судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего
Москаленко Т.П.
судей
К
едриной О.В.
,
Михалёвой О.В.
при секретаре
Фроловой О.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Липецке гражданское дело по апелляционной жалобе истицы
Родионовой М.Д. на решение Грязинского городского суда Липецкой области от 08 мая 2015 года, которым постановлено:
" В удовлетворении искового заявления Родионовой М.Д. к администрации Грязинского муниципального района Липецкой области о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ N во включении ее в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений и обязании включить ее в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, - отказать ".
Заслушав доклад судьи
К
едриной О.В.
, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истица Родионова М.Д. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в суд с требованиями к администрации Грязинского муниципального района Липецкой области, ссылаясь, что она относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей. ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в администрацию Грязинского муниципального района с заявлением о включении ее в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в постановке на льготную очередь о включении ее в указанный список, поскольку она достигла 23-летнего возраста. Не согласившись с данным отказом, Родионова М.Д. просила признать его незаконным и обязать администрацию Грязинского муниципального района включить ее в указанный список.
В судебном заседании истица Родионова М.Д. и ее представитель Костенко В.В. заявление поддержали и просили удовлетворить по изложенным в нем основаниям, указав, что на момент окончания истицей школы-интерната законодательством не был предусмотрен заявительный порядок обеспечения жильём данной категории детей. Полагают также, что истица не обеспечена жильем ввиду ненадлежащего исполнения своих обязанностей органами местного самоуправления.
Представитель ответчика- администрации Грязинского муниципального района Липецкой области- Меренова С.А. в судебном заседании иск не признала, указывая на его необоснованность. Пояснила, что на момент обращения истицы в администрацию, она достигла возраста 23 лет, перестала относиться к числу детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оснований для удовлетворения её заявления не имелось.
Представитель третьего лица - департамента образования и науки Липецкой области - в судебное заседание не явился, представив письменный отзыв, в котором возражал против требований, так как на момент обращения в администрацию Грязинского муниципального района Липецкой области истице исполнилось "данные изъяты" и ее нельзя отнести к числу детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Представитель третьего лица- Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области -в судебное заседание не явился, также представив письменное заявление, в котором просил рассмотреть дело без его участия.
С уд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе заявитель Родионова М.Д. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении её требований, указывая, что на момент выбытия Родионовой М.Д. из школы -интерната в ДД.ММ.ГГГГ действовал другой порядок предоставления жилых помещений, не предусматривающий необходимость постановки на учет получения жилых помещений указанной категории граждан в период с ДД.ММ.ГГГГ годы. Полагает, судом не было учтено, что в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Выслушав представителя Родионовой М.Д. - Костенко В.В., поддержавшую апелляционную жалобу, о бсудив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что заявитель Родионова М.Д. ДД.ММ.ГГГГ года рождения обучалась в "данные изъяты" N и находилась на полном государственном обеспечении как сирота, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 16 ).
Из справки от ДД.ММ.ГГГГ N, выданной архивным отделом администрации Грязинского муниципального района Липецкой области следует, что Родионова М.Д., "данные изъяты", выбыла из школы-интерната, в связи с поступлением в "данные изъяты" ( л.д. 13 ).
Из свидетельства о рождении Родионовой М.Д. усматривается, что в качестве родителей указаны: мать- Р, сведения об отце отсутствуют. Из личного дела заявителя Родионовой М.Д. усматривается, что на основании путёвки от ДД.ММ.ГГГГ она направлялась в "адрес" ( л.д. 54 ).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции ФЗ от 29.02.2012 N 15-ФЗ, от 02.07.2013 N 167-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п. 3 указанного закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Статьей 1 ФЗ N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. определено понятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе предоставление жилья по договорам специализированного найма. Так, согласно этой норме, к такой категории относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, - в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Исходя из положений п. 1 ст. 9.1 Закона Липецкой области от 6 июня 2007 г. N54-03 "О порядке предоставления гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда Липецкой области" исполнительный орган государственной власти области в сфере жилищно-коммунального хозяйства жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в части 6 статьи 3 настоящего Закона, без учета членов их семьи, предоставляет на основании сводного списка, представленного исполнительным органом государственной власти области в сфере образования, в порядке очередности с учетом положений абзаца второго части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно п. 2. ст. 9.1 Закона Липецкой области от 6 июня 2007 г. N 54-03 "О порядке предоставления гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда Липецкой области" (в редакции от 29.12.2012 N 111-03, от 07.05.2013 N 151-03), исполнительный орган государственной власти области в сфере образования формирует сводный список на основании уточненных списков органов местного самоуправления, сформированных в порядке, установленном приложением 4 к настоящему Закону, исходя из даты и времени подачи заявления, и представляет их в исполнительный орган государственной власти области в сфере жилищно-коммунального хозяйства в срок до 1 мая текущего года по форме, установленной приложением 3 к Порядку формирования органами местного самоуправления списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции вынесено с учетом положений ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012 г.) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно положений статьи 40 Конституции России, действующей с 1993 года, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2015 года N774 - О "Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления. При этом законодатель в рамках своих дискреционных полномочий вправе определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильём с учётом реальных финансово- экономических и иных возможностей, имеющихся у государства ".
Поскольку для реализации данного права на жилище законодательством предусматривается определённый порядок, по данному делу заявитель не доказала, что ответчик нарушил указанный порядок.
Так, установлен судом первой инстанции и не оспаривался заявителем факт того, что она не обращалась с заявлением о включении ее в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещениям в соответствующие органы до достижения 23-х лет, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ. Уважительных причин, препятствовавших ей для такого обращения, заявитель суду не предоставляла.
Бесспорно установлено, что на момент обращения ДД.ММ.ГГГГ с соответствующим заявлением Родионовой М.Д. было более 23 лет. Довод заявителя, что она не обеспечена жильём по причине ненадлежащего исполнения своих обязанностей органами местного самоуправления, ни на чём не основан, обоснований и доказательств в подтверждения доводу, не представлено.
Вместе с тем, на период возможной реализации оспариваемых прав заявителя, действовали Примерные Правила учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР ( Постановление Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года N335 ), которыми устанавливался единый порядок учёта, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, обязательный для исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов ... Согласно указанных Правил, для принятия на учёт гражданином подаётся заявление. К заявлению прилагаются : выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счёта ... , другие документы, относящиеся к решению данного вопроса ( п. 12 ). Учёт граждан ... ведётся по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений. ( п. 15 ). Вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам : б) по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям. ( п. 25 ). Поскольку заявитель не представила доказательств обращения с указанным заявлением, по которому орган местной власти уклонился от принятия решения, не представила уважительных причин, препятствовавших такому обращению за длительный период действия указанных гарантий, суд 1 инстанции пришёл к правильному выводу об отсутствии у ответчика правовых оснований для включения заявителя Родионовой М.Д. в настоящее время в список лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда как ребёнка, оставшегося без попечения родителей.
Доводы апелляционной жалобы о том, что до 01 января 2013 года, в соответствие с ранее действовавшим законодательством, истица имела право на обеспечение жильем во внеочередном порядке по договору социального найма, отвергнут судом первой инстанции с приведением убедительных мотивов, с которыми соглашается судебная коллегия. Довод апелляционной жалобы об отсутствии обеспечительного порядка обеспечения жильём данной категории детей, ни на чём не основан, противоречит вышеизложенным положениям, устанавливающим единый порядок предоставления жилья.
Довод жалобы, что суд, отказывая в требованиях истицы, не учёл разъяснения в рекомендациях Письма Министерства образования и науки от 08 октября 2012 года, не может повлечь отмены решения, поскольку указанное письмо имеет рекомендательный характер.
Таким образом, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы истицы Родионовой М.Д, поскольку суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела и доводы сторон, дал оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального и процессуального права судом применены верно, оснований для отмены постановленного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Р уководствуясь ст атьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
р ешение Грязинского городского суда Липецкой области от 08 мая 201 5 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истицы Родионовой М.Д.- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.