Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.П.,
судей Гореловой Т.В., Сафроновой М.В.,
при секретаре Быхуне Д.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Ушаковой Л. А. на решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 05 декабря 2014 года по делу
по иску Ушаковой Л. А. к обществу с ограниченной ответственностью "Хоум Кредит энд Финанс Банк" об истребовании документов.
Заслушав доклад судьи Сафроновой М.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ушакова Л.А. обратилась в суд с иском к ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банк" (далее - Банк) о возложении на ответчика обязанности предоставить копии документов по кредитному делу, а именно: копию приложения к кредитному договору *** от ДД.ММ.ГГ; график платежей; расширенную выписку по лицевому счету с момента заключения договора на момент подачи искового заявления в суд.
В обоснование заявленных требований указала, что между Ушаковой Л.А. и ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банк" был заключен кредитный договор *** от ДД.ММ.ГГ, по условиям которого банк открыл текущий счет в рублях, обязался осуществлять его обслуживание и предоставить истцу кредит в размере "данные изъяты" руб. Истец же в свою очередь обязался возвратить полученный кредит и выплатить за его пользование проценты в размере, сроки и на условиях, указанных в договоре.
ДД.ММ.ГГ Ушакова Л.А. направила в адрес ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банк" претензию об истребовании копий документов по кредитному делу заемщика. По мнению истицы, предоставление информация о состоянии ее лицевого счета является обязанностью Банка, поскольку она является потребителем банковских услуг и клиентом банка, в связи с чем непредставление такой информации должно расцениваться как нарушение ее потребительских прав, прямо предусмотренных действующим законодательством.
Поскольку документы, запрашиваемые у ответчика, Ушакова Л.А. не получила, явилось основанием для обращения в суд с указанными выше требованиями.
Решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 05.12.2014 исковые требования Ушаковой Л.А. к ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банк" об истребовании документов оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Ушакова Л.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на ст.ст. 9,10 Закона Российской Федерации от 07.02.1999 N2300-1 "О защите прав потребителей", указала, что поскольку она является потребителем банковских услуг и клиентом банка, не предоставление информации о состоянии лицевого счета по требованию заемщика, является нарушением ее прав. Кроме того, недостаточность предоставления информации кредитором о кредите, порядке возврата кредита, очередности списания денежных средств с лицевого счета заемщика, является грубым нарушением действующего законодательства со стороны ответчика.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении разбирательства дела не заявили. В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГ между Ушаковой Л.А. и ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банк" был заключен кредитный договор *** (заявка на открытие банковских счетов). Согласно разделу заявки "о документах" заемщик подтверждает, что получил заявку и график погашения по кредиту (л.д. 9).
Ушаковой Л.А. в ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банк" была направлена претензия об истребовании копий документов по кредитному делу заемщика, а именно копии кредитного договора *** от 14.03.2013, приложения к кредитному договору; график платежей и расширенную выписку по лицевому счету за весь период. Данная претензия направлена истицей ДД.ММ.ГГ (л.д. 8-13).
Согласно ответу на запрос суда Банком в материалы дела представлены: копия кредитного договора *** от ДД.ММ.ГГ с приложениями и расширенная выписка по лицевому счету с момента заключения договора (л.д.36-51).
В соответствии с ч.1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.
В силу ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защите подлежат нарушенные или оспоренные гражданские права.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что основания для удовлетворения иска отсутствуют, поскольку Банком в добровольном порядке требования истца были исполнены. При этом указал, что идентификация клиента Банка по претензии, направленной почтовой связью противоречит ч. 2 ст. 857 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы по следующим основаниям.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 8 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Согласно п. 2 ст. 8 названного Закона, указанная в п. 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.
Таким образом, в соответствии с положениями Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" при предоставлении кредита потребитель имеет право знать размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, график погашения этой суммы, а также размер своей задолженности перед банком, сумму уплаченных процентов, предстоящих платежах.
Как следует, из содержания кредитного договора *** от ДД.ММ.ГГ (заявка на открытие банковских счетов), заключенного между истцом и ответчиком, Ушакова Л.А. получила экземпляр заявки и график погашения по кредиту, помимо этого, с содержанием документов, в том числе: с условиями договора, соглашением о порядке открытия банковских счетов с использованием системы "Интернет-банк", памяткой об условиях использования карты, тарифами по Банковским продуктам по кредитному договору, Ушакова Л.А. ознакомлена и полностью согласна, о чем свидетельствует ее подпись в графе "о документах" указанного договора.
Учитывая данные обстоятельства, ссылка в жалобе на недостаточность информации о кредите, порядке возврата кредита, очередности списания денежных средств с лицевого счета заемщика, опровергается материалами дела. Кроме того, судебная коллегия отмечает, что согласно условиям кредитного соглашения, подписанного Ушаковой Л.А., все документы, указанные в договоре (кроме заявки и графика) являются общедоступными и размещены на официальном сайте Банка.
В силу п. 2 ст. 857 Гражданского кодекса Российской Федерации сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. В соответствии с п. 1 названной статьи к банковской тайне относится тайна банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведения о клиенте.
В силу положений ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим.
Анализируя указанные нормы права, следует, что соблюдение процедуры идентификации личности клиента является необходимым условием обеспечения и гарантией банковской тайны, в связи с чем, копии документов, связанных с заключением кредитного договора, выдаются лично заемщику и почтовым сообщением не направляются.
Поскольку претензия Ушаковой Л.А. была направлена в Банк посредством почтового отправления, у ОАО "Сбербанк России" отсутствовала возможность идентифицировать и установить личность клиента в соответствии с действующим законодательством.
При таких обстоятельствах, доводы жалобы о нарушении потребительских прав клиента по причине не предоставления информации по почте, является необоснованными. Доказательств, подтверждающих личное обращение Ушаковой Л.А. в Банк за выдачей необходимых документов, материалы дела не содержат.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу истца Ушаковой Л. А. на решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 05 декабря 2014 года - оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.