Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего - ФИО11,
судей - ФИО13 и ФИО10,
при секретаре ФИО8,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя УФМС России по РИ ФИО9 на решение Магасского районного суда РИ от 19 мая 2014 г., которым удовлетворены требования ФИО1, ФИО2 и ФИО3 на неправомерные действия УФМС России по Республике Ингушетия.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Ингушетия ФИО10, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заявители обратились в суд с вопросом о признании неправомерными действий УФМС России по РИ, выразившихся в отказе продления им статуса вынужденного переселенца, указывая, что в результате боевых действий в Чеченской Республике их семье пришлось покинуть место постоянного проживания и временно обосноваться на территории Республики Ингушетия. По заявленному ходатайству Миграционной службой Республики Ингушетия им был предоставлен статус вынужденного переселенца. Срок действия статуса вынужденного переселенца им был продлен до 12 апреля 2014 г. После очередного обращения в УФМС России по РИ их поставили в известность о том, что статус вынужденного переселенца не будет продлен ввиду того, что им в 2004 г. выплачена компенсация в размере 135 000 рублей в рамках Постановления Правительства РФ N 510 от 30 апреля 1997 г. Они действительно получили данную компенсацию, но размер компенсации за утрату жилья значительно отстает от реальной стоимости жилья в РФ, что не дает им возможности приобрести жилье. Просят суд признать действия УФМС России по РИ незаконными, обязать УФМС России по РИ продлить им срок действия статуса вынужденного переселенца.
Заявители в судебное заседание не явились, просили рассмотреть заявление без их участия, заявленные требования поддерживали в полном объеме.
Представитель УФМС России по РИ ФИО9 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований.
Решением Магасского районного суда РИ от 19 мая 2014 г. требования заявителей удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель УФМС России по РИ ФИО9 просит отменить решение суда первой инстанции в связи с тем, что заявителям была выплачена компенсация за утраченное жилье и имущество в размере 135 000 рублей.
Изучив материалы дела, выслушав представителя УФМС России по РИ ФИО9, поддержавшую доводы жалобы, заявителя ФИО1, просившую решение оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона РФ "О вынужденных переселенцах" от 19 февраля 1993 г., статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.
При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом миграционной службы на каждый последующий год.
Как усматривается из материалов дела, заявителям статус вынужденного переселенца был продлен до 12 апреля 2014 г., и до окончания срока они обратились в УФМС по РИ о продлении статуса на следующий год.
Письмом УФМС по РИ от 14.04.2014 г. за N 01/240 в продлении статуса заявителям отказано. Причиной отказа УФМС России по РИ в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца явилась выплата им материальной компенсации в размере 135 000 рублей.
Между тем доводы апелляционной жалобы представителя УФМС России по РИ о том, что предоставление такой компенсации является достаточным основанием для лишения заявителей статуса вынужденных переселенцев, являются необоснованными, поскольку очевидно, что ее размер не позволяет решить вопрос жилищного обустройства семьи вынужденных переселенцев на новом месте жительства.
Более того, решением Верховного Суда РФ от 29 апреля 2002 года, пункт 19 "Порядка выплаты компенсаций за утраченное жилье и /или имущество гражданам, пострадавшим в результате кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно", утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 апреля 1997 г. N 510, регламентировавший данный вопрос, признан незаконным и недействующим.
В решении указано, что получение гражданами компенсации за утраченное жилье могло бы служить основанием к снятию заявителей с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий только в случае, если бы такая компенсация соответствовала стоимости утраченного жилья и давала бы возможность приобрести другое жилье по новому месту проживания, с учетом установленных в данном регионе норм.
Заинтересованной стороной не были представлены доказательства жилищного обустройства заявителей.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит обжалуемое решение суда первой инстанции постановленным с соблюдением норм материального и процессуального права и оснований для его отмены или изменения не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Магасского районного суда РИ от 19 мая 2014 г. по делу по заявлению ФИО1, ФИО2 и ФИО3 на неправомерные действия УФМС России по Республике Ингушетия оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.