Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.П.,
судей Горелова Т.В., Сафроновой М.В.,
при секретаре Богдан Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Город" на решение Калманского районного суда Алтайского края от 20 марта 2015 года по делу
по иску Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Город" о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей.
Заслушав доклад судьи Сафроновой М.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился первоначально в суд с иском к ЗАО Холдинг "Группа Компаний "Свой дом", в уточненном исковом заявлении ответчиком указал ООО "Управляющая компания "Город". Действуя в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточненных исковых требований просил признать бездействие управляющей организации ООО "Управляющая компания "Город" (ИНН "данные изъяты") по обеспечению обустройства и содержания мест временного накопления отходов от многоквартирного "адрес" незаконным, и возложить на нее обязанность обеспечить организацию, обустройство и содержание мест временного накопления отходов от многоквартирного "адрес" в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства, в том числе: организовать размещение мест временного накопления отходов по согласованию с Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю, администрацией Железнодорожного района г. Барнаула в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; оборудовать площадки для установки контейнеров твердым покрытием и ограждением, произвести посадку зеленых (кустарных) насаждений по периметру площадки, обеспечить сохранность и уход за насаждениями, а также обеспечить удобные подъезды для автотранспорта в срок до 31.05.2015; установить информационные аншлаги с указанием контактных телефонов организации, вывозящей отходы, и графика вывоза твердых бытовых и крупногабаритных отходов в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обеспечить ежедневную уборку мест сбора твердых бытовых отходов и придомовой территории; организовать ежедневный вывоз мусора и твердых бытовых отходов от мест накопления отходов и прилегающей территории.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной проверки установлено несоответствие обустройства и содержание места временного накопления отходов, расположенного на расстоянии 30 метров от "адрес", требованиям санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства, а именно ограждение контейнерной площадки отсутствует, твердое покрытие частично разрушено, отсутствует бордюр и зеленые насаждения по периметру площадки. Указанная контейнерная площадка, по информации администрации Железнодорожного района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ, предназначена для обслуживания многоквартирных домов NN "данные изъяты" по "адрес" и домов NN "данные изъяты" по "адрес".
Согласно протоколу решения итогов заочного голосования общего собрания собственников помещений, жители указанного многоквартирного дома, расторгли договор управления с ЗАО Холдинг "Группа компаний "Свой дом" и выбрали в качестве управляющей организации ООО "Управляющая компания "Город".
Поскольку нарушение требований природоохранного законодательства нарушают права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, а в силу п. 2.2.10 СанПин 42-128-4690-88, ответственность за содержание мусоросборников и территории, прилегающей к месту выгрузки отходов, несет организация, в ведении которой находится дом, Алтайский межрайонный природоохранный прокурор и обратился в суд с указанными выше требованиями.
Решением Калманского районного суда Алтайского края от 20 марта 2015 года исковые требования Алтайского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены частично.
На ООО "Управляющая компания "Город" возложена обязанность обеспечить организацию, обустройство и содержание мест временного накопления отходов от многоквартирного "адрес" в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства, в том числе:
- организовать размещение мест временного накопления отходов по согласованию с Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю, администрацией Железнодорожного района г. Барнаула в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
- оборудовать площадки для установки контейнеров твердым покрытием и ограждением, произвести посадку зеленых (кустарных) насаждений по периметру площадки, обеспечить сохранность и уход за насаждениями, а также обеспечить удобные подъезды для автотранспорта в срок до 31.05.2015г.;
- установить информационные аншлаги с указанием контактных телефонов организации, вывозящей отходы, и графика вывоза твердых бытовых и крупногабаритных отходов в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
- обеспечить ежедневную уборку мест сбора твердых бытовых отходов и придомовой территории;
- организовать ежедневный вывоз мусора и твердых бытовых отходов от мест накопления отходов и прилегающей территории.
В остальной части заявленных требований - отказано.
С ООО "Управляющая компания "Город" в пользу местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере "данные изъяты" руб.
В апелляционной жалобе ответчик ООО "Управляющая компания "Город" просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование требований указано, что контейнерная площадка, расположенная на расстоянии 30 метров от "адрес" является совмещенной, и предназначена для обслуживания нескольких многоквартирных домов, а именно домов NN "данные изъяты" по "адрес", и домов NN "данные изъяты" по "адрес", где многоквартирный "адрес" находится на обслуживании ООО " "данные изъяты"", "адрес" обслуживает ООО УК " "данные изъяты"", а дом N "данные изъяты" - ТСЖ " "данные изъяты"", в связи с чем, ответчик полагает, что обязанность по организации размещения мест временного хранения отходов должна быть возложена и на вышеуказанные организации.
По мнению ООО "Управляющая компания "Город", данное обстоятельство судом не исследовано, что является основанием для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
В письменных возражениях прокурор Алтайской межрайонной природоохранной прокуратуры и прокурор Калманского района Алтайского края просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители ответчика Кудинова А.Е. и Кисанова Е.Ю. на доводах жалобы настаивали, заместитель Алтайского межрайонного природоохранного прокурора Мацаков С.Н. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решение суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для ее удовлетворения.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пп. "д" п.11, пп. "а" п.16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме. Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в том числе и путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с ч. 5 ст. 161 и ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В пункте 7.6 Правил благоустройства территории городского округа - города Барнаула, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 07.06.2013 N 110 указано, что содержание мест временного хранения отходов на территории многоэтажной жилой застройки производится лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, в порядке, установленном СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест", постановлением администрации города и настоящими Правилами.Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием, организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов. Мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений ( п.п. 3.7.1, 3.7.4 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003г. N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда").
Согласно п.2.2.10 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", содержание мест временного хранения отходов на территории многоэтажной жилой застройки производится лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами; ответственность за содержание мусоросборников и территории, прилегающей к месту выгрузки отходов, несет организация, в ведении (управлении) которой находится дом.
Анализируя указанные нормы права следует, что обязанность по обеспечению организации, обустройства и содержания мест временного накопления отходов от многоквартирного дома, в соответствии с действующим законодательством, возлагается на управляющую компанию с которой собственниками многоквартирного дома заключен договор управления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, управление многоквартирным домом по "адрес" - с ДД.ММ.ГГ осуществляет управляющая организация ООО "Управляющая компания "Город" (л.д. 56-59), что ответчиком не оспаривается.
В соответствии с актом проверки соблюдения природоохранного законодательства, проведенной Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой, было установлено, что самостоятельных мест сбора мусора и твердых бытовых отходов от многоквартирного "адрес" не имеется. В качестве места сбора мусора и твердых бытовых отходов жителями данных домов используется бункер накопитель твердых бытовых отходов, расположенный на расстоянии около 30 метров от "адрес", который также используется жителями многоквартирных домов N "данные изъяты" по "адрес", и домов NN "данные изъяты" по "адрес" (л.д. 11-13).
Из сообщения Главы администрации Железнодорожного района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ N "данные изъяты", следует, что контейнерная площадка по адресу: "адрес" действительно предназначена для обслуживания многоквартирных домов по следующим адресам: "адрес", "адрес". При этом указано, что с администрацией Железнодорожного района вышеуказанные контейнерные площадки не согласовывались, и также отсутствует информации о согласовании с Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю (л.д. 14).
Согласно сообщению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ N ***, размещения мест временного хранения отходов по адресам: "адрес" с ними не согласовывалось, документы, подтверждающие согласование размещения указанных контейнерных площадок, другими органами санитарно-эпидемиологического надзора в период до 2005 года в Управлении отсутствуют (л.д. 16).
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводами суда об обоснованности доводов прокурора относительно отсутствия надлежащим образом организованного, обустроенного места содержания временного накопления отходов от многоквартирного дома по "адрес".
Данный факт стороной ответчика не оспаривается.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора к ответчику ЗАО Холдинг "Группа компаний "Свой дом", суд первой инстанции исходил из того, что на момент проверки, которая была проведена прокуратурой 07.11.2014, управление имуществом многоквартирного дома осуществлялось ООО "Управляющая компания "Город", в связи с чем, обоснованно пришел к выводу о том, что ЗАО Холдинг "Группа компаний "Свой дом" является ненадлежащим ответчиком.
Разрешая заявленные требования к ООО "Управляющая компания "Город" о признании незаконным их бездействия по обеспечению обустройства и содержания мест временного накопления отходов от многоквартирного "адрес", суд первой инстанции, ссылаясь на отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о том, в отношении указанного юридического лица проводилась какая-либо проверка по данному факту, отказал в удовлетворении указанных требований.
Решение суда в указанной части сторонами не оспаривается, поэтому не является предметом проверки в силу ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования в части возложения обязанности по обеспечению организации, обустройства и содержания мест временного накопления отходов от многоквартирного "адрес", суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовав представленные доказательства, установив имеющие значение для дела фактические обстоятельства дела, дал им надлежащую юридическую оценку, и руководствуясь действующим законодательством, регулирующем спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу о возложении данной обязанности на управляющую организацию, которой является ООО "Управляющая компания "Город".
Довод жалобы о том, что контейнерная площадка, расположенная на расстоянии 30 метров от "адрес" является совмещенной, и предназначена для обслуживания нескольких многоквартирных домов, а именно домов NN78, 80 по "адрес", и домов NN 35, 37, 39 по "адрес", которые обслуживаются разными управляющими организациями, в связи с чем, обязанность по организации размещения мест временного хранения отходов должна быть возложена и на них, судебная коллегия считает несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2.2.3 СанПина 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.
Содержание мест временного хранения отходов на территории многоэтажной жилой застройки производится лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами; ответственность за содержание мусоросборников и территории, прилегающей к месту выгрузки отходов, несет организация, в ведении (управлении) которой находится дом (п. 2.2.10).
Действительно, согласно информации администрации Железнодорожного района города Барнаула от 26.11.2014, указанная контейнерная площадка предназначена для обслуживания нескольких многоквартирных домов. При этом, как следует из материалов дела, размещение контейнерной площадки, расположенной на расстоянии около 30 метров от "адрес" с администрацией района и Управлением Роспотребнадзора Алтайского края не согласовывалось.
Таким образом, указанная площадка, на момент проверки, не соответствовала требованиям действующего законодательства, и следовательно не могла быть признана надлежащим местом накопления отходов. Лишь после процедуры согласования места временного накопления отходов от вышеуказанного многоквартирного дома с компетентными органами, управляющая организация обязана произвести обустройство указанного места и обеспечить последующее содержание в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства. Кроме того, согласно заявленным требованиям, прокурор обратился в суд с требованием о возложении обязанности обеспечить организацию, обустройство и содержание мест временного накопления отходов именно от многоквартирного "адрес", управляющей организацией которого является ООО "Управляющая компания "Город". Таким образом, указанные в апелляционной жалобе иные организации, не могут являться надлежащими ответчиками по данному делу.
Доводы апелляционной жалобы ответчика основаны на ошибочном толковании норм материального права и не являются основанием для отмены судебного решения в указанной части.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу ответчика общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Город" на решение Калманского районного суда Алтайского края от 20 марта 2015 года - оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Федорова Н.А. Дело N33-6082/2015
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
(резолютивная часть)
30 июня 2015 года г.Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.П.,
судей Гореловой Т.В., Сафроновой М.В.,
при секретаре Богдан Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Город" на решение Калманского районного суда Алтайского края от 20 марта 2015 года по делу
по иску Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Город" о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу ответчика общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Город" на решение Калманского районного суда Алтайского края от 20 марта 2015 года - оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.