судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Прудентовой Е.В.
судей Макаровой С.А., Мананниковой В.Н.
при секретаре Нестеровой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Прудентовой Е.В. дело по апелляционной жалобе ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 17 марта 2015 года, которым постановлено:
Иск Сидорова ФИО10 удовлетворить.
Признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Пензе Пензенской области N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Сидорову ФИО11 в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным.
Обязать Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области назначить Сидорову ФИО12 трудовую пенсию в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 5 августа 2014 г., включив в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГ в качестве газоэлектросварщика в МДЭП Ленинского района г. Пензы.
Проверив материалы дела, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ N Сидорову В.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине недостаточности стажа на соответствующих видах работ.
Сидоров В.В. обратился в суд с иском, просил признать решение комиссии незаконным и обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование иска указал, что при определении его права на пенсию комиссией были необоснованно исключены из стажа, дающего право на досрочную пенсию, периоды работы в качестве газоэлектросварщика в МДЭП Ленинского района г. Пензы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Ленинский районный суд г. Пензы постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В апелляционной жалобе указывает, что не согласен с оценкой доказательств, истец не представил доказательства, подтверждающие работу истца во вредных условиях не менее 80 % рабочего времени, в выписке индивидуального лицевого счета отсутствует код особых условий труда.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истецСидоров В.В. и его представитель по доверенности Корешков А.А. не согласились с апелляционной жалобой, просили решение суда оставить без изменения.
Представитель Управления Пенсионного фонда РФ в г. Пензе Пензенской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явился, доказательств уважительности причин неявки суду не представил.
В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства, не является препятствием к рассмотрению дела в суде апелляционной инстанции.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав истца Сидорова В.В. и его представителя Корешкова А.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения не имеется.
В соответствии с подп. 2 п. 1 и п. 2 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Судом первой инстанции правильно установлено, что Сидоров В.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости за работу с тяжелыми условиями труда.
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ N в досрочном назначении трудовой пенсии отказано ввиду недостаточности стажа на соответствующих видах работ.( л.д.5)
По мнению Комиссии стаж в особых условиях составил 3 г. 8 мес. 20 дн.
Принимая указанное решение, комиссия не зачла в числе прочих периоды работы истца:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве сварщика Унитарного Муниципального Дорожно-эксплуатационного предприятия (МДЭП) Ленинского района г. Пензы, так как данная должность не предусмотрена Списком льготных профессий;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве газоэлектросварщика того же предприятия, поскольку отсутствуют документы, подтверждающие занятость на резке и ручной сварке не менее 80% рабочего времени. Кроме того, в сведениях индивидуального персонифицированного учета отсутствует код особых условий труда, начиная с даты регистрации истца в системе государственного пенсионного страхования.
Согласно Списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости, работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, засчитываются периоды работы в должностях: электросварщики ручной сварки, а также электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности.( раздел "Общие профессии", код льготной профессии 23200000-19756)
Таким образом, законодатель установил льготное пенсионное обеспечение только тем из электрогазосварщиков, кто занят на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности. Электрогазосварщики, характер работы которых отличен от изложенного выше, правом на пенсионные льготы не пользуются.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал в качестве сварщика, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве газоэлектросварщика Унитарного Муниципального дорожно-эксплуатационного предприятия Ленинского района. При этом наименование профессии в трудовой книжке и первичных приказах не содержит характера выполняемых работ.
Согласно п. 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 марта 2011 г. N 258н в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ ( деятельности), например о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о выполнении работ в определенном месте или структурном подразделении, о статусе населенного пункта и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и ( или) на конкретных работах ( в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Из пояснений истца следует, что его работа заключалась в ремонте дорожной техники, используемой предприятием. Во все спорные периоды он был занят на резке и ручной сварке и использовал в своей работе сварочный трансформатор ТДМ -501. При увольнении с предприятия справка, уточняющая особый характер работ, ему не выдавалась.
Из исторической справки (л.д. 11) следует, что решением Арбитражного Суда Пензенской области от 22 мая 2006 г. предприятие признано банкротом и ввиду указанных обстоятельств истец лишен возможности получения справки, подтверждающей его постоянную занятость на резке и ручной сварке.
Вместе с тем, в материалах дела имеются удостоверения, из которых следует, что истцу в 1993 году была присвоена квалификация газоэлектросварщика 4 разряда, в 2001 году проходил профессиональную подготовку по профессии- газорезчик-электросварщик и имеет допуск к работе в электроустановках напряжением до 1000 В (л.д. 6).
Из кадровых приказов и карточки ф. Т-2 следует, что в первый спорный период он имел 5 разряд, во второй - 6 разряд газоэлектросварщика. При этом в приказе N от ДД.ММ.ГГГГ о переводе в сварщики содержится отметка о работе во вредных условиях труда. Из карточки ф. Т-2 следует, что истцу в связи с работой во вредных условиях труда предоставлялся дополнительный отпуск 6 календарных дней. (л.д. 7-10,12-14).
Согласно представленного истцом паспорта на трансформатор сварочный ТДМ-501, он используется для питания одного сварочного поста при ручной дуговой сварке, резке и наплавке металлов покрытыми металлическими электродами (л.д. 42-51).
Судом установлено, что работодателем ДД.ММ.ГГГГ представлялись сведения в ПФР о трудовом стаже всех работающих на предприятии лиц за период до их регистрации в системе обязательного пенсионного страхования.
В указанных сведениях, представленных представителем ответчика, и имеющихся у истца, все спорные периоды истца значатся как работа в особых условиях труда с указанием кода льготной профессии 23200000-19756 (л.д. 26-29), то есть работодатель оценивал работу истца как льготную, представляя соответствующие сведения в Пенсионный Фонд.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в спорные периоды условия и характер работы истца соответствовали тем, с наличием которых закон связывает право на досрочную пенсию, в связи с чем включил указанные периоды в специальный стаж.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в выписке из индивидуального лицевого счета истца не указан соответствующий код особых условий труда, не являются основанием для отмены решения.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ " Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" на работодателя возложена обязанность по представлению в Пенсионный фонд сведений о периодах работы, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемой особыми условиями труда, в том числе включаемых в стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены всеми работающими у него застрахованными лицами до их регистрации в системе индивидуального ( персонифицированного) учета.
При этом в силу ст. 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ " Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" на Пенсионный Фонд РФ возложена обязанность по приему и учету указанных сведений, а также их внесению в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц.
В силу ст. 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ " Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" органы пенсионного фонда имеют право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представляемых страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 318 от 15 марта 1997 г. "О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования", действовавшего в спорный период, территориальные органы осуществляют контроль за достоверностью представляемых страхователями сведений путем проведения проверок, запроса дополнительных сведений.
При обнаружении несоответствия между представляемыми индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган уведомляет страхователя об имеющихся расхождениях и необходимости их устранения. Страхователь в 2-недельный срок после уведомления территориального органа об имеющихся расхождениях между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки устраняет их и представляет в территориальный орган уточненные данные.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган принимает решение о корректировке сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц. Корректировка сведений и уточнение лицевых счетов застрахованных лиц осуществляется в порядке, утверждаемом Пенсионным фондом РФ. Решение сообщается страхователю и застрахованным лица (п. 35.)
В соответствии с Порядком корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и уточнения индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц в части трудового стажа, приобретенного до 1 января 2002 г., утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда РФ N 246 п от 14 декабря 2005 г., корректировка сведений и уточнение индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц проводятся в целях обеспечения достоверности и полноты сведений о трудовом стаже в индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц. Под корректировкой сведений понимается изменение и дополнение индивидуальных сведений, ранее представленных страхователями и внесение в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц. Корректировка сведений предусматривает: принятие территориальным органом ПФР решения о корректировке исходных данных индивидуальных сведений, ранее представленных страхователем, и уточнении индивидуального лицевого счета в части трудового (страхового) стажа за период до 1 января 2002 г.; оформление форм документов персонифицированного учета, содержащих уточненные сведения о трудовом( страховом) стаже застрахованного лица; выполнение процедур по включению уточненных сведений в индивидуальные лицевые счета на основании форм документов персонифицированного учета, подготовленных по решению территориального органа ПФР; сообщение застрахованному лицу и страхователю о решении территориального органа ПФР о корректировке, которое оформляется в соответствии с приложением к данному порядку и заверяется печатью. Решение о корректировке принимается на основании решения о зачете в трудовой ( страховой) стаж периодов работы и иной деятельности, вынесенного с приглашением застрахованного лица и представителя страхователя по результатам всестороннего, полного и объективного рассмотрения документов, имеющихся в их распоряжении.
Территориальный орган ПФР оформляет формы документов персонифицированного учета, содержащих уточненные данные; выполняет в установленном порядке процедуры по вводу сведений, содержащихся в указанных формах, в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица и получению выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица подтверждающей что корректировка сведений и уточнение индивидуального лицевого счета в части трудового (страхового) стажа до 1 января 1992 г. произведены в соответствии с решением территориального органа ПФР о корректировке; сообщает в письменной форме застрахованному лицу и страхователю о принятом решении о корректировке; обеспечивает хранение в архиве документов персонифицированного учета и в пенсионном деле застрахованного лица решений о корректировке, документов, на основании которого принято решение (актов проверки территориальным органом ПФР о выявленных расхождениях между представленными сведениями и результатами проверки, дополнительных документов, представленных застрахованным лицом,, страхователем или государственным (муниципальным) органом, ответов на запросы территориально органа ПФР о подтверждении названного стажа, форм документов персонифицированного учета, подготовленных территориальным органом ПФР, выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, содержащей уточненные данные о трудовом (страховом) стаже до 1 января 1992 г. и документов, подтверждающих приглашение застрахованного лица и представителя страхователя для рассмотрения вопроса о зачете в стаж периодов работы и иной деятельности, сообщение страхователю и застрахованному лицу решения о корректировке.
В подтверждение обстоятельства того, что в отношении истца осуществлялась корректировка первоначально представленных работодателем сведений, представителю ответчика следовало представить вышеуказанные доказательства (акт проверки о выявленных расхождениях, решение о корректировке, сообщение застрахованному лицу и страхователю о принятом решении), сохранность которых является обязанностью ПФР.
Однако таких доказательств суду не представлено.
Отсутствие кода особых условий труда на индивидуальном лицевом счете истца, не может служить основанием для исключения спорных периодов из специального стажа при доказанности
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с оценкой доказательств необоснованны. В силу положений ч. ч. 1 - 3 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд привел в решении. Факт работы истца в особых условиях труда доказан.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда. Кроме того, доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке имеющихся в деле доказательств, в связи с чем не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию представителя ответчика, выраженную в суде первой инстанции.
Правовых доводов, влекущих отмену решения, апелляционная жалоба не содержит. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
При таком положении обжалованное решение является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Пензы от 17 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области - без удовлетворения.
Председательствующий Е.В.Прудентова
Судьи С.А.Макарова
В.Н.Мананникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.