Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Рогачева И.А.
судей
Вологдиной Т.И. и Мирошниковой Е.Н.
при секретаре
Соболевой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ф. на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 13 октября 2014 года по делу N2-982/14 по иску Ф. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу (ГУ МЧС России по г.Санкт-Петербургу) и ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" (в лице его Северо-Западного филиала) об оспаривании решения о снятии с учета нуждающихся в жилой площади и о восстановлении на соответствующем учете.
Заслушав доклад судьи Рогачева И.А., объяснения Ф ... и ее представителя - адвоката Долженко Л.А., поддержавших жалобу, и представителя ГУ МЧС России по г.Санкт-Петербургу Лебедевой А.Д., просившей оставить обжалуемое решение без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по г.Санкт-Петербургу от 18.01.2007 г. сержант внутренней службы Ф., проходившая на тот момент службу в должности пожарного 28 пожарной части ГУ "16 отряд федеральной противопожарной службы по городу Санкт-Петербургу" и имевшая выслугу лет в Государственной противопожарной службе 22 года 1 месяц 6 дней, была принята на учет по получению жилой площади через ГУ МЧС России по г.Санкт-Петербургу с семьей из двух человек (она сама и дочь Д. "дата" г.рождения) с 19.12.2006 г. (л.д.14-15).
Согласно решению жилищной комиссии ГУ МЧС России по г.Санкт-Петербургу N4 от 19.08.2010 г. Ф. была снята с учета нуждающихся в получении жилой площади в связи с выводом об отсутствии у нее права быть поставленной на такой учет (л.д.35-36).
В ноябре 2013 г. Ф. обратилась в Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга с требованиями о признании незаконным указанного решения жилищной комиссии ГУ МЧС России по г.Санкт-Петербургу N4 от 19.08.2010 г. и о восстановлении ее с дочерью Д. на соответствующем учете.
Решением Куйбышевского районного суда от 13.10.2014 г. в удовлетворении требований Ф. отказано.
В апелляционной жалобе Ф. просит отменить указанное решение как незаконное и необоснованное и принять новое об удовлетворении ее требований в полном объеме.
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие представителя ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России", участвовавшего в деле в качестве второго ответчика, который извещен о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции (л.д.122), заявил ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с нахождением его представителя в командировке (л.д.129), которое отклонено судебной коллегией, т.к. данное учреждение не лишено было возможности направить в суд другого представителя, при этом не имеется препятствий для проверки решения суда по доводам апелляционной жалобы истицы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения, которое является по существу правильным.
Рассматривая дело, суд первой инстанции сделал вывод о незаконности решения жилищной комиссии ГУ МЧС России по г.Санкт-Петербургу N4 от 19.08.2010 г. о снятии Ф. с учета нуждающихся в получении жилых помещений.
В то же время, признав установленным, что Ф. узнала о нарушении своего права в сентябре 2010 г., суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении ее требований в связи с пропуском общего трехлетнего срока исковой давности, установленного ст.196 Гражданского кодекса Российской Федерации, о чем было заявлено ответчиками (л.д.33, 49-50, 69).
Между тем, отношения в сфере учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и их обеспечения жилыми помещениями носят административный характер, поскольку не основаны на договоре, не связаны с заключением договора или с реализацией права пользования конкретным жилым помещением, а возникают на основе актов органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также иных органов, наделенных компетенцией по организации учета и предоставления жилых помещений, т.е. актов, содержащих властное волеизъявление и порождающих правовые последствия для конкретных граждан, обращающихся за реализацией указанных прав.
Поэтому соответствующие действия и решения подлежат оспариванию в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений (главы 23 и 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Как указано в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).
В соответствии с вышеизложенным требование о признании незаконным решения о снятии с учета подлежало рассмотрению и разрешению в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.
При этом согласно ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Из этого следует, что в данном случае признание незаконным решения, принятого в отношении Ф., должно было бы повлечь возложение на ответчика обязанности совершить определенные действия, связанные с восстановлением ее на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Однако, согласно частям 1 и 2 ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Учитывая, что оспариваемое решение было принято 19.08.2010 г., на момент обращения Ф. в суд в ноябре 2013 г. трехмесячный срок, установленный ч.1 ст.256 ГПК РФ, был многократно пропущен.
Таким образом, указанное судом основание к отказу в удовлетворении требований Ф. является по существу правильным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Ф. узнала о нарушении своего права лишь в конце 2012 г., не опровергают вывод о пропуске трехмесячного срока обращения в суд, поскольку такое обращение последовало лишь в ноябре 2013 г., и к тому же не подтверждены достоверными доказательствами, т.к. из показаний свидетеля К. следует, что ей известно о соответствующих обстоятельствах со слов истицы (л.д.77). Никаких иных доказательств в подтверждение данного утверждения Ф. не представила.
При этом изначально в исковом заявлении сама Ф. указала, что получила оспариваемое решение почтовым сообщением в сентябре 2010 г. (л.д.3), и изменила свою позицию только после заявления ответчиков о пропуске ею срока исковой давности, утверждая, что получила информацию об этом решении в декабре 2012 г. (л.д.52-53).
Между тем, первоначальное заявление Ф. согласуется с представленными ГУ МЧС России по г.Санкт-Петербургу данными о направлении указанного решения, принятого одновременно в отношении большого числа лиц, по списку в августе 2010 г. (л.д.71, 87-89, 93-94).
Учитывая, что Ф. обратилась в суд с иском более чем через 3 года после принятия оспариваемого решения, на ответчиков не могут быть возложены неблагоприятные последствия, связанные с тем, что срок хранения журнала учета почтовых отправлений истек (л.д.71).
Таким образом, суд обоснованно исходил из того, что Ф. узнала о нарушении своего права в сентябре 2010 г. Каких-либо уважительных причин пропуска срока из материалов дела не усматривается, а потому данное обстоятельство дает основания для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В то же время, судебная коллегия считает ошибочным вывод суда о незаконности решения ГУ МЧС России по г.Санкт-Петербургу о снятии Ф. с учета нуждающихся в получении жилых помещений.
Частью 2 ст.8 Федерального закона от 21.12.1994 г. N69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции Федерального закона от 25.07.2002 г. N116-ФЗ) было предусмотрено, что личному составу Государственной противопожарной службы жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным действующим законодательством нормам предоставляется в первоочередном порядке территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий), органами местного самоуправления, а также предприятиями, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы. Органы местного самоуправления и указанные предприятия на льготных условиях могут продавать жилье личному составу Государственной противопожарной службы.
На основании ст.41 Федерального закона N122-ФЗ от 22.08.2004 г., вступившего в силу с 01.01.2005 г., часть вторая ст.8 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" утратила силу.
Таким образом, в законодательстве, действовавшем на момент принятия решения о постановке Ф. на учет нуждающихся в получении жилой площади в ГУ МЧС России по г.Санкт-Петербургу - 18.01.2007 г., а также на указанную в решении дату постановки на учет (19.12.2006 г.), отсутствовала норма, предусматривающая обеспечение сотрудников Государственной противопожарной службы жилыми помещениями через соответствующие органы МЧС России.
Вместе с тем, частью 1 статьи 8 Федерального закона "О пожарной безопасности" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) предусматривалось, что на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты и льготы.
Федеральным законом от 19.07.2011 г. N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в первоначальной редакции предусматривалось право сотрудника, имеющего стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел (части 1 и 2 статьи 4).
Согласно части 1 ст.6 данного Закона в той же редакции сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел до 1 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.
В соответствии с частью 1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1994 г. N69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции Федерального закона от 30.12.2012 г. N283-ФЗ, действующей с 01.01.2013 г.) сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства. Гарантии социальной защиты сотрудников федеральной противопожарной службы (денежное довольствие, страховые гарантии и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, право на жилищное обеспечение, право на медицинское обслуживание, гарантии в связи с прохождением службы в федеральной противопожарной службе и иные гарантии) устанавливаются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Действующая редакция названной нормы связана с положениями ст.ст.4-6 Федерального закона от 30.12.2012 г. N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", распространяющегося на проходящих службу и уволенных со службы сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и членов их семей.
Указанными статьями этого Закона предусмотрено:
- право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения для сотрудника, имеющего общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении;
- возможность предоставления в собственность жилого помещения, приобретенного (построенного) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя, отдельным категориям граждан - членам семьи сотрудника, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы, а также инвалидам I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы;
- предоставление сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года (с членами семьи), федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность, а также возможность предоставления этим гражданам по их желанию единовременной социальной выплаты в соответствии со статьей 4 этого Федерального закона.
Из приведенного выше положения ст.6 Федерального закона от 30.12.2012 г. N283-ФЗ, а также распространявшихся ранее на сотрудников Государственной противопожарной службы норм Федерального закона от 19.07.2011 г. N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации ... " следует, что предоставление жилого помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма связывается с принятием сотрудников и уволенных со службы в учреждениях и органах (в том числе Государственной противопожарной службы) на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005 г.
Однако, как указано выше, Ф. была принята на учет нуждающихся в жилой площади в ГУ МЧС России по г.Санкт-Петербургу с 19.12.2006 г., когда действующим на тот момент законодательством не было предусмотрено право сотрудников на обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма через органы Государственной противопожарной службы.
До 01.01.2005 г. Ф. на учете нуждающихся в жилых помещениях по месту службы не состояла, с 16.09.2004 г. состояла с дочерью Д. на соответствующем учете в администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга (л.д.12).
В порядке реализации Федерального закона от 30.12.2012 г. N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти ... " Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. N369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
06.04.2013 г. Правительством Российской Федерации издано Постановление N303 "Об определении периодов, подлежащих включению в общую продолжительность службы, и порядка исчисления общей продолжительности службы для выплаты сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации единовременного пособия при увольнении, выплаты оклада по специальному званию гражданам, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах без права на пенсию и имеющим общую продолжительность службы в них менее 20 лет, а также для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения".
Указанными нормативными актами предусмотрен заявительный порядок постановки граждан на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, данные о реализации которого Ф. в деле отсутствуют.
При наличии оснований Ф. не лишена возможности обратиться за реализацией права на предусмотренные в настоящее время социальные льготы в области жилищного обеспечения.
Вместе с тем, поскольку законные основания для принятия Ф. на учет нуждающихся в получении жилых помещений в ГУ МЧС России по г.Санкт-Петербургу отсутствовали и ныне действующим законодательством она не отнесена к категории лиц, которые имеют право на получение жилых помещений по договору социального найма от органов МЧС России, решение жилищной комиссии ГУ МЧС России по г.Санкт-Петербургу N4 от 19.08.2010 г., направленное на устранение нарушения в виде необоснованной постановки Ф. на учет, не противоречит положениям пункта 6 части 1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
При этом оспариваемое решение не исключает для Ф. возможности претендовать в установленном порядке на реализацию прав, предусмотренных ст.6 Федерального закона от 30.12.2012 г. N283-ФЗ.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований Ф. следует признать по существу правильным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 13 октября 2014 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.