Судья Ставропольского краевого суда Корнушенко О.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе " ... " К. на решение судьи Советского районного суда Ставропольского края от 16 апреля 2015 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника ОГИБДД ОМВД России по Советскому району Ставропольского края В. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере " ... " рублей.
Решением судьи Советского районного суда Ставропольского края от 16 апреля 2015 года жалоба В. удовлетворена, указанное постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В своей жалобе в краевой суд " ... " К. просит решение суда отменить, полагая, что оно вынесено по не полностью выясненным обстоятельствам и с нарушением административного законодательства.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы административного дела, выслушав инспектора ОГИБДД ОМВД России по Советскому району С., об отмене решения судьи, В. и представителя по доверенности от " ... " 2015 года МУП " ... " К. просивших в удовлетворении жалобы отказать, прихожу к следующему выводу.
Ч.1 ст.11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ предусмотрена административная ответственность за управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее - тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации).
Из материалов дела следует, В., являясь должностным лицом, ответственным за выпуск и эксплуатацию транспортных средств, выпустил на линию " ... " регистрационный номер " ... " категории М2 без тахографа, установка которого обязательна.
Указанное транспортное средство принадлежит МУП " ... " и действительно относится к категории М2.
Отменяя постановление, суд ошибочно пришел к выводу о том, что установка тахографа на транспортное средство " ... " регистрационный знак " ... ", принадлежащее МУП " ... " не требуется, так как данный вид транспорта предназначен для коммунального хозяйства содержания дорог, следовательно, в действиях В. отсутствует состав административного правонарушения.
Приложением N2 "Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами" Приказа Министерства транспорта РФ от 13 февраля 2013 года N36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства" установлено, что тахографами оснащаются транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория М2).
В соответствии с п.14 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза N 877 от 09 декабря 2011 года, конструкция выпускаемых в обращение транспортных средств категорий М2 и М3, осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров, категорий N2 и N3, осуществляющих коммерческие перевозки грузов, должна предусматривать возможность оснащения (штатные места установки, крепления, энергопитания) техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (тахографами).
Согласно пункта 1.2 Устава Муниципального унитарного предприятия " ... ", утвержденного постановлением главы администрации муниципального образования " ... " Ставропольского края от 22 августа 2005 года N " ... ", предприятие является коммерческой организацией, созданной для осуществления финансово- хозяйственной деятельности, и не оспаривается сторонами.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 года N 1213 "О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы", требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации. Порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации.
В соответствии с Приказом Минтранса Российской Федерации N 273 от 21 августа 2013 года "Об утверждении порядка оснащения транспортных средств тахографами", транспортные средства категории М2 подлежат к оснащению до 1 июля 2014 года.
Согласно приложению N 2 к Приказу Минтранса России от 13 февраля 2013 года N 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства", транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог, не подлежат оборудованию тахографами, однако согласно Межгосударственному стандарту "Машины для городского коммунального хозяйства и содержания дорог. Специальные требования безопасности", ГОСТ 31544-2012, веденным в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии N 1052-ст от 22 ноября 2012 года, определяющему понятие транспортных средств для коммунального хозяйства и содержания дорог, в перечень входят транспортные средства - машины для санитарной очистки, для зимней очистки, для летней очистки, круглогодичного использования для уборки городов и т.д.
Доводы В. и представителя МУП " ... " К. изложенные в судебном заседании об отсутствии состава административного правонарушения, указание на то, что транспорт предприятием используется только для собственных нужд, возникающих в процессе его деятельности, и не связан с коммерческими перевозками, а потому обязанность по оснащению транспортного средства тахографами у предприятия отсутствует, основаны на неверном толковании закона.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации установлены Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее Федеральный закон N 196-ФЗ).
Согласно статье 20 Федерального закона N 196-ФЗ на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, возложены обязанности по организации работы водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, соблюдению установленного законодательством Российской Федерации режима труда и отдыха водителей.
В соответствии с пунктом 8(1) "Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 года N 720 (далее - Технический регламент), транспортные средства категорий M2, M3, N2 и N3, осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров и грузов, подлежат оснащению техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха.
Данное требование применяется в отношении указанных транспортных средств, находящихся в эксплуатации, с 23 января 2012 года.
При этом понятие коммерческой перевозки, указанной в пункте 8(1) Технического регламента, с учетом его целей: обеспечение безопасности колесных транспортных средств, в частности, при их эксплуатации, в том числе, в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, шире, чем понятие перевозки, урегулированное положениями главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" и Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", и включает в себя, в том числе, перевозку работников и грузов для собственных нужд юридического лица, деятельность которого направлена на извлечение прибыли.
В соответствии с Приказом Минтранса России от 21 августа 2013 года N 273 "Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами", к контрольным устройствам регистрации режима движения, труда и отдыха водителей транспортных средств, которыми подлежат оснащению транспортные средства названных категорий, относятся тахографы.
Из материалов дела следует и указанными лицами не оспаривается, что в своей производственной деятельности, осуществляемой предприятием использует принадлежащие ему указанное выше транспортное средство, относящиеся к категории М.2, которое не оснащено тахографом.
Таким образом, с учетом указанных положений закона, требование об оснащении конкретных транспортных средств, эксплуатируемых предприятием, контрольными устройствами (тахографами) является правомерным.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Вышеуказанные обстоятельства не приняты во внимание судьей районного суда, что свидетельствует о неполноте и односторонности рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах, вынесенное решение судьи не может быть признано законным и обоснованным.
Неисследованность обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является существенным нарушением процессуальных требований.
Таким образом, постановление начальника ОГИБДД ОМВД России по Советскому району о привлечении В. к административной ответственности по ч.1 ст.11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является законным и обоснованным, однако срок давности привлечения к административной ответственности В., установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел истек, что является основанием для прекращения производства по делу.
Руководствуясь ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Жалобу " ... " К. удовлетворить.
Решение судьи Советского районного суда Ставропольского края от 16 апреля 2015 года отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении В., предусмотренном ч.1 ст.11.23 КоАП РФ прекратить, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья краевого суда О.Р. Корнушенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.