Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
Председательствующего Мжельской Г.А.,
судей Белодеденко И.Г., Блинова В.А.,
при секретаре Быхуне Д.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 17 февраля 2015 года по делу
по иску Крючковой Ю. В. к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о признании невозможным проживания в ранее занимаемом жилом помещении, признании права на обеспечение жилым помещением, возложении обязанности включить в список.
Заслушав доклад судьи Мжельской Г.А., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Крючкова Ю.В. обратилась в суд с иском к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству о признании невозможным проживания в ранее занимаемом жилом помещении, признании права на обеспечение жилым помещением, возложении обязанности по включению в список.
С учетом уточнения требований просила суд признать невозможным её проживание и проживание её несовершеннолетнего сына ФИО1, ДД.ММ.ГГ года рождения, в ранее занимаемом жилом помещении по "адрес" в "адрес" "адрес"; признать за ней право на обеспечение жилым помещением как лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обязать Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству включить её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, для предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование заявленных требований Крючкова Ю.В. указала, что с ДД.ММ.ГГ вместе с братьями и сестрами проживала в "адрес" с матерью ФИО2, которую в ДД.ММ.ГГ лишили родительских прав. Решением исполнительного комитета "адрес" совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГ *** дети, в том числе и Крючкова Ю.В., определены в детское государственное учреждение. ДД.ММ.ГГ истца удочерили супруги ФИО3 и ФИО4, но в связи с жестоким обращением и применением насилия к ребенку решением Шипуновского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ удочерение отменено и истец вновь определена в детское государственное учреждение. Заочным решением Калманского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ отец истца ФИО5 лишен родительских прав.
Постановлением администрации Шипуновского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ за истцом закреплено жилье бывших усыновителей - дом по "адрес" в "адрес", которое в порядке приватизации передано в собственность ФИО3 Решением Шипуновского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ истец включена в договор приватизации и в настоящее время ей принадлежит "данные изъяты" в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" "адрес".
С ДД.ММ.ГГ истец воспитывалась в "данные изъяты", затем получила среднее профессиональное образование в "данные изъяты", по окончании которого вернулась в "адрес". В настоящее время проживает совместно с несовершеннолетним сыном ФИО1 в арендуемом жилом помещении по адресу: "адрес" а зарегистрирована по месту нахождения детского дома, в котором воспитывалась, по адресу: "адрес".
Поскольку истец относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не имеет возможности проживать в жилом "адрес" в "адрес" по причине неприязненных отношений с бывшими усыновителями, поэтому до обращения в суд Крючкова Ю.В. обращалась в уполномоченные органы по вопросу обеспечения ее жилым помещением.
В ДД.ММ.ГГ администрацией "адрес" "адрес" на имя прокурора Шипуновского района Алтайского края направлено обращение с просьбой оказать Крючковой Ю.В. содействие в решении вопроса по обеспечению жильем. В связи с тем, что на момент обращения к прокурору истец не достигла возраста "данные изъяты", прокурор не вправе был обращаться в суд с иском в ее интересах.
ДД.ММ.ГГ Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству отказало истцу во включении в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением, по причине отсутствия заключения органа опеки и попечительства о невозможности проживания в ранее занимаемом помещении, а также достижение истцом "данные изъяты" возраста.
В ДД.ММ.ГГ Крючкова Ю.В. обращалась в "данные изъяты" с заявлением об установлении факта раздела в натуре жилого "адрес" в "адрес" и вынесении решения о невозможности ее проживания в вышеуказанном жилом доме.
ДД.ММ.ГГ администрация Шипуновского района проинформировала истца о направлении в адрес Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству запроса о правомерности принятия положительного решения о невозможности проживания в жилом помещении.
Письмом администрация Шипуновского района от ДД.ММ.ГГ истцу сообщено о том, что вопрос о предоставлении ей жилого помещения не может быть рассмотрен без вступления в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с ч. 3 ст. 72 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Поскольку ранее занимаемое истцом жилое помещение находится в долевой собственности, а не предоставлено по договору социального найма, при этом истец не является членом семьи ни одного из сособственников, а ответчиком отказано истцу во включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, Крючкова Ю.В. обратилась в суд с настоящими исковыми требованиями.
Определением судьи Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от ДД.ММ.ГГ произведена замена ответчика Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству на его правопреемника Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края (л.д. 125).
Решением Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 17 февраля 2015 года исковые требования Крючковой Ю.В. удовлетворены частично.
За Крючковой Ю.В. признано право на обеспечение жилым помещением как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края возложена обязанность по включению Крючковой Ю.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.
В удовлетворении остальной части иска Крючковой Ю.В. отказано.
С Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края в пользу Крючковой Ю.В. взысканы судебные расходы "данные изъяты"
В апелляционной жалобе ответчик Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края просит решение отменить, принять по делу новое об отказе истцу в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что при вынесении решения судом нарушены нормы материального и процессуального права, а именно неверно истолкован закон и применен закон, неподлежащий применению.
В обоснование указывает, что истец до достижения установленного Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" возраста 23 лет, предусмотренной законом мерой социальной поддержки не воспользовалась, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не встала, каких-либо уважительных причин пропуска срока обращения для постановки на учет не представила, впервые обратилась к ответчику с заявлением о включении в список в возрасте 26 лет, то есть когда статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, был утрачен. А, кроме того, истцу отказано во включении в список, поскольку представленные ею документы не соответствовали требованиям, предусмотренным п. 2.1 Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 27 декабря 2012 года N 736.
Согласно учетной нормы нуждаемость Крючковой Ю.В. в жилом помещении отсутствует, поскольку ей принадлежит "данные изъяты" в праве общей долевой собственности на жилой "адрес" в "адрес" ДД.ММ.ГГ Крючкова Ю.В. никогда не пыталась вселиться в указанное жилое помещение, меры для принудительного размена дома ею не предпринимались. Доказательств того, что на момент исполнения "данные изъяты" истец имела право быть включенной в списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в суд не представлено.
Последующее изменение семьи не может повлиять на право истца по обеспечению жилым помещением, поскольку действующее законодательство не предполагает при предоставлении жилого помещения учет членов семьи и жилое помещение представляется исключительно на одно лицо, имеющее статус ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. При таких обстоятельствах суд первой инстанции необоснованно удовлетворил требования истца и вынес решение, которое при вступлении в законную силу повлечет за собой дискриминацию лиц, имеющих одинаковый статус, и обладающих равными правами по обеспечению жилыми помещениями.
Истец Крючкова Ю.В. и ее представитель ФИО6 в судебном заседании возражали против отмены решения, просили оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание судебной коллегии не явились, о причинах неявки не уведомили, в связи с чем на основании ст.ст.167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело подлежит рассмотрению при данной явке.
Заслушав истца Крючкову Ю.В., представителя истца ФИО6, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверяя законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч.1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (ч.2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.3).
Согласно ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно абз.1, 3 п.1, п.п.3,7,9 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абз.1 п.1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
По делу установлено, что истец Крючкова Ю.В. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указанный социальный статус Крючкова Ю.В. приобрела в связи с лишением ее родителей родительских прав (л.д. 11-12, л.д. 15).
Решением исполнительного комитета Шипуновского районного совета народных депутатов Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** Крючкова Ю.В. удочерена супругами ФИО3 и ФИО4 (л.д. 16).
ДД.ММ.ГГ решением Шипуновского районного суда Алтайского края удочерение Крючковой Ю.В. отменено, установлено, что ФИО4 из ненависти к ребенку обращалась с девочкой жестоко, вплоть до применения физического насилия (л.д. 18).
Истец Крючкова Ю.В. является собственником "данные изъяты" в праве собственности на жилой дом по "адрес" в "адрес" "адрес" (л.д. 24) в порядке приватизации (л.д. 20-23), поскольку при отмене удочерения данное жилое помещение бывших усыновителей закреплено за истцом (л.д. 19). Помимо истца собственниками жилого помещения (по "данные изъяты" каждый) являются бывшие усыновители: ФИО3 и ФИО4, и их дети: ФИО7, ФИО8, ФИО7, ФИО8
В настоящее время истец зарегистрирована по адресу: "адрес" (л.д. 30), а фактически проживает в жилом помещении, которое истцу не принадлежит, по адресу: "адрес" (л.д. 3).
В силу ст.4 Федерального закона от 29 февраля 2012 N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 23 лет, признанными в установленном порядке, нуждающимися в предоставлении жилого помещения, однако не реализовавшими право на получение жилья до 01 января 2013 года, то есть до нового правового регулирования спорных правоотношений.
Исходя из анализа положений Федерального закона 21 декабря 1996 года N159-ФЗ, Закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года N72-ЗС "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае", Закона Алтайского края от 12 декабря 2006 года N136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" следует, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в указанных нормативно-правовых актах обстоятельств (по достижении указанными лицами 18 лет, в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия и пр.). При этом реализация права лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от очередности, наличия достаточного финансирования необходимых для этого мероприятий, отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования.
Руководствуясь положениями п. 4 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", п. 3 ст. 17-1 Закона Алтайского края 12 декабря 2006 года N136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края", судом первой инстанции установлена невозможность проживания истца в принадлежащем ей жилом помещении, ввиду проживания в нем лиц, не являющихся членами семьи истца.
Разрешая спор и частично удовлетворяя требования, суд установил, что Крючкова Ю.В., имея статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения возраста "данные изъяты" на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не встала, по независящим от ее воли обстоятельствам, в связи с чем нарушенное право подлежит восстановлению.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства.
Довод апелляционной жалобы о том, что истец вправе произвести отчуждение принадлежащей ей на праве собственности "данные изъяты" в жилом помещении, тем самым разрешив свой жилищный вопрос, не является основанием к отмене решения, поскольку дополнительные гарантии права на жилое помещение для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленные ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ и в ст. 17-1 Закона Алтайского края от 12 декабря 2006 года N 136-ЗС, не предусматривают в качестве меры реализации этой гарантии отчуждение доли в праве собственности.
Все доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к позиции, ранее занятой ответчиком при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Указанная позиция была тщательно проверена судом первой инстанции, ей дана подробная мотивированная оценка, соответствующая материалам дела и нормам действующего законодательства, с которой судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться.
Выводы суда соответствуют требованиям закона и основаны на имеющихся в деле доказательствах. Оснований сомневаться в объективности оценки и исследования доказательств не имеется.
Судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит доводов, которые в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, могли бы являться основаниями для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 17 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.