Апелляционное определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 16 июня 2015 г. по делу N 33-364/2015
Ленинградский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Гогина А.В.,
судей: Кунцевича Ю.М.,
Царькова В.Н.,
при секретаре Хлудневе А.А., с участием представителя заявителя Иванова А.В., представителя командира войсковой части 6718 - старшего лейтенанта юстиции Екименко Д.И., помощника военного прокурора Западного военного округа подполковника юстиции Чендылова О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Псковского гарнизонного военного суда от 24 марта 2015 года по заявлению бывшей военнослужащей войсковой части 6718 старшего сержанта запаса Арутюнян Анны Балабековны об оспаривании действий жилищной комиссии войсковой части 6718, связанных с установлением размера жилищной субсидии выплачиваемой заявителю и исключением заявителя из списков нуждающихся в жилых помещениях, а также действий командира войсковой части 6718, связанных с увольнением заявителя с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части.
Заслушав доклад судьи Царькова В.Н., объяснения представителя заявителя в обоснование доводов жалобы, объяснения представителя командира войсковой части 6718, возражавшего против доводов жалобы, заключение прокурора, полагавшего необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, окружной военный суд,-
УСТАНОВИЛ:
Арутюнян А.Б. обратилась в военный суд с заявлением, в котором просила признать незаконными решение жилищной комиссии войсковой части 6718 от 9 декабря 2014 года (протокол N 16) в части произведенного расчета размера выплачиваемой ей жилищной субсидии для приобретения жилого помещения, а также решение жилищной комиссии войсковой части 6718 от 18 декабря 2014 года (протокол N 18) в части её исключения из списка очередников нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Для восстановления нарушенных прав Арутюнян просила обязать жилищную комиссию войсковой части 6718 повторно рассмотреть вопрос о размере предоставляемой ей жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, а также возложить на данный жилищный орган обязанность восстановить её в данных списках нуждающихся с первоначальной даты её принятия на жилищный учет.
Также заявитель просила суд признать незаконным приказ командира войсковой части 6718 от 17 декабря 2014 года N 265 в части её увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава части незаконным, и возложить на командира войсковой части 6718 обязанность восстановить её на военной службе и в списках личного состава войсковой части 6718 с 17 декабря 2014 года.
Гарнизонный военный суд заявление Арутюнян удовлетворил частично.
Суд признал незаконным решение жилищной комиссии войсковой части 6718 от 9 декабря 2014 года (протокол N 16) в отношении Арутюнян в части расчета размера жилищной субсидии с учетом поправочного коэффициента 2,25 для приобретения жилого помещения и обязал жилищную комиссию войсковой части 6718 произвести перерасчет жилищной субсидии для приобретения заявителем жилого помещения с применением поправочного коэффициента в размере 2,375 и выплатить Арутюнян недоплаченную сумму жилищной субсидии на приобретение жилого помещения в установленном действующим законодательством порядке.
В удовлетворении требований Арутюнян о признании незаконным решения жилищной комиссии войсковой части 6718 от 9 декабря 2014 года (протокол N 16) в части расчета размера выплачиваемой жилищной субсидии, с учетом уменьшения норматива общей площади жилого помещения по договору социального найма, расположенного по адресу: г. Псков, ул. Юбилейная, д. 89, кв. 97, о возложении на данный жилищный орган обязанности повторно рассмотреть вопрос о размере предоставляемой жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения; а также о признании незаконным решения жилищной комиссии войсковой части 6718 от 18 декабря 2014 года (протокол N 18) в части исключения Арутюнян из списка очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также о возложении на данный жилищный орган обязанности восстановить заявителя в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий с первоначальной даты принятия её на жилищный учет, суд заявителю отказал.
Также суд отказал Арутюнян в удовлетворении требования о признании незаконным приказа командира войсковой части 6718 от 17 декабря 2014 года N 265 в части увольнения заявителя с военной службы и исключения из списков личного состава части, а также о возложении на командира войсковой части 6718 обязанности восстановить Арутюнян на военной службе и в списках личного состава войсковой части 6718 с 17 декабря 2014 года.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование жалобы она указывает, что суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что данное ею и членами ее семьи обязательство о сдаче жилого помещения не может быть учтено при расчете размера субсидии, так как оно не подписано ее бывшим супругом.
Не обоснован вывод суда и о том, что ее бывший супруг продолжает оставаться членом ее семьи.
Приводя положения пункта 1 "Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России", утвержденной приказом МВД РФ от 12 февраля 2010 года N 75 "Об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России" указывает, что в нем имеется ссылка на статью 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" относительно того, кто является членом семьи военнослужащего.
Утверждает, что факт совместного проживания в одном помещении с бывшим супругом не подтверждает наличие с ним родственных отношений и факт ведения совместного хозяйства.
Также автор жалобы указывает на то обстоятельство, что согласно пункту 4 Правилам расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 года N 76 (далее - Правила расчета субсидии), обязательство о сдаче жилого помещения подписывается только военнослужащим и членами его семьи.
Поэтому вывод суда первой инстанции о необходимости подписания такого обязательства ее бывшим мужем основан на неправильном применении норм материального права.
Не учел суд и тот факт, что ее бывший муж не возражает против сдачи ею жилого помещения.
Ошибочными, по мнению Арутюнян, являются и выводы суда первой инстанции о том, что имеющееся обязательство не может быть реализовано при существующих условиях, а также об отсутствии у жилищной комиссии оснований учитывать данное обязательство при расчете субсидии.
Автор жалобы сообщает, что порядок сдачи жилых помещений в городе Пскове законодательно не урегулирован. Обязательство подписано начальником Управления по учету и распределению жилой площади Администрации города Пскова, действует, поскольку не признано судом недействительным, какие- либо обстоятельства с момента его заключения не изменились, а односторонний отказ о принятых обязательств законодательно запрещен.
Не соответствующим обстоятельствам дела является вывод суда относительно законности решения жилищной комиссии воинской части о снятии ее с учета нуждающихся в жилых помещениях.
При увольнении с военной службы она была согласна на реализацию такого способа обеспечения жильем, но не с размером рассчитанной субсидии.
Ссылаясь на пункт 13 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статью 56 ЖК РФ утверждает, что оснований для снятия ее с учета, не обеспеченной на момент увольнения жилым помещением, не имелось.
В заключение автор жалобы сообщает, что суд не учел то обстоятельство, что в нарушение абзаца 2 части 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пункта 48 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" (далее - постановление Пленума ВС РФ), она была уволена с военной службы и исключена из списков личного состава воинской части без ее согласия на увольнение без обеспечения жилым помещением.
По ее мнению, для восстановления ее прав суд должен был, руководствуясь частью 2 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пунктом 50 постановления Пленума ВС РФ признать приказ об увольнении с военной службы незаконным и обязать командира воинской части восстановить ее на военной службе и в списках личного состава воинской части, на всех видах довольствия, до момента перечисления субсидии в установленном законом размере.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд не находит оснований для ее удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, по делу не выявлено.
Согласно положениям пункта 16 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", при предоставлении гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта1 статьи 15, жилищной субсидии ее размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом4 статьи15.1 данного Федерального закона, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Порядок расчета жилищной субсидии утверждается Правительством Российской Федерации.
В абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" указаны военнослужащие - граждане, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования) и военнослужащие - граждане, обеспечиваемые на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанные нуждающимися в жилых помещениях, достигшие общей продолжительности военной службы 20 лет и более, либо увольняемые с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет.
В пункте 3 Правил расчета субсидии указано, что норматив общей площади жилого помещения устанавливается в размере 18 кв. метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из 3-х и более человек.
Согласно данной норме Арутюнян, при наличии к тому оснований, вправе была претендовать на предоставление жилого помещения в размере (3 X 18) 54 кв.м.
Вместе с тем, пунктом 4 Правил расчета субсидии установлено, что норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с пунктом 3 данных Правил уменьшается на общую площадь жилых помещений, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма, в случае если в отношении этой площади указанными лицами не взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма, ее освобождении и передаче органу, предоставившему жилые помещения.
Следует отметить, что каких - либо исключений из общего правила учета общей площади всего жилого помещения, занимаемого военнослужащим и членами его семьи, данная норма не содержит. Таким образом, при предоставлении субсидии военнослужащий должен представить письменное обязательство об освобождении всего жилого помещения, в котором он и члены его семьи проживают.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В связи с изложенным судам следует исходить из того, что гарантированное статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами ЖК РФ и Семейного кодекса Российской Федерации.
В пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что согласно части 2 статьи 69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности независимо от того, вселялись ли они в жилое помещение одновременно с нанимателем или были вселены в качестве членов семьи нанимателя впоследствии. Члены семьи нанимателя имеют, в частности, следующие права: бессрочно пользоваться жилым помещением (часть 2 статьи 60 ЖК РФ); сохранять право пользования жилым помещением в случае временного отсутствия (статья 71 ЖК РФ); участвовать в решении вопросов: переустройства и перепланировки жилого помещения (пункт 5 части 1 статьи 26 ЖК РФ), вселения в установленном порядке в жилое помещение других лиц (статья 70 ЖК РФ), обмена жилого помещения (статья 72 ЖК РФ), сдачи жилого помещения в поднаем (статья 76 ЖК РФ), вселения временных жильцов (статья 80 ЖК РФ), переселения в жилое помещение меньшего размера (статья 81 ЖК РФ), изменения договора социального найма (статья 82 ЖК РФ), расторжения договора социального найма (часть 2 статьи 83 ЖК РФ).
В пункте 25 данного постановления Пленума указано, что, разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен частью 1 статьи 69 ЖК РФ. К ним относятся:
а) супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним;
б) другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
К другим родственникам при этом могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и нисходящей линии.
Согласно пункту 26 указанного постановления Пленума, с целью обеспечения права несовершеннолетних детей жить и воспитываться в семье (статья 54 СК РФ) частью 1 статьи 70 ЖК РФ установлено, что не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и наймодателя для вселения к родителям их несовершеннолетних детей (это могут быть дети как самого нанимателя, так и других членов его семьи, проживающих в жилом помещении).
Как указано в пункте 29 приводимого постановления Пленума, в силу части 4 статьи 69 ЖК РФ, если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма (например, в связи с расторжением брака, прекращением ведения общего хозяйства), но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи, в том числе: право бессрочно пользоваться жилым помещением (часть 2 статьи 60 ЖК РФ), сохранять право пользования жилым помещением в случае временного отсутствия (статья 71 ЖК РФ), право вселять в жилое помещение других лиц с соблюдением правил статьи 70 ЖК РФ, право требовать принудительного обмена жилого помещения в судебном порядке (статья 72 ЖК РФ), право заключать договор поднайма с соблюдением правил статьи 76 ЖК РФ и др.
Как бесспорно установлено это судом первой инстанции, 2-х комнатная квартира по адресу: г. Псков, ул. Юбилейная, д. 89, кв. 97, была предоставлена майору Арутюнян Р.А. на состав семьи из 4 человек, в том числе и на заявительницу. Бывший муж и дочери Арутюнян проживают в данном жилом помещении с 1997 года. Сама Арутюнян снялась с регистрации в указанном жилом помещении в июне 2007 года и была зарегистрирована по адресу воинской части: г. Псков, ул. Декабристов, войсковая часть 6718 (л.д. 60).
Однако, как было подтверждено в судебном заседании представителем Арутюнян (л.д. 52) до настоящего времени, независимо от изменения адреса регистрации, она проживает в жилом помещении вместе с бывшим супругом и ее двумя несовершеннолетними детьми, за которыми осуществляет уход, то есть ведет с ними общее хозяйство.
На заявительницу и ее детей в данном жилом помещении, общей площадью 51,1 кв.м., приходится 38,325 кв.м., которые были учтены жилищной комиссией воинской части при расчете субсидии.
Таким образом, расчет размера субсидии, произведенный с учетом общей площади жилого помещения, которыми пользуется Арутюнян и ее дети, претендующие на обеспечение жильем за счет государства, прав заявительницы не нарушает.
Что касается обязательства о сдаче жилого помещения от 6 марта 2012 года, то оно оформлено Арутюнян только на себя и ее двоих дочерей (л.д. 62). Согласия на освобождение данного жилого помещения бывшим супругом заявителя - Арутюнян Р.А. оно не имеет. Наличие на нем подписи начальника Управления по учету и распределению жилой площади Администрации города Пскова не свидетельствует о его соответствии требованиям законодательства, так как не содержит данных о расторжении договора социального найма на занимаемое жилое помещение и его полного освобождения, в том числе и бывшим мужем Арутюнян.
Помимо этого, согласно письменному ответу из Управления по учету и распределению жилой площади администрации г. Пскова (л.д. 65) жилое помещение по адресу: г. Псков, ул. Юбилейная, д. 89, кв. 97 может быть принято по акту приема - передачи Управлением при условии снятия с регистрационного учета всех проживающих в нем граждан, в том числе и бывшего мужа Арутюнян.
Поэтому, вопреки доводам жалобы, вывод суда о том, что представленное заявителем письменное обязательство не может подтверждать обязательство полного освобождения жилого помещения по адресу: г. Псков, ул. Юбилейная, д. 89, кв. 97, соответствует положениям действующего законодательства.
Более того, как пояснил представитель Арутюнян, заявительница в настоящее время лишена возможности сдать полностью ранее предоставленное жилое помещение.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о правомерности действий жилищной комиссии войсковой части по учету занимаемой Арутюнян и ее дочерьми общей площади жилого помещения, является правильным.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии.
Из положений указанных норм следует, что военнослужащим - гражданам субсидия должна быть предоставлена до издания приказа об увольнении с военной службы.
Субсидия в размере 1266 677,16 рублей была предоставлена Арутюнян 11 декабря 2014 года, до издания командиром войсковой части 6718 приказа от 17 декабря 2014 года N 265 об увольнении заявителя с военной службы и исключении из списков личного состава части.
Согласно пункту 49 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", восстановление нарушенных прав Арутюнян может быть произведено и без восстановления на военной службы и в списках личного состава воинской части, так как производство доплаты заявительнице на ее банковский счет жилищной субсидии с учетом установленного судом коэффициента 2,375 не связано как - либо с необходимостью пребывания ее на военной службе.
Иных нарушений прав Арутюнян при увольнении с военной службы и исключении из списков личного состава воинской части судом не установлено, не приведены они и в апелляционной жалобе.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции по заявленным требованиям Арутюнян является правильным.
Иные доводы жалобы не являются значимыми и поводов для отмены решения суда первой инстанции не дают.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 327 - 329 ГПК РФ, окружной военный суд,-
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Псковского гарнизонного военного суда от 24 марта 2015 года по заявлению Арутюнян Анны Балабековны оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.