Пермский краевой суд в составе
председательствующего судьи Няшина В.А.
при секретаре Борщове А.В.
с участием представителя заявителя - Истоминой У.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми 18 июня 2015 года гражданское дело по заявлению Лебедева О.В. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Лебедев О.В. 8 мая 2015 года обратился в Пермский краевой суд с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **, площадью ** кв.м., расположенного по кадастровым номером равной его рыночной стоимости в размере ** ( **) рублей по состоянию на 13.03.2012 года.
В обоснование заявленных требований указал на то, что он является собственником этого земельного участка, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Согласно кадастровому паспорту, земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, категория - земли населенных пунктов. Кадастровая стоимость земельного участка составляет ** руб. ** коп. Указанная кадастровая стоимость земельного участка была утверждена постановлением Правительства Пермского края от 21.11.2013 года N 1610-п. В подтверждение рыночной стоимости спорного земельного участка истец представил отчет об оценке N ** от 06.04.2015 года, подготовленный оценщиком ООО " название 1", согласно которому, размер рыночной стоимости этого земельного участка на 01.01.2013 года составляет ** руб., что существенно расходится с утвержденной кадастровой стоимостью и, следовательно, влияет на права заявителя, как плательщика земельного налога.
В судебное заседание заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился. Его представитель просила рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в суд не прибыл, в отзыве просила отказать в удовлетворении заявления, указав, что сведения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка, рассчитанной и утвержденной в соответствии с требованиями действующего законодательства, внесены на основании указанного выше постановления Правительства Пермского края.
Представители заинтересованных лиц - Муниципального образования г.Пермь в лице администрации г.Перми и Правительства Пермского края в суд не прибыли. В отзывах просили отказать в удовлетворении заявления.
Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В силу части 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 ст. 1 Закона о государственном кадастре недвижимости).
Согласно части 5 ст. 4 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено данным Законом.
Пунктами 11, 14 части 2 ст. 7 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Пунктом 3 названной статьи предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), который вступил в силу со дня его официального опубликования 26.07.2010 года, были внесены изменения в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности). Так, в Закон была включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Согласно ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются: документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений; отчет, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с частью 1 ст. 5 Федерального закона N 167-ФЗ положения указанного закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения 60 дней после дня его официального опубликования и работы, по проведению которой не завершились в указанный срок.
Постановлением Правительства Пермского края от 21.11.2013 года N 1610-п. утверждена кадастровая стоимость земельного участка, собственником которого является заявитель. Государственная кадастровая оценка земель, в том числе стоимость данного земельного участка, собственником которого является заявитель, утвержденная этим постановлением, определена в результате проведения государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по состоянию на 01.01.2013 года. Заявителем представлен в суд отчет об оценке N ** от 06.04.2015 года, подготовленный оценщиком ООО " название 1", и положительное экспертное заключение на него экспертов ООО " название 2" N ** от 23.04.2014 г., согласно которым, размер рыночной стоимости указанного земельного участка на 01.01.2013 года составляет ** руб. Отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Закону об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки, утвержденными Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 года N 255, и правилам оценочной деятельности указанной организации оценщиков.
Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное. Доказательств недостоверности величины рыночной стоимости объекта оценки, занижения рыночной стоимости объекта или несоответствия представленного заявителем отчета требованиям закона, установленных в соответствии с действующим законодательством или в судебном порядке, ответчиком не представлено. Таким образом, заявленные требования подлежат удовлетворению, а кадастровая стоимость земельного участка, собственником которого он является, подлежит установлению в размере, равном его рыночной стоимости, определенном на основании указанного выше отчета об оценке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования Лебедева О.В. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **, площадью ** кв.м., расположенного по адресу ****, равной его рыночной стоимости в размере ** ( **) рублей по состоянию на 01.01.2013 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий - Няшин В.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.