Судья Московского городского суда Кучерявенко А.А., рассмотрев кассационные жалобы представителя ГАУ МО "Мособлэкспертиза" Новицкого М.Г. и представителя ООО "ПКФ "Виктория-5" Пилюгиной Е.А., поступившие в Московский городской суд 09.04.2015 г. и 13.04.2015 г., на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16.02.2015 г. по гражданскому делу по иску Сергиево-Посадского городского прокурора к ГАУ МО "Мособлэкспертиза", Администрации городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области о признании недействительным заключения экспертизы,
установил:
Сергиево-Посадский городской прокурор обратился в суд с иском к ГАУ МО "Мособлэкспертиза", Администрации городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области о признании недействительным заключения государственной экспертизы ГАУ МО "Мособлэкспертиза" N 50-1-4-0066-13 от 25.01.2013 г. на объект капитального строительства: многоэтажный жилой дом и культурно-коммерческий центр по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, ул. 1-й Ударной Армии, в районе школы N 1. Требования мотивированы тем, что названное заключение не содержит разделов об обеспечении сохранности объекта культурного наследия - Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры, в связи с чем противоречит требованиям Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Решением Черемушкинского районного суда г. Москвы от 04.07.2014 г. в удовлетворении иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16.02.2015 г. постановлено:
Решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 04.07.2014 г. отменить.
Признать заключение государственной экспертизы ГАУ МО "Московская областная государственная экспертиза" N 50-1-4-0066-13 от 25.01.2013 г. на объект капитального строительства - многоэтажный жилой дом и культурно-коммерческий центр, расположенный по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, ул. 1-й Ударной Армии в районе школы N 1, недействительным.
В кассационных жалобах заявителями ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
По запросу от 24.04.2015 г. указанное гражданское дело истребовано из Черемушкинского районного суда г. Москвы для проверки в кассационном порядке. 20.05.2015 г. дело поступило в Московский городской суд.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 ГПК РФ).
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции допущены существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
В соответствии с п. 5 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
Из материалов дела усматривается, что Распоряжением Президента РФ и Председателя Верховного Совета РФ от 15.10.1992 г. N 584-р "Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры" отнесен к объектам историко-культурного и природного наследия общероссийского значения и включен в государственный перечень особо ценных объектов национального культурного наследия Российской Федерации.
Приказом Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного населения от 22.04.2011 г. N 262 утверждены границы зон охраны "Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде".
Судом установлено, что 23.01.2013 г. ГАУ МО "Московская областная государственная экспертиза" выдано заключение N 50-1-4-00-66-13, согласно которому проектная документация и результаты инженерных изысканий по объекту капитального строительства: "Многоэтажный жилой дом и культурно-коммерческий центр, расположенный по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, ул. 1-й Ударной Армии, в районе школы N 1", соответствуют требованиям действующих технических регламентов и требованиям к содержанию разделов проектной документации.
На основании данного заключения 06.05.2013 г. Администрацией городского поселения Сергиев Посад ООО "ПКФ "Виктория-5", являющемуся правообладателем земельных участков с кадастровыми номерами 50:05:0000000:74905 площадью 26639 кв. м и 50:05:0000000:470 площадью 7500 кв. м, выдано разрешение на строительство многоэтажного жилого дома и культурно-коммерческого центра по указанному адресу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 02.06.2014 г. разрешение Администрации городского поселения Сергиев Посад от 06.05.2013 г., выданное ООО "ПКФ "Виктория-5" на строительство многоэтажного жилого дома и культурно-коммерческого центра, признано недействительным.
02.06.2014 г. ООО "ПКФ "Виктория-5" обратилось в Администрацию городского поселения Сергиев Посад с заявлением о выдаче нового разрешения на строительство. Письмом от 10.06.2014 г. Администрация городского поселения Сергиев Посад отказала заявителю в выдаче разрешения на строительство.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 18.08.2014 г., с учетом выводов проведенной по делу землеустроительной экспертизы, отказ Администрации городского поселения Сергиев Посад от 10.06.2014 г. в выдаче разрешения на строительство признан незаконным. На указанную Администрацию возложена обязанность выдать ООО "ПКФ "Виктория-5" новое разрешение на строительство объекта капитального строительства многоэтажного жилого дома и культурно-коммерческого центра по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, ул. 1-й Ударной Армии, в районе школы N 1.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска прокурора о признании недействительным заключения государственной экспертизы ГАУ МО "Мособлэкспертиза" от 25.01.2013 г., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое заключение соответствует требованиям закона, при его составлении каких-либо нарушений допущено не было.
Судом обращено внимание, что на государственную экспертизу была представлена проектная документация и результаты инженерных изысканий по указанному выше объекту капитального строительства с исходно-разрешительной документацией, в состав которой входил Градостроительный план земельного участка N RU50512104-GPU-115212, утвержденный постановлением Главы г. Сергиев Посад, Сергиево-Посадского района Московской области от 16.11.2012 г. N 738-п, который сведений о наличии каких-либо ограничений, в том числе и об установлении охранной зоны объекта культурного наследия "Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры", не содержит.
Судом отмечено, что утверждение Сергиево-Посадского прокурора об установлении ограничений в использовании спорного земельного участка не согласуется с содержанием пунктов 18, 19, 20 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 г. N 315.
Так как сведения об установлении охранной зоны объекта культурного наследия "Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры" в единый государственный реестр объектов культурного наследия не внесены и в установленном порядке в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости не представлены, суд указал на то, что при даче положительного заключения на объект капитального строительства: "многоэтажный жилой дом и культурно-коммерческий центр, расположенный по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, ул. 1-й Ударной Армии, в районе школы N 1" эксперты ГАУ МО "Мособлэкспертиза" правомерно руководствовались представленной на государственную экспертизу проектной документацией, результатами инженерных изысканий, а также Градостроительным планом земельного участка N RU50512104-GPU-115212.
Отменяя решение суда и признавая незаконным заключение государственной экспертизы ГАУ МО "Мособлэкспертиза" N 50-1-4-0066-13 от 25.01.2013 г., суд апелляционной инстанции исходил из того, что оно не соответствует требованиями действующего законодательства, а именно положениям ст. ст. 48, 49 Градостроительного кодекса РФ, требованиям Федерального закона от 25.06.2012 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации". В частности, в оспариваемом документе не учтено, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:05:0000000674905 и 50:05:0000000:470 расположены в границах зоны охраняемого природного ландшафта, режим которой запрещает возведение новых объектов капитального строительства, за исключением объектов, предназначенных для обеспечения санитарных норм содержания городской парковой зоны.
Однако с приведенными в апелляционном определении суждениями согласиться не представляется возможным в связи с нижеследующим.
Пунктами 18 и 19 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 г. N 315, предусмотрено, что сведения о наличии зон охраны объекта культурного наследия вносятся в установленном порядке в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и в установленном порядке представляются в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости.
Ограничения (обременения) прав на земельные участки, возникающие на основании решения об установлении зон охраны объекта культурного наследия, подлежат государственной регистрации.
Орган государственной власти, утвердивший границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон, направляет в течение 7 дней с даты утверждения копию решения об установлении зон охраны объекта культурного наследия в соответствующий орган местного самоуправления городского округа или муниципального района, на территории которого расположены зоны, предусмотренные указанным проектом.
Имеющиеся в материалах дела кадастровые паспорта земельных участков с кадастровыми номерами 50:05:0000000:74905 и 50:05:0000000:470 не содержат сведений об ограничении или обременении данных земельных участков, категория земель определена как земли населенных пунктов.
Согласно письму начальника управления инвестиций и землепользования администрации г. Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 07.02.2014 г. N 64-вх/о приказ Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 22.04.2011 г. N 262 в администрацию г. Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области в официальном порядке не поступал.
Кроме того, в силу пунктов 10, 12, 17, 19 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 г. N 1009, государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Подлежащие государственной регистрации нормативные правовые акты не позднее 10 дней со дня их подписания (утверждения) представляются в Министерство юстиции Российской Федерации на бумажном носителе или в форме электронных документов.
Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Федеральные органы исполнительной власти направляют для исполнения нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, только после их регистрации и официального опубликования.
При нарушении указанных требований нормативные правовые акты, как не вступившие в силу, применяться не могут.
Согласно имеющемуся в материалах дела письму заместителя директора Департамента регистрации ведомственных нормативных правовых актов Министерства юстиции Российской Федерации от 05.12.2013 г. N 01-112468/13 приказ Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 22.04.2011 г. N 262 на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации не направлялся (л.д. 162).
Сведений об официальном опубликовании указанного выше приказа материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах приказ Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 22.04.2011 г. N 262, с учетом требований Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации и Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, применению не подлежит.
Аналогичные выводы содержатся в Постановлении Верховного Суда РФ от 13.03.2015 г. N 5-АД15-5 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО "ПКФ "Виктория-5", а также в решениях Арбитражного суда города Москвы от 16.07.2014 г. и 09.02.2015 г., которыми вынесенные 08.11.2013 г. и 18.11.2014 г. руководителем Управления Министерства культуры России по Центральному федеральному округу в отношении ООО "ПКФ "Виктория-5" предписания о приостановлении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ в охранной зоне объекта всемирного наследия "Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде" по адресу: г. Сергиев Посад, ул. 1-й Ударной Армии, в районе школы N 1 на земельных участках с кадастровыми номерами 50:05:0000000:74905 и 50:05:0000000:470, признаны незаконными.
Тот факт, что зона охраняемого природного ландшафта объекта всемирного наследия "Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде" в установленном законом порядке не определена, не позволяет прийти к однозначному выводу о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:05:0000000:74905 и 50:05:0000000:470, на которых ООО "ПКФ "Виктория-5" осуществляет строительство, входят в состав этой зоны. Соответственно, оснований для указания в оспариваемом заключении государственной экспертизы от 25.01.2013 г. на то, что данные земельные участки расположены в границах зоны охраняемого природного ландшафта, режим которой запрещает возведение новых объектов капитального строительства, не имелось.
Иных доказательств, свидетельствующих о недействительности заключения ГАУ МО "Московская областная государственная экспертиза", сторонами в ходе рассмотрения дела не представлено.
Допущенные судом апелляционной инстанции нарушения закона являются существенными, в связи с чем, кассационные жалобы представителей ГАУ МО "Мособлэкспертиза" и ООО "ПКФ "Виктория-5" с гражданским делом и настоящим определением надлежит передать для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 2 ст. 381, ст. 384 ГПК РФ,
о п р е д е л и л:
кассационную жалобу представителя ГАУ МО "Мособлэкспертиза" Новицкого М.Г. и представителя ООО "ПКФ "Виктория-5" Пилюгиной Е.А. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16.02.2015 г. с гражданским делом по иску Сергиево-Посадского городского прокурора к ГАУ МО "Мособлэкспертиза", Администрации городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области о признании недействительным заключения экспертизы передать для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда.
Судья Московского
городского суда А.А. Кучерявенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.