Решение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 10 июля 2015 г. по делу N 4А-8/2015
Заместитель председателя Ленинградского окружного военного суда Дербилов О.А., рассмотрев в порядке надзора жалобу заместителя руководителя Управления федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России) Курикова И.А. на решение Ленинградского окружного военного суда от 21 апреля 2015 года в отношении военнослужащего Егорова И.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП),
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Новгородского УФАС России от 6 ноября 2014 года N 125 военнослужащий Егоров И.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15761 руб. 68 коп.
Решением судьи Великоновгородского гарнизонного военного суда от 3 марта 2015 года постановление заместителя руководителя Новгородского УФАС России от 6 ноября 2014 года N 125 в отношении Егорова И.А. отменено, а производство по делу об административном правонарушении прекращено. Материалы по данному административному правонарушению направлены в адрес начальника управления "В" СБП ФСО России для рассмотрения вопроса о привлечении Егорова И.А. к дисциплинарной ответственности.
Решением Ленинградского окружного военного суда от 21 апреля 2015 года решение судьи Великоновгородского гарнизонного военного суда от 3 марта 2015 года отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении Егорова И.А. прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В жалобе в порядке надзора, поступившей в Ленинградский окружной военный суд 11 июня 2015 года, заместитель руководителя Новгородского УФАС России выражает несогласие с решением Ленинградского окружного военного суда, считает его незаконным и подлежащим отмене.
Автор в жалобе ссылается на ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, согласно которой срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП, составляет один год. Указывает, что административное правонарушение было совершено Егоровым И.А. 8 апреля 2014 года, в связи с чем привлечение его к административной ответственности возможно до 9 апреля 2015 года.
Автор надзорной жалобы ссылается на п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и считает, что поскольку постановление о привлечении Егорова И.А. к административной ответственности было вынесено в установленный ст. 4.5 КоАП срок, истечение срока давности при последующем обжаловании постановления не должно влечь его отмену и прекращение производства по делу. Подобное решение привело к необоснованному освобождению лица от административной ответственности и не соответствует целям и правилам назначения административного наказания.
Изучив приложенные к жалобе материалы, проверив доводы жалобы в порядке надзора, нахожу, что законных оснований для отмены решения Ленинградского окружного военного суда от 21 апреля 2015 года не имеется.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП обстоятельством, исключающими производство по делу об административном правонарушении, является истечение срока давности привлечения к административной ответственности.
Как усматривается из приложенных к жалобе материалов, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении Егорова И.А. дела об административном правонарушении, имели место 8 апреля 2014 года, когда Егоров И.А., являясь членом аукционной комиссии, признал единственную заявку ООО "Продхолод-ВН" на участие в аукционе на право заключения государственного контракта надлежащей и подписал соответствующий протокол.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП, составляет один год, и по настоящему делу он истёк 8 апреля 2015 года.
Исходя из положений ч. 1 ст. 4.5, п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП, по истечении установленных законом сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, рассмотрению не подлежит.
Кроме того, из анализа п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ч. 3 ст. 30.9 КоАП следует, что при отмене решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, в случае истечения срока давности привлечения лица к административной ответственности суд выносит решение о прекращении производства по делу.
В связи с этим судья Ленинградского окружного военного суда при рассмотрении 21 апреля 2015 года жалобы на решение по делу об административном правонарушении в отношении Егорова И.А. и установив, что срок давности привлечения последнего к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.30 КоАП истёк (что в соответствии с положениями пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении) пришёл к правильному выводу о необходимости прекращения производства по делу об административном правонарушении.
Довод жалобы о том, что истечение срока давности при последующем обжаловании постановления не влечёт его отмену и прекращение производства по делу, является ошибочным и противоречащим как требованиям административного законодательства, так и правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Помимо этого следует отметить, что из положений ст.46, ч.1 ст.50, ст.55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ст.4 Протокола N7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осуждённого (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как общее правило, недопустим.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в п.3.1 постановления от 17 июля 2002г.N13-П (подтверждённой в постановлении от 11 мая 2005г.N5-П), исключения из общего правила о запрете поворота к худшему допустимы лишь в качестве крайней меры, когда допущенные в предшествующем разбирательстве существенные (фундаментальные) нарушения повлияли на исход дела и неисправление судебной ошибки искажало бы саму суть правосудия, смысл приговора как акта правосудия, разрушая необходимый баланс конституционно защищаемых ценностей, в том числе прав и законных интересов осужденных и потерпевших.
Приведённые положения об общих принципах пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений по уголовным делам применимы в полной мере и к административному судопроизводству, в рамках которого решается вопрос об административной ответственности и наказании лица.
Таким образом, законных оснований для отмены в порядке надзора решения Ленинградского окружного военного суда от 21 апреля 2015 года не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.13, 30.17 и 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Ленинградского окружного военного суда от 21 апреля 2015 года в отношении Егорова И.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.30 КоАП, оставить без изменения, а жалобу в порядке надзора заместителя руководителя Управления федеральной антимонопольной службы по Новгородской области Курикова И.А. - без удовлетворения.
Заместитель председателя Ленинградского окружного военного суда
О.А. Дербилов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.