствии с ч.2 ст. 1 Закона Республики Ингушетия (в редакции, действовавшей в период с 6.10.2011г. по 16.11.2013г.) обучающиеся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования Республики Ингушетия из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте восемнадцати лет и старше, но не более чем до двадцати трех лет имеют право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях.
Статьей 3 Закона Республики Ингушетии установлены дополнительные гарантии права на образование.
В соответствии с ч.3 указанной статьи лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования Республики Ингушетия, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.
Обучающиеся, воспитанники государственных общеобразовательных учреждений Республики Ингушетия для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске обеспечиваются этим образовательным учреждением одеждой и обувью, а также единовременным денежным пособием не менее 500 рублей (ч.4 ст.3 Закона Республики Ингушетия).
Обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования Республики Ингушетия из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помимо полного государственного обеспечения обеспечиваются учебной литературой и письменными принадлежностями или ежегодным пособием на их приобретение в размере 1000 рублей (ч.5 ст.3 Закона Республики Ингушетия).
В соответствии с ч.6 ст.3 Закона Республики Ингушетия выпускникам государственных образовательных учреждений Республики Ингушетия из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, устанавливается единовременное денежное пособие для обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием в сумме 28 275 рублей для девушек и 27 205 рублей для юношей.
Дополнительно предусматриваются разовые денежные выплаты при поступлении в профессиональные образовательные учреждения Республики Ингушетия в размере 6104 рублей.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В период с сентября 2011 г. по июнь 2012 г. истец обучалась и окончила ГБОУ СП "Политехнический колледж Республики Ингушетия". В период обучения ФИО1 в соответствии с Законом Республики Ингушетия ответчиком произведены следующие выплаты: разовая денежная выплата при поступлении в размере 6104 рублей; ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере 1000 рублей; социальная стипендия в размере 600 рублей в месяц; единовременное денежное пособие при выпуске для обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием в размере 28 275 рублей; единовременное денежное пособие при выпуске в размере 500 рублей.
Получение указанных выплат истцом не оспаривается, указывая на них в исковом заявлении.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что произведенные ответчиком в соответствии с Законом Республики Ингушетия социальные выплаты значительно меньше по своему размеру, чем размер соответствующих выплат выпускникам федеральных государственных образовательных учреждений. Кроме того, истцу ответчиком не выплачивалось ежемесячное пособие на компенсацию мер социальной поддержки, предусмотренное п.3 ч.1 ст.2 Закона Республики Ингушетия, а также ежегодная выплата 26 674 руб.
Однако вопросы определения размера и порядка выплаты дополнительных гарантий права на образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования, в соответствии с приведенными нормами Федерального закона отнесены к ведению субъектов Российской Федерации и устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Таким нормативным правовым актом является Закон Республики Ингушетия от 14 сентября 2007 г. N31-РЗ, в статье 3 которого определены дополнительные гарантии права на образование. Предусмотренные настоящим Законом (в редакции, действовавшей до 16 ноября 2013 г.) выплаты истец в период обучения получил в полном объеме.
Постановлением Конституционного суда Республики Ингушетия от 28 ноября 2013 г. N5-П положение части 6 статьи 3 Закона Республики Ингушетия от 14 сентября 2007 г. N31-РЗ "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" было признано не соответствующим Конституции Республики Ингушетия в той мере, в какой им не предусматривается возможность увеличения (индексации) единовременного денежного пособия для обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,- выпускников государственных образовательных учреждений Республики Ингушетия одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием с учетом уровня инфляции (потребительских цен), чем нарушается их право на социальное обеспечение, а граждане, относящиеся к указанной категории, ставятся в неравное положение по сравнению с другими гражданами из этой же категории, имеющими право на получение аналогичной меры социальной поддержки. Народному Собранию Республики Ингушетия было дано поручение в соответствии с требованиями Конституции Республики Ингушетия и основанными на них правовыми позициями, изложенными в настоящем Постановлении, осуществить соответствующее правовое регулирование.
Законом Республики Ингушетия от 4 июня 2014 г. N30-РЗ были внесены изменения в Закон Республики Ингушетия от 14 сентября 2007 г. N31-РЗ, статья 3 указанного Закона изложена в новой редакции. Изменения в закон вступили в силу 17 июня 2014 г. и не содержат указания об обратной силе закона.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.2 Закона Республики Ингушетия ежемесячное пособие в размере 4 637 рублей выплачивается только для детей от 14 до 18 лет.
В соответствии с приведенными нормами Федерального закона и Закона Республики Ингушетия истец, как обучавшаяся в государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования, была зачислена на полное государственное обеспечение до окончания ею данного учебного заведения. Доказательств обратного в материалах дела не имеется. При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об исполнении ответчиком своих обязательств по предоставлению истцу в период профессионального обучения полного государственного обеспечения и дополнительных социальных гарантий, предусмотренных Законом Республики Ингушетия.
В связи с изложенным судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене ввиду нарушения норм материального права с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1
Руководствуясь п.2 ст.328, ст.329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу представителя ответчика удовлетворить.
Решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ отменить, вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении искового заявления ФИО1 к Государственному бюджетному образовательному учреждению среднего профессионального образования "Политехнический колледж Республики Ингушетия" отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.