Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 14 июля 2015 г. по делу N 33-281/2015
Сибирский окружной военный суд в составе: председательствующего - председателя судебного состава Юркова В.В., судей Венедиктова С.В. и Иванова В.В.,
при секретаре судебного заседания Платошечкиной Ю.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Красноярского гарнизонного военного суда от 24 февраля 2015 года по заявлению майора юстиции Пашкова А.В. об оспаривании действий заместителя командира войсковой части ... по тылу (далее - заместитель командира части по тылу) и Управления расквартирования и строительства тыла Главного командования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Управление), связанных с исключением его из реестра участников накопительно - ипотечной системы.
Заслушав доклад судьи Иванова В.В., окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Пашкову по итогам прохождения военной подготовки в Красноярском государственном техническом университете 17 сентября 1996 года присвоено воинское звание лейтенант. 12 ноября 2004 года им заключен контракт о прохождении военной службы во внутренних войсках МВД России.
В 2011 году Пашков был включён в реестр накопительно - ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС), а в 2014 году исключён из такового в связи с направлением заместителем командира части по тылу сведений об ошибочности ранее принятого решения.
Полагая, что он незаконно исключен из обозначенного реестра, Пашков обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными связанные с этим действия Управления и заместителя командира части по тылу, обязав должностное лицо направить соответствующую информацию о включении его в реестр на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117 - ФЗ "О накопительно - ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Федеральный закон о НИС), а Управление открыть ему накопительный ипотечный счёт.
По итогам разбирательства дела в удовлетворении заявления отказано.
Пашков в апелляционной жалобе и дополнении к ней указывает на незаконность и необоснованность состоявшегося судебного постановления, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления.
Автор обращения полагает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, суд неправильно применил материальный закон и нарушил нормы процессуального права.
В обоснование заявитель утверждает, что лица, окончившие военные кафедры в государственном общеобразовательном учреждении высшего профессионального образования, приравнены к окончившим военные образовательные учреждения профессионального образования.
По мнению автора обращения, присвоенное ему после окончания военной кафедры в Красноярском государственном техническом университете воинское звание "лейтенант запаса" не является воинским, так как он после этого военную службу не проходил, а первое воинское звание "капитан" ему присвоено в порядке переаттестации в марте 2005 года.
Далее Пашков пишет, что перечень оснований для исключения из реестра участников НИС, указанных в пункте 3 статьи 9 Федерального закона о НИС, является исчерпывающим и не подлежит расширению подзаконными актами, в том числе и приказом Министра обороны Российской Федерации от 08 июня 2005 года N 225. Вопрос же о незаконности его включения в названный реестр не подлежал рассмотрению в данном деле, а должен был быть нициирован заинтересованными лицами путём обращения в суд.
Кроме того, заявитель указывает, что в результате исключения из реестра участников НИС нарушены его жилищные права, предусмотренные статьёй 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В заключение автор жалобы обращает внимание на несвоевременность ознакомления его с протоколом судебного заседания, нарушение тайны совещательной комнаты и принципа независимости судей, что выразилось в общении председательствующего по делу с представителем заинтересованного лица после окончания судебного заседания.
По результатам рассмотрения гражданского дела в установленных частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) пределах окружной военный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 15 той же статьи военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом являющимся участниками НИС, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона о НИС к участникам накопительно-ипотечной системы относятся следующие военнослужащие:
1) лица, окончившие военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 года, при этом указанные лица, заключившие первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, могут стать участниками, изъявив такое желание;
2) офицеры, призванные на военную службу из запаса или поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса и заключившие первый контракт о прохождении военной службы начиная с 1 января 2005 года;
3) прапорщики и мичманы, общая продолжительность военной службы по контракту которых составит три года начиная с 1 января 2005 года, при этом указанные лица, заключившие первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, могут стать участниками, изъявив такое желание;
4) сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 года, изъявившие желание стать участниками накопительно-ипотечной системы;
5) лица, окончившие военные образовательные учреждения профессионального образования в период после 1 января 2005 года до 1 января 2008 года и получившие первое воинское звание офицера в процессе обучения, могут стать участниками, изъявив такое желание;
6) лица, получившие первое воинское звание офицера в связи с поступлением на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, начиная с 1 января 2005 года, при этом указанные лица, получившие первое воинское звание офицера до 1 января 2008 года, могут стать участниками, изъявив такое желание;
7) военнослужащие, получившие первое воинское звание офицера в связи с назначением на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, начиная с 1 января 2005 года, общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет менее трех лет, при этом указанные лица, получившие первое воинское звание офицера до 1 января 2008 года, могут стать участниками, изъявив такое желание;
8) военнослужащие, окончившие курсы по подготовке младших офицеров и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 года, общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет менее трех лет, при этом указанные лица, получившие первое воинское звание офицера до 1 января 2008 года, могут стать участниками, изъявив такое желание.
При этом в силу части 2 той же статьи основанием для включения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в реестр участников является:
1) для лиц, окончивших военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования и заключивших первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 года, - получение первого воинского звания офицера;
2) для офицеров, призванных на военную службу из запаса или поступивших в добровольном порядке на военную службу из запаса, - заключение первого контракта о прохождении военной службы;
3) для прапорщиков и мичманов, заключивших первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 года, - общая продолжительность их военной службы по контракту три года;
4) для сержантов и старшин, солдат и матросов - в письменной форме обращение об их включении в реестр участников;
5) для лиц, окончивших военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования начиная с 1 января 2005 года и заключивших первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, - в письменной форме обращение об их включении в реестр участников;
6) для прапорщиков и мичманов, общая продолжительность военной службы по контракту которых составит три года начиная с 1 января 2005 года, если они заключили первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, - в письменной форме обращение об их включении в реестр участников;
7) для лиц, окончивших военные образовательные учреждения профессионального образования в период после 1 января 2005 года до 1 января 2008 года и получивших первое воинское звание офицера в процессе обучения, - в письменной форме обращение об их включении в реестр участников;
8) для военнослужащих, не имеющих воинского звания офицера и получивших первое воинское звание офицера в связи с поступлением на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, начиная с 1 января 2008 года, - получение первого воинского звания офицера;
9) для военнослужащих, не имеющих воинского звания офицера и получивших первое воинское звание офицера в связи с поступлением на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, после 1 января 2005 года до 1 января 2008 года, - в письменной форме обращение об их включении в реестр участников;
10) для военнослужащих, получивших первое воинское звание офицера в связи с назначением на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, начиная с 1 января 2008 года, - получение первого воинского звания офицера;
11) для военнослужащих, получивших первое воинское звание офицера в связи с назначением на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, после 1 января 2005 года до 1 января 2008 года, - в письменной форме обращение об их включении в реестр участников;
12) для военнослужащих, получивших первое воинское звание офицера в связи с окончанием курсов по подготовке младших офицеров начиная с 1 января 2008 года, - получение первого воинского звания офицера;
13) для военнослужащих, получивших первое воинское звание офицера в связи с окончанием курсов по подготовке младших офицеров после 1 января 2005 года до 1 января 2008 года, - в письменной форме обращение об их включении в реестр участников;
14) для военнослужащих, поступивших в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они были исключены из реестра участников и не получили выплату денежных средств, указанных в пункте 3 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, или не воспользовались правом стать участниками накопительно-ипотечной системы, - заключение нового контракта о прохождении военной службы;
15) для военнослужащих, поступивших в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они были исключены из реестра участников и получили выплату денежных средств, указанных в пункте 3 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, - общая продолжительность их военной службы двадцать лет.
Суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что Пашков, окончивший не военное образовательное учреждение профессионального образования, призванный на военную службу из запаса, получивший первое воинское звание и заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 01 января 2005 года, в силу вышеуказанных положений статьи 9 Федерального закона о НИС не относится к категории лиц, имеющих право состоять в реестре участников НИС.
Вопреки утверждению автора жалобы в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61 - ФЗ "Об обороне", статьями 20, 20.1 и 35 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53 - ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" обучение на военных кафедрах в гражданских высших профессиональных образовательных учреждениях относится к добровольной подготовке граждан к военной службе и не приравнено к обучению военнослужащих в военных образовательных организациях высшего образования, о чём обоснованно указано в решении суда.
В соответствии с пунктом 4 статьи 46 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", пунктами 2 и 4 статьи 20, пунктом 1 и подпунктом "б" пункта 2 статьи 21, пунктом 3 статьи 23 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, присвоенное Пашкову после окончания военной кафедры Министром обороны Российской Федерации воинское звание лейтенант надлежит считать первым.
При этом действующее законодательство не связывает присвоение первого воинского звания с прохождением гражданином военной службы или зачислением его в запас, а поэтому довод заявителя об обратном нельзя признать обоснованным.
Не может суд апелляционной инстанции согласиться с утверждениями автора жалобы о том, что его исключение из реестра участников НИС может быть осуществлено исключительно только по основаниям, предусмотренным пунктом 3 статьи 9 Федерального закона о НИС, а вопрос о законности его включения в таковой не мог быть предметом рассмотрения по данному делу.
Так, гарнизонный военный суд пришёл к правильному выводу о том, что указанные в Федеральном законе о НИС случаи исключения из реестра относятся к лицам, которые имели право находиться там на законных основаниях.
В соответствии с Федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 года N 449 "Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 года N 89 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра участников накопительно - ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба" министр обороны Российской Федерации 08 июня 2005 издал приказ N 225 "О документах, необходимых для формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, в которых Федеральным законом предусмотрена военная служба", который вступил в силу и распространяет своё действие на военнослужащих внутренних войск МВД России.
Согласно утверждённому данным приказом приложению N 2 в случае выявления факта включения военнослужащего в реестр по основаниям, не предусмотренным перечнем, признаку категории участника данного военнослужащего присваивается значение "00", то есть он фактически исключается из реестра участников НИС, которым государство выделяет денежные средства.
Таким образом, вопреки мнению заявителя данная норма приказа не противоречит положениям Федерального закона о НИС и подлежит применению при разрешении данного дела.
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 ноября 2005 года N 655 "О порядке функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", утверждены Правилами ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Пунктом 7 названных Правил определено, что внесение изменений в именной накопительный счёт осуществляется на основании представляемых соответствующим федеральным органом исполнительной власти сведений о внесении изменений в реестр участников накопительно-ипотечной системы. В случае ошибочного открытия именного накопительного счёта уполномоченный федеральный орган аннулирует регистрационный номер участника накопительно-ипотечной системы. При этом средства накоплений для жилищного обеспечения, учтённые на указанном счёте, возвращаются в федеральный бюджет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, порядок аннулирования именного накопительного счёта участника НИС, в случае ошибочного его открытия, закреплён наряду с приказом Министра обороны России и в Постановлении Правительства Российской Федерации, следовательно, решение данного вопрос входит в компетенцию соответствующих органов исполнительной власти, а поэтому утверждение автора жалоба о его разрешении исключительно в судебном порядке нельзя признать обоснованным.
Исключение Пашкова из реестра участников НИС не нарушает его жилищных прав, предусмотренных статьёй 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", о чём указывается в жалобы, так как заявитель может реализовывать эти права только в порядке и на условиях, установленных названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При таких обстоятельствах надлежит констатировать, что иное толкование подлежащих применению для разрешения данного дела правовых норм, которое приводит автор жалобы, является ошибочным, а поэтому не влияет на законность и обоснованность обжалованного решения суда.
Нарушений процессуального права, в том числе статей 8 и 194 ГПК РФ, влекущих безусловную отмену состоявшегося судебного постановления, из материалов дела не усматривается.
Указанные заявителем обстоятельства не свидетельствуют о нарушении председательствующим по делу требований статей 8 и 194 ГПК РФ, а поэтому, как и позднее вручение заявителю копии протокола судебного заседания, не могут служить основанием для корректировки вынесенного решения.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Красноярского гарнизонного военного суда от 24 февраля 2015 года по заявлению Пашкова А.В. оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Судья Западно-Сибирского
окружного военного суда В.В. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.