Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Гавриловой Н.В.
судей
Мариной И.Л.
Стешовиковой И.Г.
при секретаре
Кольцовой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 июня 2015 года апелляционную жалобу Администрации Приморского района СПб на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 18 ноября 2014 года по гражданскому делу N 2-14595/14 по иску прокурора Приморского района Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Приморского района Санкт-Петербурга об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Гавриловой Н.В., объяснения прокурора Швора Н.Н.,
судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Приморского района Санкт-Петербурга обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц об обязании администрации в срок до истечения 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов строительного грунта, мусора, твердые бытовые отходы, расположенную на территории земельного участка по адресу: "адрес".
В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой Приморского района проведена проверка исполнения требований по реализации полномочий администрации в сфере благоустройства и соблюдения положений природоохранного законодательства со стороны администрации Приморского района Санкт-Петербурга, в ходе которой установлено, что на территории земельного участка, являющегося государственной собственностью, расположенного по адресу: "адрес" находится строительный грунт, мусор, твердые бытовые отходы - несанкционированная свалка.
Непринятие администрацией района своевременных мер к ликвидации несанкционированных свалок на территории Приморского района может способствовать ухудшению санитарной и экологической обстановки в районе и оказывать пагубное воздействие на здоровье граждан, что влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 18 ноября 2014 года исковые требования прокурора Приморского района Санкт-Петербурга удовлетворены, на администрацию Приморского района Санкт-Петербурга возложена обязанность в срок до истечения 180 дней со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов строительного грунта, мусора, твердые бытовые отходы, расположенную на территории земельного участка по адресу: "адрес".
В апелляционной жалобе администрация Приморского района Санкт-Петербурга просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В заседание судебной коллегии представитель ответчика не явился, о судебном разбирательстве администрация извещена надлежащим образом (л.д.48), о причинах неявки не сообщила. В соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ неявка ответчика не препятствует рассмотрению дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Приморского района проведена проверка исполнения требований по реализации полномочий администрации в сфере благоустройства и соблюдения положений природоохранного законодательства со стороны администрации Приморского района Санкт-Петербурга.
В результате проверки было выявлено наличие несанкционированной свалки, на территории земельного участка, являющегося государственной собственностью, расположенного по адресу: "адрес".
Ответчиком не оспаривалось наличие несанкционированной свалки по указанному адресу.
В соответствии с п.1.1 Положения об администрациях районов Санкт-Петербурга, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 1078 от 26.08.2008 Администрация района Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга.
Как предусмотрено п.п. 2.3.8., 2.3.9, 2.4.4 указанного Положения, задачами Администрации являются: осуществление мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения; реализация мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности на территории района в соответствии с действующим законодательством; участие в реализации мероприятий по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления, ликвидации несанкционированных свалок, если иное не установлено законодательством Санкт-Петербурга о местном самоуправлении.
Для реализации данных задач п.п. 3.4.68 Положения администрации районов наделены полномочиями по координации деятельности по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, если иное не установлено законодательством Санкт-Петербурга о местном самоуправлении.
Согласно п.п. 3.4.75. Положения, администрация уполномочена организовывать в соответствии с утверждаемыми адресными программами уборку и санитарную очистку территорий, за исключением земельных участков, обеспечение уборки и санитарной очистки которых осуществляется гражданами и юридическими лицами либо отнесено к полномочиям органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
На основании п.6.3. Распоряжения губернатора Санкт-Петербурга N 196-р от 15.02.2001 "Об усовершенствовании системы обращения с отходами производства и потребления", на администрации районов возложены обязанности по организации проведения работ по ликвидации несанкционированных свалок.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о наличии у администрации Приморского района Санкт-Петербурга обязанности и полномочий по организации проведения работ, направленных на ликвидацию выявленной при проверке несанкционированной свалки.
С учетом положений пп. 13 п. 1, пп 9 п. 2 ст. 10 Закона Санкт-Петербурга от 23.09.2009 N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге", ст.19 Закона Санкт-Петербурга от 27.11.2013 N 654-102 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", утвержденного Перечня расходных обязательств внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, вытекающих из полномочий по вопросам местного значения, определенных законами Санкт-Петербурга, п.4.2.2.Приложения 23 к Закону Санкт-Петербурга N 654-102, обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, не включенных в адресные программы, утвержденные исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, законодателем Санкт-Петербурга возложена на внутригородские муниципальные образования Санкт-Петербурга.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что с учетом места расположения свалки и характера находящихся на ней отходов, именно на администрацию района возложена обязанность по уборке вышеуказанной территории, поскольку отходы производства и потребления (грунт), не являются бытовым мусором, уборка которого должна осуществляться органами местного самоуправления, а также не являются промышленными отходами, относящимися к 1, 2, 3 классам опасности, сбор, вывоз, переработка и утилизация которых организуется Комитетом по природопользованию.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация Приморского района Санкт-Петербурга является ненадлежащим ответчиком, являются несостоятельными.
Мнение ответчика о том, что расположение свалки на территории, непосредственно на которой отсутствуют жилые дома, не нарушает чьих-либо прав и законных интересов, в том числе интересов неопределенного круга лиц, судебная коллегия находит ошибочным.
Доводы ответчика о том, что у прокуратуры отсутствовали законные основания для проведения проверки, подлежат отклонению, поскольку, наделяя прокуратуру полномочиями по проверке исполнения законов, положения Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" не конкретизируют перечень поводов для проведения такой проверки и не ограничивают компетенцию прокурора в решении вопроса о наличии оснований для принятия необходимых мер.
Правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда и не подтверждают наличия оснований к отмене постановленного по делу решения, по существу выражают несогласие с оценкой обстоятельств дела, надлежащим образом исследованных судом и оцененных с учетом правил ст.67 ГПК РФ, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом обязанностей ответчика в рамках спорных правоотношений.
Предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не установлено.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 18 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.