Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Шеховцовой Э.А.,
судей Брянского В.Ю., Строчкиной Е.А.,
при секретаре Антонове А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по апелляционной жалобе представителя администрации города Ставрополя Шафоростова Д.Ю. на решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 12 марта 2015 года, которым удовлетворено заявление Черкезовой Н.А. об оспаривании решения администрации города Ставрополя об отказе в предоставлении муниципальной услуги по изменению одного вида разрешенного использования участка и объекта капитального строительства на другой вид такого использования.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю. об обстоятельствах рассматриваемого гражданского дела, существе решения суда, доводах апелляционной жалобы, выслушав выступление участников процесса, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Черкезова Н.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения администрации города Ставрополя об отказе в предоставлении муниципальной услуги по изменению одного вида разрешенного использования участка и объекта капитального строительства на другой вид такого использования и обязании администрацию города Ставрополя устранить допущенные нарушения прав и свобод путем принятия решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ... , площадью 200 кв.м, расположенного по адресу: ... , с вида разрешенного использования "для строительства объекта спортивного назначения" на вид разрешенного использования "под усадебные жилые дома".
Решением Октябрьского районного суда города Ставрополя от 12 марта 2015 года заявление Черкезовой Н.А. удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель администрации города Ставрополя Шафоростов Д.Ю. не согласен с решением суда, считает его незаконным и подлежащим отмене в полном объеме. В обоснование своей позиции указывает, что ЗК РФ предусмотрен особый порядок предоставления земельных участков под строительство объектов жилого назначения. Судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применен закон, нарушены нормы материального права, что в свою очередь, привело к неправильному разрешению дела. Просит решение суда отменить.
Администрация города Ставрополя в суд апелляционной инстанции не явилась, будучи извещенной о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции. Сведений об уважительности причин неявки не предоставили.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие неявившихся лиц.
В судебную коллегию поступило ходатайство Черкезовой Н.А. о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав выступление представителя Черкезовой Н.А. - Головченко В.Е., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как установлено судом, постановлением главы администрации города Ставрополя N ... от 24 сентября 2014 года Черкезовой Н.А. предоставлен в аренду сроком на 3 года земельный участок с кадастровым номером ... , площадью 200 кв.м., расположенный по адресу: ... , для строительства объекта спортивного назначения. На основании указанного постановления между заявителем и комитетом по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя заключен и зарегистрирован в установленном законом порядке договор аренды земельного участка N ... от 30 октября 2014 года.
Заявительница обратилась в Комитет градостроительства администрации города Ставрополя с заявлением о предоставлении муниципальной услуги "изменение одного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства на другой вид такого использования".
Черкезовой Н.А. был получен отказ (Уведомление от 11 декабря 2014 года N ... ) в предоставлении данной услуги, указав на невозможность предоставления земельного участка для целей, связанных с жилищным строительством, в нарушение процедур, предусмотренных положениями ст. 30.1 ЗК РФ, а именно - без проведения соответствующего аукциона либо по продаже земельного участка, либо на право заключения договора аренды земельного участка, а также то обстоятельство, что земельный участок, согласно карте градостроительного зонирования, расположен в 2-х территориальных зонах Ж-3 и Р-2.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории. Любой вид разрешенного использования (включая вспомогательные виды разрешенного использования) выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ), ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ).
Статьей 30 Градостроительного кодекса РФ предусмотрен порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения, в том числе об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами (ч. 3 п. 2)
В соответствии со ч. ч. 1 - 5 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий (ст. 30 Градостроительного кодекса РФ).
Собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы вправе использовать земельные участки в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны (п. 3 ст. 85 Земельного кодекса РФ).
Согласно требований ст. 3 Федерального закона от 29.12.2004 N191 -ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" в целях выполнения задач градостроительного зонирования и принятия определенных пунктом 3 части 1 настоящей статьи решений органами местного самоуправления создаются комиссии по подготовке правил землепользования и застройки.
В силу ст. 1 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, утверждение правил землепользования и застройки поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
Решением Ставропольской городской Думы от 27.10.2010 года N ... на основе генерального плана города Ставрополя в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Ставропольского края и города Ставрополя приняты "Правила землепользования и застройки города Ставрополя", которые действуют на всей территории муниципального образования города Ставрополя.
В соответствии со ст. 35 вышеуказанных Правил землепользования и застройки города Ставрополя, правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, вправе по своему усмотрению выбирать и изменять основной вид (виды) разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства, определенный градостроительным регламентом в пределах установленной территориальной зоны, путем подачи в уполномоченный орган уведомления о выборе или изменении основного вида (видов) разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства, из состава установленных градостроительным планом земельного участка, при условии соблюдения требований технических регламентов.
Статьей 37 указанных Правил установлен перечень территориальных зон, выделенных на карте градостроительного зонирования, согласно которой земельный участок с кадастровым номером ... площадью 2000 кв.м., расположенный по ул. ... находится в территориальной зоне Ж-3.
В соответствии со статьей 42 Правил, основными видами разрешенного использования зоны Ж-3 (зона блокированной и усадебной застройки) являются: усадебные и блокированные жилые дома, в том числе со встроенно- пристроенными помещениями обслуживания и приквартирными земельными участками; объекты органов местного самоуправления; детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, специализированные школы, высшие и средние специальные образовательные учреждения; общественные, спортивные здания и сооружения, лечебно-профилактические объекты, объекты культурно-развлекательного, торгового назначения, общежития, гостиницы, рынки, объекты обслуживания населения; гаражи индивидуального автотранспорта, встроенные, подземные, многоуровневые автостоянки, гостевые автостоянки; жилищно-эксплуатационные объекты, объекты аварийно-диспетчерских служб, связи, охраны порядка и иных технических средств; временные и сезонные предприятия общественного питания, торговли; парки, скверы.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что изменение вида разрешенного использования "для строительства объекта спортивного назначения" на вид разрешенного использования "для строительства усадебных жилых домов", предусмотренный градостроительным регламентом как основной вид разрешенного использования для вышеуказанной жилой зоны, не противоречит требованиям действующего законодательства и Правилам землепользования и застройки города Ставрополя.
Согласно п. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Как следует из градостроительного заключения N ... от 22.08.2011г., утвержденного руководителем управления архитектуры комитета градостроительства администрации города Ставрополя - главным архитектором города Ставрополя и 31.08.2011 г. согласованного заместителем главы администрации города Ставрополя, руководителем Комитета градостроительства администрации города Ставрополя, при формировании земельный участок располагался в границах одной территориальной зоны - Ж-3. В связи с чем, является несостоятельным довод в оспариваемом решении администрации города Ставрополя на то, что земельный участок расположен в 2-х территориальных зонах.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, признавшего незаконным отказ администрации города Ставрополя в изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Свои выводы суд первой инстанции должным образом мотивировал.
Доводы апелляционной жалобы не содержат предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке и по существу направлены на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут служить поводом к отмене решения.
Оснований для переоценки исследованных районным судом доказательств суд апелляционной инстанции не находит.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела по существу правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, им дана надлежащая правовая оценка с учетом норм права, регулирующих возникшие правоотношения, в результате чего постановлено законное и обоснованное решение, не подлежащее отмене по доводам апелляционной жалобы.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 12 марта 2015 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.