Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Крицкой О.В.,
судей областного суда: Емельяновой Е.В., Кутыревой О.М.,
при секретаре Куяновой Д.А.,
рассмотрела в судебном заседании 08 июля 2015 года дело по апелляционной жалобе Катонова С.В. на решение Ленинского районного суда г. Омска от 22 апреля 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении иска Катонову С. В. к Государственному Учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ в Ленинском административном округе г. Омска о перерасчете размера пенсии, об обязании установить в страховой части пенсии ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, отказать в полном объеме".
Заслушав доклад судьи областного суда Кутыревой О.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Катонов С.В. обратился в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в Ленинском АО г.Омска, ссылаясь на то, что получает досрочную трудовую пенсию по старости, с размером которой он не согласен. Полагал, что ответчиком неверно исчислено количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии по старости - " ... " месяца, тогда как данный период должен составлять " ... " лет или " ... " месяцев. Кроме того, пенсионный орган к фиксированному базовому размеру страховой части пенсии не применил районный коэффициент в размере " ... ", что нарушает права истца.
Просил суд признать решение ГУ-УПФ РФ в ЛАО г.Омска незаконным, обязать ответчика установить к фиксированному базовому размеру страховой части пенсии районный коэффициент в размере " ... " и произвести перерасчет размера трудовой пенсии по старости с " ... ", обязать ответчика установить в страховой части пенсии ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости " ... " лет или " ... " месяцев.
В судебном заседании Катонов С.В. участия не принимал, его представитель Портнягина Т.В. требования иска поддержала.
Представитель ГУ-УПФ РФ в ЛАО г.Омска Лантух Д.В. возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что законом установлено увеличение фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии на районный коэффициент только для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Расчет ожидаемого периода выплаты пенсии, установленной Катонову С.В., произведен путем увеличения на " ... " года за " ... " и " ... " годы, ожидаемый период выплаты и составил " ... " год или " ... " месяца. Два года такого увеличения не превышает количество лет, недостающих при досрочном назначении трудовой пенсии до возраста выхода на трудовую пенсию. В связи с чем, основания для установления ожидаемого периода выплаты в " ... " лет ( " ... " месяцев) отсутствуют.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Катонов С.В. просит решение отменить, настаивая на том, что базовый размер страховой части пенсии подлежит увеличению на районный коэффициент в размере " ... ", поскольку Омская область относится к местности с особыми климатическими условиями. Полагает, что для лиц, досрочно вышедших на пенсию в 55 лет период ожидания равен 228 месяцам. Ссылался на правовые акты, которыми предусмотрена выплата районного коэффициента, а также на Постановление Правительства РФ N 216 от 17.04.2006г. Считает, что размер пенсии ответчиком значительно занижен.
В возражениях на жалобу ГУ-УПФ РФ в ЛАО г.Омска считает решения суда законным и обоснованным, в удовлетворении жалобы просит отказать.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав представителя Катонова С.В. - Портнягину Т.В., поддержавшую жалобу, судебная коллегия полагает, что решение суда отмене не подлежит по следующим основаниям.
Трудовые пенсии в Российской Федерации устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 года N 173-ФЗ.
В соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливаются, в том числе следующие виды трудовых пенсий: трудовая пенсия по старости; трудовая пенсия по инвалидности.
При этом трудовая пенсия по старости может состоять из следующих частей: страховой части; накопительной части (статья 5).
Согласно ст. 14 названного Федерального закона размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле: СЧ = ПК / Т + Б, где СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости; ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (статья 29.1 настоящего Федерального закона), учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости; Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии; Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.
Части 2-4 данной статьи устанавливают размеры фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии.
Согласно ч.6 ст.14 названного закона фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, указанный в пунктах 2 - 5 настоящей статьи, лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).
При выезде граждан за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется в соответствии с пунктами 2 - 5 настоящей статьи.
Из материалов дела следует, что " ... " Катонову С.В. была назначена пенсия по инвалидности.
На основании заявления Катонова С.В., " ... " он переведен на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии со п. 2 ч. 1 ст. 27 Закона N 173-Ф3.
Истец обратился в суд, не соглашаясь с тем, что пенсионный орган к фиксированному базовому размеру страховой части пенсии не применил районный коэффициент в размере 1,15, установленный Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 17.08.1971 N 325/24 "О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Западной Сибири, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения".
Суд не нашел оснований для удовлетворения данных требований истца, правильно истолковав выше приведенные нормы права, регулирующие порядок и основания назначения пенсии. Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
Законодатель прямо предусмотрел увеличение размера фиксированного базового размера только определенному кругу лиц - проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Доводы истца в ходе рассмотрения дела и в апелляционной жалобе со ссылкой на Постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 года N 216 "О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовой пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями", обоснованно отклонены судом.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 года N 216 "О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовой пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями", установлено, что впредь до установления размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, расчета повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, пенсий по государственному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при назначении указанным лицам страховых пенсий в соответствии со статьями 15 - 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", а также при назначении указанным лицам и лицам, проживающим в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, пенсий по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со статьями 14 - 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на 31 декабря 2004 г., а также действовавший на указанную дату порядок их применения.
Из буквального толкования данного нормативного акта следует, что районный коэффициент для расчета фиксированной выплаты к страховой пенсии может быть применен к лицам, проживающим в районах с тяжелыми климатическими условиями, которым пенсия назначается в соответствии со статьями 14 - 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Истец с " ... " перешел на пенсию по старости и в данном случае, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии не может быть проиндексирован на районный коэффициент.
Правильно судом дана оценка доводам истца в отношении его требований о неверном подсчете ответчиком периода ожидаемой выплаты пенсии по старости - " ... " месяца, полагает, что для него данный период должен составлять " ... " лет или " ... " месяцев.
Разрешая спор и отказывая истцу в удовлетворении его требований в данной части, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии для этого соответствующих правовых оснований, указав на то, что расчет выплачиваемой истцу пенсии произведен органом пенсионного фонда в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы истца о несогласии с данными выводами суда первой инстанции нельзя признать обоснованными, исходя из следующего.
Согласно пунктам 1 - 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле:
ПК = (РП - 450 рублей) x Т, где:
ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;
РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей;
450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года;
Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона).
Как было указано выше, в соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
СЧ = ПК / Т + Б, где:
СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (статья 29.1 настоящего Федерального закона), учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев);
Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.
В силу пункта 1 статьи 32 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при определении размера страховой части трудовой пенсии начиная с 1 января 2002 года ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, предусмотренный пунктом 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, устанавливается продолжительностью 12 лет (144 месяца) и ежегодно увеличивается на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 16 лет (192 месяца), а затем ежегодно увеличивается на один год (с 1 января соответствующего года) до достижения 19 лет (228 месяцев).
В таком же порядке в силу пункта 2 статьи 32 Федерального закона N 173-ФЗ определяется ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости лицам, указанным в пункте 1 статьи 27 и пункте 1 статьи 28 данного Федерального закона.
Начиная с 1 января 2013 года этот период ежегодно (с 1 января соответствующего года) увеличивается на один год, при этом общее количество лет такого увеличения не может превышать количество лет, недостающих при досрочном назначении трудовой пенсии до возраста выхода на трудовую пенсию, установленного статьей 7 Федерального закона N 173-ФЗ.
Суд при разрешении спора правильно исходил из того, что пенсионное обеспечение истца соответствует действующему законодательству, определение ответчиком ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ст. 32 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ правомерно, законные основания для увеличения ожидаемого периода выплаты пенсии отсутствуют.
Положения пункта 1 статьи 14 и пункта 1 статьи 32 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" являются элементом правового механизма определения размера трудовой пенсии, направлены на реализацию конституционного права граждан на социальное обеспечение и не могут рассматриваться как нарушающие их конституционные права.
При этом, вопреки утверждению истца, установление продолжительности ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости не является произвольным, а определяется в том числе с учетом статистических данных, рассчитанных на основе сведений, имеющихся в распоряжении федерального органа исполнительной власти по статистике.
Количество ожидаемого периода по старости (Т) согласно ч. 1 ст. 14 Закона составляет 228 месяцев, при оценке трудовых прав с учетом п. 1, 2 ст. 32 Закона он увеличивается с 1 января 2013 года на один год, соответственно при назначении пенсии истцу с " ... " определение ожидаемого периода - " ... " месяцев является обоснованным.
Поскольку юридически значимые обстоятельства по делу определены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения не установлено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения доводов жалобы, которые сводятся к иному толкованию норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Омска от 22 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Катонова С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.