Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего - ФИО11,
судей - ФИО12 и ФИО10,
при секретаре ФИО8,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя УФМС России по Республике Ингушетия по доверенности ФИО9 на решение Малгобекского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворены требования ФИО1, ФИО2 и ФИО4 на неправомерные действия УФМС России по РИ и Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Ингушетия ФИО10, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заявители обратились в суд на неправомерные действия УФМС России по РИ и Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации РИ, ссылаясь на то, что в результате боевых действий в Чеченской Республике 1994 г. их семье пришлось покинуть место постоянного проживания и временно обосноваться на территории Республики Ингушетия. По заявленному ходатайству Миграционной службой Республики Ингушетия им был предоставлен статус вынужденных переселенцев и выданы соответствующие удостоверения. Срок действия статуса вынужденного переселенца им был продлен до 07.09.2014 г. Письмом от 29.09.2014 г. N 01-630 УФМС по РИ сообщило, что им отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, в связи с тем, что в 2004 г. заявителям выплачена денежная компенсация за утраченное жилье и имущество в Чеченской Республике в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.1997 года N 510 "О порядке выплаты компенсации за утраченное жилье и имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно", в размере 133 000 рублей. В связи с незначительностью полученной компенсации заявители не смогли решить жилищный вопрос и обустроиться на новом месте, обратились в суд с заявлением о признании действий УФМС России по РИ неправомерными и просили обязать УФМС России по Республике Ингушетия продлить срок действия статуса вынужденного переселенца до полного жилищного обустройства, обязать Министерство по внешним связям, национальной политике, печати и информации РИ восстановить их в сводном списке вынужденных переселенцев, состоящих на учете для улучшения жилищных условий.
В судебном заседании заявитель ФИО1 поддержала требования по мотивам, изложенным в заявлении.
Представитель УФМС России по Республике Ингушетия ФИО9 требования заявителей не признал, в удовлетворении указанных требований просил отказать.
Решением Малгобекского городского суда РИ от ДД.ММ.ГГГГ требования заявителей удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель УФМС России по РИ ФИО9 просит отменить решение суда первой инстанции полностью, в связи с тем, что ФИО1 и членами ее семьи в 2004 г. была получена компенсация в размере 133 000 рублей.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав представителя УФМС России по РИ ФИО9, просившего отменить решение суда полностью, заявителя ФИО1, просившую решение оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона РФ "О вынужденных переселенцах" от 19 февраля 1993 г., статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.
При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом миграционной службы на каждый последующий год.
Причиной отказа УФМС России по РИ заявителям в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца явилось то, что им в 2004 г. была выплачена компенсация в размере 133 000 рублей.
Довод апелляционной жалобы УФМС России по РИ о том, что предоставление названной компенсации является достаточным основанием для утраты заявителями статуса вынужденных переселенцев, является необоснованным, поскольку очевидно, что ее размер не позволяет решить вопрос жилищного обустройства семьи вынужденных переселенцев на новом месте жительства.
Более того, решением Верховного Суда РФ от 29 апреля 2002 года, пункт 19 "Порядка выплаты компенсаций за утраченное жилье и /или/ имущество гражданам, пострадавшим в результате кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 1997 года N 510, признан незаконным и недействующим.
В решении указано, что получение гражданами компенсации за утраченное жилье могло бы служить основанием к снятию заявителей с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий только в случае, если бы такая компенсация соответствовала стоимости утраченного жилья и давала бы возможность приобрести другое жилье по новому месту проживания, с учетом установленных в данном регионе норм.
Заинтересованной стороной не были представлены доказательства жилищного обустройства заявителей. Суд первой инстанции с учетом вышеизложенного, а также сведений о систематическом продлении заявителями статуса, обоснованно удовлетворил их требования о продлении статуса вынужденного переселенца.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым исключить из абз. 3 резолютивной части решения словосочетание "до полного жилищного обустройства", поскольку такая формулировка противоречит абз. 2 ч. 4 ст. 5 Закона РФ "О вынужденных переселенцах" от 19 февраля 1993 г., согласно которому срок действия статуса продлевается на один год.
Кроме того, судебная коллегия приходит к выводу о незаконности решения в части удовлетворения требования заявителей о возложении на Миннац РИ обязанности восстановить их в сводном списке вынужденных переселенцев, состоящих на учете для улучшения жилищных условий, поскольку заявители, как усматривается из материалов дела и пояснений ФИО1, в данное Министерство с заявлением о восстановлении их в сводном списке граждан-участников подпрограммы не обращались, то есть заявителями не соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с чем их требования в соответствии с п.2 ст. 222 ГПК РФ суд оставляет без рассмотрения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит обжалуемое судебное решение подлежащим частичному изменению.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Малгобекского городского суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ по делу по заявлению ФИО1, ФИО2 и ФИО4 на неправомерные действия УФМС России по РИ и Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации РИ изменить, исключив из абзаца 3 резолютивной части решения словосочетание: "до полного жилищного обустройства", и дополнив словосочетанием "на один год со дня вступления решения в законную силу";
- это же решение суда в части возложения на Министерство по внешним связям, национальной политике, печати и информации РИ обязанности восстановить заявителей в сводном списке вынужденных переселенцев, состоящих на учете для улучшения жилищных условий отменить. Заявление ФИО1, ФИО2 и ФИО4 в этой части оставить без рассмотрения.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционную жалобу - удовлетворить частично.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.