Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего - ФИО2,
судей - ФИО12 ФИО10,
при секретаре ФИО6,
в судебном заседании рассматривает гражданское дело по апелляционной жалобе представителя МВД по РИ ФИО7 на решение Магасского районного суда РИ от 21 июля 2014 г., которым частично удовлетворены требования ФИО1 к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия о взыскании суммы задолженности по недоплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, с учетом индексации на дату подачи иска в суд.
Заслушав доклад судьи ФИО10, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с указанным иском к МВД по РИ, ссылаясь на то, что проходил службу в органах внутренних дел Республики Ингушетия в период с 13 марта 2000 г. по 5 февраля 2010 г., уволен со службы по пункту "з" ч. 7 ст. 19 Закона РФ "О милиции" (по ограниченному состоянию здоровья). Увольнение произведено по результатам медицинского освидетельствования ОВВК МВД по РИ, согласно которому он признан негодным к военной службе, вследствие военной травмы. Освидетельствованием медико-социальной экспертизы ему установлена 2 группа инвалидности и степень утраты профессиональной трудоспособности в размере 70 процентов. С 13 февраля 2013 г. инвалидность установлена на бессрочный срок. В связи с увольнением по военной травме МВД по РИ произвело ему назначение и оплату пенсии по инвалидности и ежемесячных выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью в размере утраченного заработка. Указанные выплаты были ему назначены и выплачивались в соответствии с требованиями ст. 29 ФЗ "О милиции" и Инструкции МВД РФ от 15 октября 1999 г. N 805. Индексация выплат производилась в соответствии с п. 24 Инструкции МВД РФ от 15 октября 1999 г. N 805. Поскольку с 1 марта 2011 г. Закон РФ "О милиции" утратил силу в связи с принятием ФЗ от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", то законодательством РФ установлен новый порядок осуществления выплат в возмещения вреда, причиненного здоровью. Во исполнение указанного закона МВД РФ приказом N 590 от 18 июня 2012 г. утвердило новую инструкцию "О порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел РФ или их близким родственника", которая действует с 1 января 2012 г. Указанной инструкцией предусмотрен новый порядок оплаты ежемесячных выплат в возмещение вреда причиненного здоровью, в том числе и сотрудникам органов внутренних дел, уволенным со службы в период с 18 апреля 1991 г. до 1 января 2012 г. МВД по РИ произвело ему перерасчет с 1 января 2012 г., но при этом исчислило месячный размер ежемесячной денежной компенсации исходя из требований ст. 1086 ГК РФ, т.е. исходя из 70 % степени утраты профессиональной трудоспособности. Просит взыскать с МВД по РИ в его пользу задолженность по недоплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью за период с 01.01.2012 г. по 21.05.2014 года включительно, с учетом индексации, в сумме 50 000 руб. 00 коп., обязать МВД по РИ производить оплату ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, начиная с 01.06.2014 года, в размере 135 553 руб. 47 коп., с последующим перерасчетом в соответствии с Законом РФ "О полиции".
В судебном заседании представитель истца ФИО9 требования поддержала и просила удовлетворить их по мотивам, изложенным в иске.
Представитель Министерства внутренних дел по Республики Ингушетия ФИО7 требования истца не признал и просил отказать в их удовлетворении полностью.
Решением Магасского районного суда РИ от 21 июля 2014 г., исковые требования удовлетворены частично.
В апелляционной жалобе представителя МВД по РИ ставится вопрос об отмене обжалуемого решения и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Истец ФИО1, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явился, о причинах неявки не сообщил, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя МВД по РИ ФИО7, поддержавшего доводы своей апелляционной жалобы, представителя истца ФИО9, просившую оставить решение суда без изменения, заключение прокурора ФИО8-С., полагавшего решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что истец проходил службу в органах внутренних дел Республики Ингушетия в период с 13 марта 2000 г. по 5 февраля 2010 г., уволен со службы по пункту "з" ч. 7 ст. 19 Закона РФ "О милиции" (по ограниченному состоянию здоровья). Увольнение произведено по результатам медицинского освидетельствования ОВВК МВД по РИ, согласно которому он признан негодным к военной службе, вследствие военной травмы. Освидетельствованием медико-социальной экспертизы ему установлена 2 группа инвалидности и степень утраты профессиональной трудоспособности в размере 70 процентов. С 13 февраля 2013 г. инвалидность установлена на бессрочный срок. В связи с увольнением по военной травме МВД по РИ произвело ему назначение и оплату пенсии по инвалидности и ежемесячных выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью в размере утраченного заработка. Указанные выплаты были ему назначены и выплачивались в соответствии с требованиями ст. 29 ФЗ "О милиции" и Инструкции МВД РФ от 15 октября 1999 г. N 805. Индексация выплат производилась в соответствии с п. 24 Инструкции МВД РФ от 15 октября 1999 г. N 805.
Истец полагает, что МВД по РИ при расчете месячного размера выплат, подлежащих оплате с 01.01.2012 г. незаконно применил степень утраты профессиональной трудоспособности, предусмотренную нормой статьи 1086 ГК РФ, поскольку ГПК РФ установлена гражданско-правовая ответственность за вред жизни и здоровью граждан, в том числе причиненный при исполнении обязанностей в период службы в милиции, при наличии общих оснований наступления такой ответственности, в связи с чем возмещение вреда в таких случаях возможно лишь тогда, когда причинение вреда здоровью сотрудника внутренних дел имело место в результате виновных, противоправных действий должностных лиц органов внутренних лиц, других государственных органов.
Судом первой инстанции, исходя из заявленных истцом требований, сделан неправильный вывод о том, что МВД по РИ необоснованно производит истцу оплату ежемесячных выплат в возмещение вреда, исходя из требований утративших силу нормативных правовых актов, при этом размер выплат незаконно исчислен с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности (70%).
Между тем такой вывод суда основан на неправильном толковании норм материального права.
Так, право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причинённого здоровью при исполнении служебных обязанностей, возникло у истца в период действия Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции", действовавшего на момент его увольнения со службы в органах внутренних дел, и утратившего силу с 01 марта 2011 г.
Согласно части 4 статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции" в случае причинения увечья или иного повреждения здоровья сотруднику милиции в связи с осуществлением им служебной деятельности денежная компенсация в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в этой статье основаниям, выплачивается за счёт средств соответствующего бюджета либо средств организаций, заключивших с милицией договоры.
Разработанная в соответствии со статьей 29 указанного Закона Инструкция о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причинённого имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких, утверждённая приказом МВД России от 15 октября 1999 г. N 805, действовавшая на момент увольнения истца со службы и утратившая силу в связи с изданием приказа МВД России от 18 июня 2012 г. N 590, определяла порядок оформления документов, выплаты единовременных пособий и сумм в возмещение ущерба сотрудникам органов внутренних дел или их близким.
С 01 марта 2011 г. введён в действие Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N З-ФЗ "О полиции".
Частью 6 статьи 43 Федерального закона "О полиции" предусмотрено, что в случае причинения сотруднику полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в полиции за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием выплаченных сумм компенсации с виновных лиц.
Порядок осуществления выплат в целях возмещения вреда, причинённого в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации урегулирован в Инструкции о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причинённого в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам, утверждённой приказом МВД России от 18 июня 2012 г. N 590.
В силу подпункта "а" пункта 23 данной Инструкции для решения вопроса о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации кадровым подразделением в комиссию представляется заявление гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, о выплате ежемесячной денежной компенсации с приложением копии выписки из акта освидетельствования в государственной медико-социальной экспертной комиссии, документов об установлении стойкой утраты трудоспособности в процентах, группы инвалидности и их причине.
На основании части 10 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при наличии у сотрудника органов внутренних дел признаков стойкой утраты трудоспособности он направляется в учреждение медико-социальной экспертизы для определения стойкой утраты трудоспособности и (или) установления факта инвалидности. Порядок определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника определяется Правительством РФ.
Таким образом, для определения размера ежемесячной денежной компенсации необходимо наличие стойкой утраты трудоспособности.
В действующей в настоящее время редакции пункта 17 Инструкции (в редакции приказа МВД России от 19 марта 2014 г. N 165) прямо предусмотрено, что размер утраченного денежного довольствия сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации для выплаты ежемесячной денежной компенсации определяется с учётом степени утраты трудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Оценив установленные обстоятельства во взаимосвязи с приведенными выше нормами права, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции необоснованно удовлетворил требования истца, который полагал необходимым назначение ежемесячной денежной компенсации без учета степени утраты трудоспособности.
Указанные нарушения норм материального права, допущенные судом первой инстанции, судебная коллегия признает существенными, в связи с чем состоявшееся судебное решение подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований истца.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 21 июля 2014 г. по гражданскому делу по иску ФИО1 к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия о взыскании суммы задолженности по недоплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда причиненного здоровью, с учетом индексации отменить и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований истца.
Апелляционную жалобу представителя ответчика удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.