Судья Новосибирского областного суда Быкова В.Б.,
При ведении протокола судебного заседания секретарем Мальцевой А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе ОАО "Сибэнергоремонт" на постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Новосибирской области Федорова К.В. N от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Ленинского районного суда города Новосибирска от 15 мая 2015 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Новосибирской области Федорова К.В. N от ДД.ММ.ГГГГ ОАО "Сибэнергоремонт" было привлечено к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Не согласившись с постановлением, ОАО "Сибэнергоремонт" обжаловало его в суд в соответствии со статьей 30.1 КоАП РФ.
Решением судьи Ленинского районного суда города Новосибирска от 15 мая 2015 года постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Новосибирской области Федорова К.В. N от 16.05.2014 было оставлено без изменения, жалоба ОАО "Сибэнергоремонт" без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Новосибирский областной суд в порядке статьи 30.9 КоАП РФ, ОАО "Сибэнергоремонт" просит отменить решение судьи от 15 мая 2015 года, признать незаконным постановление N от 16 мая 2014 года. В обоснование доводов жалобы указано, что в действиях (бездействиях) заявителя отсутствует событие административного правонарушения, за которое статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. Полагает, что ни в акте проверки, ни в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ N нет документальной информации, подтверждающей принадлежность обгоревших отходов, зафиксированных на фотографиях, к отходам заявителя, так как, других контейнеров инспектором на проверяемой территории обнаружено не было, а указанные в актах контейнеры предназначены для накопления отходов, образующихся у арендаторов и других собственников, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность по адресу: "адрес", следовательно, не доказана вина ОАО "Сибэнергоремонт" в совершении правонарушения. Также указывает, что судья при рассмотрении дела в нарушение требований пункта 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N потребовала от ОАО "Сибэнергоремонт" представить доказательства принадлежности обгоревших отходов, зафиксированных на фотографиях иным лицам. Полагает, что протокол N от ДД.ММ.ГГГГ не содержит достаточных данных, указывающих на факт совершения заявителем административного правонарушения (наличие события). Отмечает, что требования СанПИН 2.1.7.1322-03 не предназначены для ОАО "Сибэнергоремонт" так как его деятельность в области обращения с отходами сводится к образованию отходов I-V классов опасности и их накоплению в целях дальнейшей передачи другим лицам для транспортирования, утилизации, обезвреживания и захоронения. Кроме того, судом не учтено, что противоправное бездействие ОАО "Сибэнергоремонт" в 2013 году и в январе и феврале 2014 года, сопряженное с невыполнением обязательных требований, установленных пунктом 1 статьи 15, пунктом 1 статьи 19 и пунктом 2 статьи 26 Федерального закона от 24.05.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в соответствии с пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 являются оконченными до 17.03.2014 - даты начала проведения проверки. В связи с чем полагает, что действия (бездействие) ОАО "Сибэнергоремонт" относятся к малозначительным административным правонарушениям.
Жалоба подана в установленный статьей 30.3 КоАП РФ срок со дня получения копии постановления, препятствий для ее рассмотрения не имеется.
Проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя ОАО "Сибэнергоремонт" Филатова Н.Н., поддержавшего доводы жалобы, объяснения представителя старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Новосибирской области Федорова К.В. Гилевой С.Ю., возражавшей против доводов жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельства каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административная ответственность по статье 8.2 КоАП РФ предусмотрена за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно части 3 статье 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии со статьей 11 Закона РФ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
На основании статьи 1 вышеуказанного закона, обращение с отходами представляет собой деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Нормой пункта 3 статьи 10 Закона РФ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что при проектировании жилых зданий, а также предприятий, зданий, строений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, необходимо предусматривать места (площадки) для сбора таких отходов в соответствии с установленными правилами, нормативами и требованиями в области обращения с отходами.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации (пункты 2 и 3 статьи 14).
Пунктом 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно.
Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары.
При этом хранение твердых промотходов I класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), II - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах); III - в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках; IV - навалом, насыпью, в виде гряд.
Как следует из пункта 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудования навесом и т.д.), по периметру площадки должны быть предусмотрены обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона РФ от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" запрещается хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Нормой пункта 1 статьи 19 Закона РФ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона РФ от 24.06.1998 N 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Согласно пункту 2 статьи 26 Закона РФ от 24.06.1998 N 89-ФЗ порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что лица, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности.
Отказывая в удовлетворении жалобы, судья исходил из того, что собранные и исследованные по делу доказательства свидетельствуют о наличии в действиях ОАО "Сибэнергоремонт" вины в совершении административного правонарушения ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
Обстоятельства дела подтверждаются материалами дела об административном правонарушении, а именно: актом проверки N от 04.04.2014, протоколом N об административном правонарушении от 07.04.2014, составленными в присутствии законного представителя ОАО "Сибэнергоремонт" Верходанова Н.П.
Указанным доказательствам и иным материалам дела судьей была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, полагаю, что и должностное лицо и судья районного суда пришли к правильному выводу о наличии в действиях ОАО "Сибэнергоремонт" вины в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела в ходе проведения Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области плановой выездной проверки установлено, что в результате производственной деятельности ОАО "Сибэнергоремонт" образуются следующие отходы: отработанные ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (код отхода - 35330100 13 01 1 "1-класс"), масла компрессорные отработанные (код отхода - 54100211 02 03 3 "3-класс"), опилки древесные, загрязненные минеральными маслами (код отхода 17130201 04 03 3 "3-класс"), провод медный незагрязненный потерявший потребительские свойства (код отхода - 35310305 01 01 3 "3-класс"), смет с территории, промасленная ветошь, обтирочный материал, загрязненный маслами (код отхода -54902701 01 03 4 "4-класс"), отходы стеклоткани (код отхода - 57103201 01 00 4 "4-класс"), отходы бумаги с нанесенным лаком (код отхода - 18720101 01 01 4 "4-класс"), мусор от бытовых помещений организаций несортированный (код отхода - 91200400 01 00 4 "4-класс"), древесные отходы из натуральной чистой древесины (код отхода - 17112000 01 00 5 "5-класс"), абразивные круги отработанные и лом (код отхода - 31404302 01 99 5 "5-класс"), лом черных металлов несортированный (код отхода-35130100 01 99 5 "5-класс").
ОАО "Сибэнергоремонт", в результате осуществления деятельности в области обращения с отходами, обязано соблюдать требования Закона об отходах производства и потребления, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством, что не оспаривалось по существу предстаивтелем ОАО "Сибэнергоремонт".
В нарушение требований Федерального закона РФ от 24.06.1998 N 89-ФЗ ОАО "Сибэнергоремонт" 2013 году не обеспечено проведение обучения ответственных лиц в области обращения с отходами; не велся учет в области обращения с отходами в установленном законом порядке, не осуществлялся производственный контроль в области обращения с отходами производства и потребления в установленном законом порядке. Так, мусор из помещений и твердые бытовые отходы ОАО "Сибэнергоремонт" складируются и накапливаются в контейнеры объемом 0,7м и 1,5м с последующим вывозом на полигон ТБО (для утилизации и захоронения) по договору N-14 от 28.01.2014 с МУП г. Новосибирска "Спецавтохозяйство", образующиеся непригодные остатки черных и цветных металлов сдаются на металлолом по договору N от 15.01.2013. Отработанные ртутные лампы, ртутьсодержащие люминесцентные трубки передаются в ООО "СибРтуть" на утилизацию (обезвреживание) отходов по договору от ДД.ММ.ГГГГ N, при этом в 2013 году место сбора ртутьсодержащих отходов в ОАО "Сибэнерогремонт" не было определено (отсутствует специальная тара для транспортировки опасных отходов, что является нарушением Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 N 681).
Материалами дела установлено, что ОАО "Сибэнергоремонт" в 1-м квартале 2014 года допустило нарушения требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03, которые выразились в том, что контейнеры для сбора твердых бытовых отходов имеют повреждения (не герметичны), в которых присутствуют обгоревшие отходы, зола и сажа, металлическая поверхность контейнеров имеет видимые очаги возгорания, что свидетельствует об использовании мусора и отходов путем сжигания, не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров; не обеспечены раздельный сбор и накопление отходов (мусор и отходы - картон, бумага, стеклотара, ящики, доски, полиэтилен разбросаны по всей площадке); не оборудованы надлежащим образом специализированные места для временного накопления отходов, о чем свидетельствуют фотоматериалы, произведенные в ходе обследования территории в присутствии свидетелей (работников ОАО "Сибэнергоремонт"), на основании которых зафиксировано в протоколе осмотра от 21.03.2014 принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов. ОАО "Сибэнергоремонт" в 2013 году самостоятельно осуществляло транспортировку отходов на полигон МКУ ДЭУ N 3, однако ведение учета образовавшихся, временно накопленных, использованных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов не оформлено в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами и тем самым нарушило пункт 1 статьи 19 Закона РФ N 89-ФЗ.
ОАО "Сибэнергоремонт" в лице генерального директора Верходанова П.В. в нарушение пункта 1 статьи 15 Закона РФ N 89-ФЗ с 2010 года назначило ответственное лицо по обращению с отходами с I-IV класса опасности - главного механика ОАО "Сибэнергоремонт" Василенко В.Г., не имеющего профессиональной подготовки на право работы с этими отходами, подтвержденную свидетельством (сертификатами).
Также установлено, что ОАО "Сибэнергоремонт" вопреки требованиям Закона РФ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами в 2013 году не разрабатывался и не был согласован с уполномоченным государственным органом исполнительной власти.
Таким образом, должностным лицом и судьей районного суда обосновано сделан вывод, что ОАО "Сибэнергоремонт" осуществляло свою производственную деятельность в 2013 году, нарушая экологические и санитарно-эпидемиологические требования действующего природоохранного законодательства, в связи с чем было привлечено к административной ответственности.
Доводы жалобы в части того, что должностным лицом не установлена принадлежность твердых бытовых отходов ОАО "Сибэнергоремонт", поскольку земельный участок с кадастровым номером N находится в долевой собственности ОАО "Сибэнергоремонт", ООО "Фортуна" и ООО "Шихан", признаю необоснованным, поскольку при составлении 21.03.2014 прокола осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, законным представителем ОАО "Сибэнергоремонт" Верходановым Н.П., присутствовавшим при его составлении, факт принадлежности указанных контейнеров ОАО "Сибэнергоремонт" не оспаривался, замечаний, касаемо того, что указанные контейнеры предназначены для накопления отходов, образующихся в результате хозяйственной и иной деятельности других собственников земельного участка либо арендаторов помещений, в протокол внесено не было. При этом представитель ОАО "Сибэнергоремонт" Филатов Н.Н. не исключил нахождения отходов производства ОАО "Сибэнергоремонт" в данных контейнерах.
Протокол об административном правонарушении N от 07.04.20144 содержит достаточные данные, указывающих на факт совершения заявителем административного правонарушения, в связи с чем доводы жалобы в данной части являются несостоятельными.
Вопреки доводам жалобы, полагаю, что к возникшим правоотношениям судьей обоснованно применены положения СанПиН 2.1.7 1322-03, поскольку круг объектов, на которые требования указанных СанПиН не распространяются, определен в пункте 1.4. К ним относятся: полигоны захоронения радиоактивных отходов; полигоны твердых бытовых и смешанных отходов; могильники для органических веществ и трупов животных; склады просроченных и непригодных к использованию лекарственных препаратов и пестицидов.
Доводы жалобы основаны на несогласии заявителя с оценкой судьи районного суда собранных по делу доказательств, произведенных при рассмотрении дела в суде. Однако, из представленных материалов дела следует, что к выводу о наличии в действиях ОАО "Сибэнергоремонт" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, судья районного суда пришел на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу, которые приведены выше, с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, мотивировав свои выводы и дав совокупности собранных по делу доказательств надлежащую правовую оценку в соответствии с правилами статьи 26.11 КоАП РФ с учетом требований части 3 статьи 26.2 КоАП РФ.
Иных доводов, способных повлечь отмену или изменение судебного постановления в настоящей жалобе не приведено, и оснований для отмены постановления судьи районного суда при рассмотрении настоящей жалобы и проверке законности обжалуемого судебного постановления не установлено.
Постановление о привлечении ОАО "Сибэнергоремонт" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, а также должностным лицом, уполномоченным на его вынесение.
Административное наказание назначено ОАО "Сибэнергоремонт" в соответствии с санкцией, установленной статьей 8.2 КоАП РФ, при этом минимальное.
Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснено в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Доводы заявителя о малозначительности совершенного административного правонарушения являются несостоятельными, поскольку совершенное ОАО "Сибэнергоремонт" правонарушение представляет угрозу общественным интересам. Несоблюдение и нарушение требований нормативных правовых актов, касающихся вопросов экологии, охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, с учетом наличия существенной угрозы причинения вреда жизни, и здоровью граждан, природной среде, не может быть отнесено к малозначительным правонарушениям.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу об отсутствии оснований для признания допущенного административного правонарушения малозначительным, доводы жалобы необоснованны и не влекут отмену оспариваемого решения судьи и постановления должностного лица.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Новосибирской области Федорова К.В. N от 16 мая 2014 года и решение судьи Ленинского районного суда города Новосибирска от 15 мая 2015 года оставить без изменения, жалобу ОАО "Сибэнергоремонт" - без удовлетворения.
Судья (подпись) Быкова В.Б.
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.