Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Мариной И.Л.
судей Гавриловой Н.В. и Сальниковой В.Ю.
при секретаре Кириченковой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 апреля 2015 года гражданское дело N 2-3474/14 по апелляционной жалобе Санкт-Петербургского ГКУ "Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга" на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 01 октября 2014 года по иску Прокурора Петроградского района Санкт-Петербурга в интересах неопределенного круга лиц к Санкт-Петербургскому ГКУ "Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга" об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Мариной И.Л., выслушав объяснения прокурора " ... " А.В., представителя ответчика Санкт-Петербургского ГКУ "Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга" и третьего лица Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга - " ... " Ю.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 01.10.2014 Санкт-Петербургское ГКУ "Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга" обязано в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу внести в адресный перечень оборудование средствами, обеспечивающими дублирование светофоров звуковыми сигналами, светофорного объекта, расположенного на "адрес"
Указанным решением суда с Санкт-Петербургского ГКУ "Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга" в доход бюджета Санкт-Петербурга взыскана государственная пошлина в размере " ... ".
В апелляционной жалобе Санкт-Петербургское ГКУ "Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга" просит отменить решение районного суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица Комитета финансов Санкт-Петербурга, надлежащим образом извещенного о дне судебного заседания и не сообщившего о причинах неявки.
Судебная коллегия, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования всеми видами транспорта, связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Статьей 12 ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно п. 7.4.3. ГОСТ Р 52289-2004 "Национальный стандарт РФ. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст, на пешеходных переходах, которыми регулярно пользуются слепые и слабовидящие пешеходы, дополнительно к световой сигнализации применяют звуковую сигнализацию, работающую в согласованном режиме с пешеходными светофорами.
В силу положений постановления Правительства РФ от 15.04.2014 N 297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы" основным требованием к государственной политике субъектов Российской Федерации является обеспечение реализации мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров, для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (здравоохранение, культура, транспорт, информация и связь, образование, социальная защита, спорт и физическая культура, жилой фонд).
В ходе рассмотрения дела установлено, что "дата" прокурором Петроградского района Санкт-Петербурга совместно с государственным инспектором ГИБДД УМВД России по Петроградскому району Санкт-Петербурга, главным специалистом отдела содержания технических средств организации дорожного движения Санкт-Петербургского ГКУ "Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга", главным специалистом отдела по реабилитации Санкт-Петербургской региональной организации общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых" была проведена проверка в сфере соблюдения прав инвалидов на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры.
В ходе проверки установлено, что светофорный объект, расположенный на "адрес" не оборудован средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофора для слабовидящих пешеходов.
Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, ответчиком в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, не представлено.
Необходимость оборудования светофорных объектов средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов на "адрес" подтверждается представленным в дело письмом заместителя председателя Санкт-Петербургской региональной организации Всероссийского общества слепых от "дата", согласно которому, названное пересечение дорог улиц входит в перечень маршрутов, которыми регулярно пользуются инвалиды по зрению в Петроградском районе Санкт-Петербурге.
Решение суда первой инстанции об установлении для ответчика трехмесячного срока для включения в адресный перечь объектов, подлежащих оборудованию средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами светофоров, светофорного объекта соответствует положению статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ с учетом важности защиты охраняемых законом прав.
Оснований для определения иного срока для устранения допущенных нарушений судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о неправильном применении судом положений 3 статьи 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" несостоятельны.
Настоящим Законом прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления и организаций независимо от организационно-правовых форм по созданию условий инвалидам для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Недостаточное финансирование указанных расходов само по себе при наличии у граждан-инвалидов соответствующего права не является основанием для отказа в судебной защите этого права.
В соответствии с Уставом Санкт-Петербургское ГКУ "Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга" организует комплексное согласованное выполнение работ по эксплуатации объектов организации дорожного движения на территории Санкт-Петербурга, работ по учету технического состояния объектов, обеспечивающих повышение безопасности движения.
Санкт-Петербургское ГКУ "Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга" является государственным учреждением, которое в полном объеме финансируется из бюджета Санкт-Петербурга и подведомственно Комитету по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга.
Кроме того, ответчик осуществляет правомочия владения и пользования закрепленным за ним имуществом, выступая в роли "заказчика", выполняет работы по установлению и обслуживанию технических средств организации дорожного движения - светофоров, а также выполняет функции "заказчика" по проектированию, строительству объектов ТСОДД, которые относятся к числу объектов, обеспечивающих повышение безопасности дорожного движения.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что исковые требования прокурора Петроградского района Санкт-Петербурга обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 01 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.