Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Поповой Э.Н.
и судей Дьякова А.Н., Усовой Е.И.
при секретаре Будкевич О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Дьякова А.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе истца Гуркина И. В. на решение Центрального районного суда г. Омска от 27 марта 2015 года об отказе в удовлетворении исковых требований к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о включении в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
УСТАНОВИЛА:
Гуркин И.В. обратился в суд с иском к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о включении в списки нуждающихся в предоставлении жилого помещения, указывая в обоснование, что относится к категории ребенок-сирота, поскольку его мать умерла, отец был лишен родительских прав. Он находился под опекой дедушки Гуркина А.А. В настоящее время собственного жилья не имеет, проживает в съёмной квартире. Считал, что имеет право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, которое до настоящего времени ему не предоставлено.
Просил суд включить его в списки нуждающихся в предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании истец Гуркин И.В. требования иска поддержал, пояснил, что не может проживать по месту регистрации: г. Омск, " ... " совместно с его бабушкой и дедушкой, в виду сложных взаимоотношений. До 2014 года по вопросу предоставления жилья никуда не обращался.
Представитель ответчика Министерства образования Омской области Аленчикова И.В. иска не признала, указав, что до достижения 23 лет истец в уполномоченный орган за постановкой на учет не обращался, имел закрепленное за ним жилое помещение, в настоящее время имеет долю в праве собственности на квартиру и нуждающимся не является.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчиков Министерства имущественных отношений Омской области и Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, при их надлежащем извещении.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит истец Гуркин И.В., ссылаясь на наличие у него права на получение специализированного жилого помещения. Полагает, что включение его в договор социального найма и приватизацию принадлежащего дедушке и бабушке жилого помещения являлось вынужденной мерой, поскольку его регистрации в данной квартире являлась условием для оформления опекунства. Органы опеки и попечительства не уведомили дедушку и бабушку, что по достижении 18 лет он может встать на учет нуждающихся. Вынесенное решение нарушает не только его права, но и права его дедушки и бабушки, чьи жилищные условия ухудшаются. Кроме того названная квартира расположена в доме 1970 года постройки, капитальный ремонт ни разу не проводился, без значительных материальных затрат продать или обменять ее невозможно.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом (л.д.140,142-147), в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, доказательства уважительности этих причин не представили. Дело рассмотрено в их отсутствие по правилам ст.ст.167,327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения не находит.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
При разрешении спора судом правильно применены к возникшим правоотношениям положения Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности ст.ст.8,57 названного закона, а также ч.2 ст.4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которой действие положений ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При таком положении у истца, как ребенка, оставшегося без попечения родителей, на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ (01.01.2013) должно иметься нереализованное право на обеспечение жилым помещением.
Согласно п.1 ч.2 ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 01.01.2013), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Пункт 2 ч.2 ст.57 ЖК РФ ранее предусматривал предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Аналогичная норма содержалась в положениях ст.37 Жилищного кодекса РСФСР.
В силу ст.ст.52, 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете.
Дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и ранее действовавшее право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет. Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
Процессуальным законом в качестве общего правила закреплена процессуальная обязанность каждой из сторон доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом (ч.1 ст.56 ГПК РФ).
Как установлено судебным разбирательством и следует из материалов дела, Тряскин И.В. родился 04.03.1990. Его мать ТНА (после заключения " ... " брака - Яхно) умерла 29.12.2006, отец ТВП решением Муромцевского районного суда г. Омска от " ... " лишен родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына.
Приказом департамента образования администрации г. Омска от 03.04.2007 N 386-о попечителем несовершеннолетнего Тряскина И.В. назначен ГАА, за несовершеннолетним закреплено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г. Омск, " ... ".
Согласно свидетельству о перемене имени 29.09.2009 Тряскин И.В. переменил фамилию на Гуркин, о чем составлена запись акта о перемене имени N 116.
Из представленных в материалы дела документов и объяснений истца следует, что до достижения 23 лет он в уполномоченный орган с целью постановки на учет для получения во внеочередном порядке жилого помещения по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа" не обращался. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии препятствий для своевременного обращения для постановки на учет, истцом в порядке ст.56 ГПК РФ не представлено.
Кроме того в соответствии с положениями ст.49, п.2 ч.1 ст.51, ч.2 ст.52 ЖК РФ правом состоять на учете в органах местного самоуправления муниципальных образований в качестве нуждающихся в жилом помещении обладают малоимущие граждане, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, в том числе являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, а также иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан, признанные по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Постановлением Мэра г. Омска от 06.05.2005 N 251-п (в редакции 25.07.2011) в целях определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также определения размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации на территории г. Омска установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 15 кв.м.
Из материалов дела видно, что 24.12.2007 муниципальным образованием городской округ город Омск Омской области в лице департамента жилищной политики администрации г. Омска заключен договор социального найма N " ... " жилого помещения, расположенного по адресу: г. Омск, " ... ", с ГАА, в котором указано, что в качестве членов семьи нанимателя в жилое помещение вселяются его жена ГНГ и внук Тряскин И.В.
29.12.2007 муниципальным образованием городской округ город Омск Омской области в лице департамента жилищной политики Администрации г. Омска заключен договор передачи названного жилого помещения в собственность граждан ГАА, ГНГ, Тряскина И.В. в равных долях по 1/3 доли каждому.
Гуркину (Тряскину) И.В. принадлежит 1/3 доля в праве общей собственности на трехкомнатную квартиру, общей площадью 62,70 кв.м, находящуюся на 5 этаже жилого дома, расположенную по адресу: г. Омск, " ... ", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.02.2008 (л.д.91).
В названной квартире зарегистрированы и проживают ее собственники в количестве трех человек, следовательно, обеспеченность каждого члена семьи общей площадью жилого помещения составляет 20,9 кв.м., что превышает установленную учетную норму.
В приведенной связи истец не является нуждающимся в жилом помещении и не может быть принят на соответствующий учет.
Оценив изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что на день вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ (01.01.2013) истец не имел права на предоставление однократно благоустроенного жилого помещения, как по договору социального найма, так и специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, поскольку нуждающимся в жилом помещении истец не может быть признан в виду наличия в его собственности доли в жилом помещении, обеспеченность каждого члена семьи общей площадью которого превышает установленную учетную норму, до достижении 23 лет с заявлением о постановке на учет в установленном порядке не обращался, как следствие, не был принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по указанной категории и включен в список лиц, не реализовавших такое право.
Доводы жалобы о наличии у истца права на предоставление жилого помещения как лицу, относящемуся к категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей", подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Соответствующее указание в жалобе на нарушение судом конституционного права истца на жилище состоятельным не является.
Доводы жалобы о вынужденном включении истца в договор социального найма и приватизации принадлежащего дедушке и бабушке жилого, основанием для отмены постановленного решение не является, поскольку об отсутствии у истца права собственности на названное жилое помещение не свидетельствуют.
Ссылки подателя жалобы на нарушение вынесенным решением прав его дедушки и бабушки, чьи жилищные условия ухудшаются, не могут быть приняты во внимание судебной коллегии, так как на законность постановленного решения не влияют.
Указание в апелляционной жалобе на то, что принадлежащая истцу и его родственникам квартира расположена в доме 1970 года постройки, капитальный ремонт ни разу не проводился, без больших материальных потерь продать или обменять ее невозможно, не может повлиять на наличие у истца права состоять на учете нуждающихся в жилом помещении, поскольку данная квартира в установленном порядке непригодной для проживания не признана.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. В свою очередь доводы, изложенные в жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Омска от 27 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.