Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Поповой Э.Н.
и судей Дьякова А.Н., Усовой Е.И.
при секретаре Будкевич О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Дьякова А.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Муромцевском районе Омской области на решение Муромцевского районного суда Омской области от 6 мая 2015 года о возложении на них обязанности произвести назначение пенсии по старости досрочно Казакову А. П. с 02.03.2015, включив в его льготный стаж периоды работы с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... " - в качестве кочегара в Кондратьевской средней школе; с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... " - в качестве кочегара в Кондратьевской средней общеобразовательной школе; с " ... " по " ... " с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... " с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... " - в качестве кочегара в Муниципальном общеобразовательном учреждении "Кондратьевская средняя общеобразовательная школа"; с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... " - в качестве кочегара в Муниципальном казенном учреждении "Центр обеспечения учреждений в сфере образования" Муромцевского муниципального района Омской области".
УСТАНОВИЛА:
Казаков А.П. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Муромцевском районе Омской области о включении периодов работы в его льготный стаж и назначении досрочной пенсии, указывая в обоснование, что решением ответчика от " ... " ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствие необходимого специального стажа работы. При этом в специальный стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой во вредных условиях труда, не были включены периоды работы его сезонной работы с " ... " по " ... ", ввиду отсутствия кода льготы, а также неподтвержденности характера работ. Ссылаясь на то, что котельная всегда работала на угле, просил включить указанные периоды в специальный стаж работы, обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию со дня обращения за ней.
В судебном заседании истец Казаков А.П. исковые требования уточнил, с учетом ежегодного трудоустройства на период отопительного сезона и переименованием образовательного учреждения, в котором он работал, просил включить в льготный стаж периоды его работы с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... " - в качестве кочегара в Кондратьевской средней школе; с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... " - в качестве кочегара в Кондратьевской средней общеобразовательной школе; с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... " - в качестве кочегара в Муниципальном общеобразовательном учреждении "Кондратьевская средняя общеобразовательная школа"; с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... " - в качестве кочегара в Муниципальном казенном учреждении "Центр обеспечения учреждений в сфере образования" Муромцевского муниципального района Омской области" и назначить пенсию с 02.03.2015. Объяснил, что котельная отапливалась углем, с ручной подачей, зола и шлак из котла также вычищались вручную.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Муромцевском районе Манихина Л.В. иска не признала, ссылаясь на то, что по представленным документам невозможно определить характер и вид выполняемых работ. Работодатель не отчитывался за данную должность как за льготную, не оплачивал дополнительные тарифы.
Представитель третьих лиц Комитета образования Администрации Муромцевского муниципального района и МКУ "Центр обеспечения учреждений в сфере образования" Муромцевского муниципального района Омской области Дудина Е.Г. полагала исковые требований обоснованными, пояснила, что как старые, так и новые котлы, установленные в Кондратьевской СОШ, работают на угле, условия труда кочегаров являются вредными. В 2012 г. проведена аттестация рабочего места, по результатам которой комиссия пришла к выводу о том, что кочегары котельной пользуются правом на досрочное назначение трудовой пенсии. Не смогла пояснить, почему работодатель не отчитывался в пенсионный фонд за данную должность, как за льготную.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в Муромцевском районе Омской области, ссылаясь на несоответствие должности указанной в трудовой книжке должности, поименованной в списке N2, и отсутствие сведений индивидуального персонифицированного учета за спорные периоды. Полагает, что характер работ истца в спорные периоды материалами дела подтвержден не был. Дополнительный тариф страховых взносов работодателем не уплачивался. Считает, что работник мог контролировать уплату работодателем соответствующих страховых взносов.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель третьего лица МКУ "Центр обеспечения учреждений в сфере образования" Муромцевского муниципального района Омской области Дудина Е.Г. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом (л.д.152-157,159-160), в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, доказательства уважительности этих причин не представили, ГУ-УПФ РФ в Муромцевском районе Омской области в ходатайстве в адрес судебной коллегии от 01.07.2015 просили о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д.158). Дело рассмотрено в их отсутствие по правилам ст.ст.167,327 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения не находит.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст.ст.8,35 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Закон о страховых пенсиях), вступившего в силу с 01.01.2015, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 6 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6.
Согласно п.2 ч. 1 ст.30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Аналогичные положения были предусмотрены ранее действовавшим Федеральным законом N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в РФ".
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.2 ст.30 Закона о страховых пенсиях).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 (п.3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665).
Списком N 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, предусмотрена профессия "машинисты (кочегары) котельной (на угле и сланце), в том числе занятые на удалении золы".
В соответствии положений п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, условием досрочного назначения пенсии кочегарам является их работа в котельных, использующих уголь и сланец в течение полного рабочего дня.
Как установлено судебным разбирательством и следует из материалов дела, Казаков А.П., " ... " рождения, 02.03.2015 обратился с заявлением о назначении пенсии по старости по п.2 ч.1 ст.30 Закона о страховых пенсиях. Решением ГУ-УПФ РФ в Муромцевском районе Омской области N " ... " от 13.03.2015 ему было отказано в назначении трудовой пенсии по старости по причине отсутствия специального стажа на соответствующих видах работ. При этом в специальный стаж истца не были включены периоды работы: с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... " - в качестве кочегара в Кондратьевской средней школе; с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... " - в качестве кочегара в Кондратьевской средней общеобразовательной школе; с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... " - в качестве кочегара в Муниципальном общеобразовательном учреждении "Кондратьевская средняя общеобразовательная школа"; с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... " - в качестве кочегара в Муниципальном казенном учреждении "Центр обеспечения учреждений в сфере образования" Муромцевского муниципального района Омской области" в виду отсутствия кода льготы, не уплаты работодателем дополнительного тарифа, а также неподтвержденности характера работ. Страховой стаж истца составил 29 лет 10 месяцев 8 дней.
Удовлетворяя заявленные требования в части включения периодов в специальный стаж, суд первой инстанции исходил из доказанности факта работы истца в спорные периоды в котельной, работающей на твердом топливе - угле.
Судебная коллегия с данными выводами суда соглашается, полагая их обоснованными.
Согласно сведениям в трудовой книжке на имя истца, выпискам из приказов, Казаков А.П. работал в спорные периоды кочегаром в указанных учреждениях, увольнялся в связи с истечением срока трудового договора, заключенного на период отопительного сезона.
В соответствии со справкой, уточняющей особый характер работ и условий труда, от 10.11.2014 и справкой от 06.10.2014 Казаков А.П. работал полный рабочий день кочегаром в Кондратьевской средней школе с " ... " по " ... " на котлах марки КВр, работающих на твердом топливе (угле), без отпусков, в забастовках не участвовал.
Как видно из паспорта отопительного котла и сертификата соответствия, Казаков А.П. работал на котлах отопительных водогрейных стальных на твердом топливе тепловой мощностью свыше 100 кВт марки КВр-0,3 МВт.
Согласно техническому паспорту, изготовленному в 2011 году, котельная МКОУ "Кондратьевская СОШ" введена в эксплуатацию в 1987 году, основной вид топлива каменный уголь, в котельной установлены два котла марки НР-18 и НИИИСТУ-5, введенные в эксплуатацию в 1987 году, работающие на каменном угле.
Из представленных в материалы дела копий паспортов, сертификатов соответствия, инвентаризационной карточки учета основных средств, следует, что в 2012 году МКУ "Центр обеспечения учреждений в сфере образования" для МКОУ "Кондратьевская СОШ" приобретены и установлены два отопительных водогрейных котла с ручной топкой типа КВр -0,3 МВт, работающие на твердом топливе.
Товарными накладными за 2011-2014 год, выписками из топливного баланса подтверждается факт приобретения МКОУ "Кондратьевская СОШ" угля.
Картой аттестации рабочего места кочегара Кондратьевской СОШ по условиям труда, проведенной 04.12.2012, подтверждается тяжесть труда 3.1 класс.
Согласно справке МКУ "Центр обеспечения учреждений в сфере образования" кочегару Казакову А.П. за периоды 2014-2015 г.г. производились начисления к заработной плате за вредность 12%.
Из должностной инструкции кочегара котельной Казакова А.П., утвержденной 19.09.2014, следует, что в его обязанности входило, в том числе обслуживание водогрейных и паровых котлов, работающих на твердом топливе, дробление угля и его поднос к печам, очищение топки печей от золы и шлака.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что представленными в материалы дела доказательствами подтвержден факт работы Казакова А.П. в спорные периоды в течение полного рабочего дня в котельной, использующей уголь.
Ссылки подателя жалобы на несоответствие должности указанной в трудовой книжке должности, поименованной в списке N 2 и неподтвержденность характера работ истца в спорные периоды, подлежат отклонению как необоснованные.
Доводы апелляционной жалобы о том, что представленный технических паспорт котельной составлен 2011 году и не может подтверждать характер работ истца в периоды работы ранее указанной даты, состоятельными не являются, поскольку в техническом паспорте содержатся указания на дату ввода котельной и установленных в ней котлов в эксплуатацию (1987г.), с указанием вида топлива, которые были заменены лишь в 2012 году.
В апелляционной жалобе апеллянтом также указывается, что в индивидуальном персонифицированном учете сведений о работе истца в спорные периоды в особых условиях труда отсутствуют, при том, что включению в специальный стаж подлежат только периоды работы, помеченные соответствующим кодом льготы.
Между тем, периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу п.2 ст.14 Закона о страховых пенсиях подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Как следует из ст.8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", обязанность по предоставлению сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации лежит на работодателе.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10.07.2007 N 9-П, неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.
При таком положении на застрахованное лицо по обязательному пенсионному страхованию не может возлагаться риск последствий ненадлежащего исполнения страхователями своих обязательств по предоставлению сведений о застрахованных лицах, в том числе об их страховом стаже, связанном с особыми условиями труда.
В приведенной связи указанные доводы апелляционной жалобы состоятельными не являются и подлежат отклонению.
Ссылки подателя жалобы на наличие у работника возможности контролировать уплату работодателем соответствующих страховых взносов убедительными не могут быть признаны.
Доводы жалобы о том, что спорные периоды работы истца, имевшие место после 01.01.2013 могут быть включены в специальный стаж на соответствующих видах работ только при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" не могут служить основанием для отмены постановленного решения ввиду следующего.
Часть 6 статьи 30 Закона о страховых пенсиях, предусматривающая данное правило вступила в силу с 01.01.2015, при этом ч.8 ст.35 Закона о страховых пенсиях предусмотрено, что положения части 6 статьи 30 Закона о страховых пенсиях не препятствуют учету в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов занятости на рабочих местах на работах, указанных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, до установления на таких рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О специальной оценке условий труда", при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
К возражениям на апелляционную жалобу МКУ "Центр обеспечения в сфере образования" приложены сведения о перечислении за период с 01.01.2015 по 29.05.2015, в том числе за Казакова А.П., страхового взноса по дополнительному тарифу в размере 9 %, что превышает предусмотренные законом 2 % исходя из установленного аттестацией рабочих мест подкласса опасности 3.1.
В приведенной связи оснований для отказа истцу во включении периода работы с 01.01.2015 по 02.03.2015 в специальный стаж у судебной коллегии не имеется.
Учитывая предусмотренное п.2 ч.1 ст.30 Закона о страховых пенсиях уменьшение установленного законом возраста мужчинам на один год за каждые 2 года и 6 месяцев работы в тяжелых условиях труда, достижение Казаковым А.П. на момент обращения за назначением досрочной трудовой пенсии возраста 57 лет, его специальный стаж должен составлять не менее 7 лет 6 месяцев.
Принимая продолжительность включенных судом первой инстанции периодов, специальный стаж Казакова А.П. на момент обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости (02.03.2015) превышал необходимую в соответствии с Законом о страховых пенсиях продолжительность стажа, в связи с чем суд первой инстанции верно назначил истцу пенсию по старости со 02.03.2015.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено. Оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения нет.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Муромцевского районного суда Омской области от 6 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ-УПФ РФ в Муромцевском районе Омской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.