Судья Новосибирского областного суда Быкова В.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Раупова М.А. на постановление судьи Ленинского районного суда города Новосибирска от 02 июля 2015 года,
УСТАНОВИЛ:
02.07.2015 уполномоченным должностным лицом в отношении гражданина Республики Таджикистан Раупова М.А. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, согласно которому данный иностранный гражданин в период с 14.10.2014 по 02.07.2015 уклонился от выезда с территории Российской Федерации по окончании срока временного пребывания в нарушение пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", дело было передано на рассмотрение в районный суд (л.д.3).
Постановлением судьи Ленинского районного суда города Новосибирска от 02 июля 2015 года, гражданину Республики Таджикистан, Раупову М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" с административным выдворением за пределы Российской Федерации, заключающемся в принудительном и контролируемом выезде иностранного гражданина с территории Российской Федерации с содержанием до выдворения в Специальном учреждении временного содержания иностранных граждан УФМС России по Новосибирской области в течение до 90 суток.
Не согласившись с указанным постановлением, Раупов М.А. обжаловал его в Новосибирский областной суд суд в порядке статьи 30.1 КоАП РФ, просит постановление по делу об административном правонарушении от 02 июля 2015 года отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указывает, что прибыл в г. Новосибирск 10.05.2015, на следующий день обратился с соответствующим заявлением в УФМС России по Новосибирской области в Ленинском районе г. Новосибирска и 12.05.2015 был поставлен на учет, о чем имеется запись в бланке уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. 02.07.2015 сотрудником ФГУП ПВС ФМС Романовой К.Е. были приняты документы Раупова М.А. для оформление патента. Доказательства по делу считает недопустимыми, добытыми с нарушением закона и не соответствующие действительности. Так в постановлении о привлечении к административной ответственности не указано уполномоченными ли сотрудниками проводилась проверка, нет информации о сроках проверки, разъяснении права на переводчика и адвоката. Указывает, что вину во вмененном правонарушении он не признавал.
Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ десятидневный срок со дня получения копии решения, препятствий для ее рассмотрения не имеется.
Проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельства каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и место жительства.
Данные права в силу статьи 55 Конституции РФ могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.
Часть 3 статьи 62 Конституции РФ устанавливает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральными законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона N115-ФЗ от 25.07.2002 "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
В соответствии с абзацем 2 пункта 5 статьи 5 вышеуказанного закона срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента в соответствии со статьей 13.3 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Признавая Раупова М.А. виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, судья исходил из того, что гражданин Республики Таджикистан Раупов М.А. прибыл на территорию Российской Федерации 10.05.2014, по окончании срока пребывания уклонился от выезда с территории Российский Федерации, в связи с чем является незаконно находящимся на территории Российской Федерации.
Полагаю, что данные обстоятельства судьей районного суда с достоверностью проверены и установлены не были. При этом, в материалах дела имеется справка ФМС России от 01.07.2015, из которой следует, что дата выезда Раупова М.А. - 13.10.2014 (л.д.5-6). В представлении начальника ОИК УФМС России по Новосибирской области указано, что Раупов М.А. с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени незаконно пребывает на территории Российской Федерации. Представленные в материалах дела объяснения Раупова М.А., полученные инспектором ОПНМ ОИК УФМС России по Новосибирской области Михайловым Т.А., датированы 06.05.2015 при том, что согласно представлению иностранный гражданин - Раупов М.А., нарушивший требования миграционного законодательства, был выявлен 01.07.2015 (л.д.7), в данных объяснениях отсутствует подпись Раупова М.А., не имеется данных о разъяснении ему процессуальных прав, предусмотренных нормами КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Таким образом, как полагаю, судья районного суда при рассмотрении дела должен был установить обстоятельства совершенного административного правонарушения, с какого времени лицо, привлекаемое к административной ответственности, уклоняется от выезда с территории Российской Федерации, при этом в оспариваемом постановлении отсутствует указание с какого времени гражданин республики Таджикистан Раупов М.А. уклоняется от выезда с территории Российской Федерации.
Рауповым М.А. к жалобе приложена копия национального заграничного паспорта, в котором имеются отметки о пересечении им границ различных государств в период с 10.10.2014 по 10.05.2015 - 14.10.2014 - Республика Казахстан, 14.10.2014 - Республика Кыргызстан, 15.10.2014 - Республика Таджикистан, 08.05.2015 - Республика Кыргызстан, 10.05.2015 - Республика Казахстан, а также копия миграционной карты серия N, свидетельствующей о том, что он прибыл на территорию Российской Федерации 10.05.2015, цель визита: работа, срок пребывания до 10.08.2015. Данные обстоятельства при рассмотрении дела судьей районного суда не выяснялись и проверены не были.
В соответствии с частью 1 статьи 24.2 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях ведется на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Наряду с государственным языком Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях может вестись на государственном языке республики, на территории которой находятся судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 24.2 КоАП РФ, лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.
Однако в нарушение указанных требований в материалах административного дела отсутствуют сведения о том, что гражданин Таджикистана Раупов М.А. владеет русским языком.
В протоколе об административном правонарушении от 02.07.2015 имеется подпись Раупова М.А., однако отсутствуют сведения о том, на каком языке будет давать пояснения Раупов М.А., а также указано, что он нуждается в переводчике (л.д.3).
Находящаяся в материалах дела расписка Раупова М.А. от 02.07.2015 (л.д. 10) полагаю, не может однозначно свидетельствовать о том, что он владеет русским языком, поскольку при рассмотрении дела судьей Раупов М.А. заявлял, что нуждается в услугах переводчика, так как русским языком не владеет, при этом сведений о получении указанной расписки протокол судебного заседания от 02.07.2015 не содержит.
Принимая во внимание вышеизложенное полагаю, что при рассмотрении административного дела в отношении Раупова М.А. не были соблюдены права лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренные статьей 24.2 КоАП РФ, поскольку отказ от услуг переводчика и желание давать объяснения на русском языке должно быть достоверно подтверждено и не вызывать сомнений.
При таких обстоятельствах полагаю, что при рассмотрении данного дела были нарушены права Раупова М.А., предусмотренные вышеуказанными нормами КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно выяснить все обстоятельства дела.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ вышеуказанные недостатки носят существенный характер, в силу чего влекут отмену постановления судьи и возвращение дела на новое рассмотрение судье правомочному рассмотреть дело, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек.
При новом рассмотрении дела судье районного суда следует учесть изложенное, обеспечить Раупову М.А. реализацию права давать объяснения на родном языке, при этом отказ от переводчика должен быть достоверно подтвержден лично Рауповым М.А. и не вызывать сомнений, установить все обстоятельства по делу с учетом представленных Рауповым М.А. возражений и принять законное и обоснованное постановление.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление судьи Ленинского районного суда города Новосибирска от 02 июля 2015 года отменить, материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина Республики Таджикистан Раупова М.А. направить в Ленинский районный суд на новое рассмотрение.
Судья (подпись) Быкова В.Б.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.