Судья Московского городского суда Кучерявенко А.А., изучив кассационную жалобу Рахмонова А.А., поступившую в Московский городской суд 07.07.2015 г., на решение Басманного районного суда г. Москвы от 30.09.2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 24.03.2015 г. по гражданскому делу по заявлению Рахмонова А.А. о признании незаконными и отмене решений Федеральной миграционной службы России и решений Управления ФМС России по г. Москве об отказе в продлении временного убежища на территории Российской Федерации,
установил:
Рахмонов А.А. обратился в суд с заявлением о признании неправомерным и отмене решения Федеральной миграционной службы России от ***** г. N *****, которым признано правомерным решение УФМС России по г. Москве от ***** г. об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации. Требования мотивированы тем, что заявителю неправомерно отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, поскольку ФМС России при вынесении обжалуемого решения должным образом не исследованы обстоятельства, вынудившие заявителя обратиться в компетентные органы за предоставлением временного убежища.
Решением Басманного районного суда г. Москвы от 30.09.2014 г. в удовлетворении заявления Рахмонова А.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 24.03.2015 г. решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Рахмонова А.А. ставится вопрос об отмене указанных выше судебных постановлений и принятии по делу нового судебного акта.
В соответствии с ч. 2 ст. 381 ГПК РФ по результатам изучения кассационной жалобы или представления прокурора судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 ГПК РФ).
Таких нарушений судебными инстанциями при рассмотрении дела допущено не было.
Положениями ст. 254 ГПК РФ предусмотрено, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Статья 255 ГПК РФ содержит предписание о том, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу пп. 2 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 19.02.1993 г. N4528-1 "О беженцах" лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано обратиться с ходатайством в письменной форме в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при пересечении данным лицом Государственной границы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 12 указанного Федерального Закона временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:
1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;
2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Порядок предоставления временного убежища определен Постановлением Правительства РФ от 09.04.2001 г. N 274 "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации", в соответствии с которым решение о предоставлении временного убежища принимается в случае существования гуманных причин, требующих временного пребывания лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья).
На основании п. 7 названного порядка решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членах его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья) до устранения таких причин или изменения правового положения лица.
В ст. 1 Федерального закона "О беженцах" дано определение понятия "беженец", согласно которому, беженцем является лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Судом установлено, что Рахмонов Абдусами Абдусаматович, 11.01.1994 года рождения, гражданин Республики Узбекистан, уроженец г. *****, ***** Узбекской ССР, по национальности - узбек, вероисповедание - ислам, суннитского толка, родной язык - узбекский, свободно владеет русским языком, образование, со слов, высшее, не женат, детей не имеет.
Родители заявителя являются гражданами Республики Узбекистан и проживают в г. Бухаре.
Прежнее постоянное место жительства Рахмонова А.А. в стране гражданской принадлежности - г. Ташкент, до ***** года проживал в г. ***** *****.
***** г. Рахмонов А.А. покинул страну гражданской принадлежности и в этот же день прибыл на территорию Российской Федерации через воздушный пункт пропуска г. Москвы (Домодедово).
***** г. заявитель впервые обратился в УФМС России по г. Москве с ходатайством о признании его беженцем на территории Российской Федерации. Для удостоверения своей личности Рахмонов А.А. представил национальный паспорт гражданина Республики Узбекистан серии СР N*****, выданный ** сентября ***** года Министерством внутренних дел Республики Узбекистан. Срок действия указанного паспорта до ***** г.
***** г. УФМС России по г. Москве было вынесено решение об отказе в признании Рахмонова А.А. беженцем на территории Российской Федерации, в связи с отсутствием критериев, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона "О беженцах". Указанное решение Рахмоновым А.А. обжаловано в порядке подчинененности.
***** г. ФМС России отменено решение УФМС России по г. Москве об отказе в признании Рахмонова А.А. беженцем на территории Российской Федерации. Территориальному органу ФМС России было поручено повторно рассмотреть его ходатайство о признании беженцем на территории Российской Федерации.
***** г. Рахмонов А.А. был задержан в рамках проводимой в отношении него экстрадиционной проверки за совершение уголовных преступлений на территории Республики Узбекистан, а 04.02.2011 г. на основании постановления Измайловского районного суда г. Москвы ему была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, срок которой впоследствии был продлен до 6 месяцев.
***** г., находясь в ФБУ ИЗ-***** УФСИН России по г. Москве, заявитель повторно обратился с ходатайством о признании беженцем на территории Российской Федерации.
В обоснование своего ходатайства о признании беженцем Рахмонов А.А. сообщил, что в Республике Узбекистан он преследуется по политическим мотивам за создание незаконной религиозной организации "*****", организацию неофициальных религиозных сборов, в ходе которых он, по мнению властей Республики Узбекистан, пропагандировал идеи исламского экстремизма. Указал также на то, что его пребывание в Узбекистане может привести к незаконному аресту и несправедливому судебному разбирательству. Кроме того, сообщил, что его брат арестован в Республике Узбекистан по подозрению в совершении преступлений.
***** г. УФМС России по г. Москве было вынесено повторное решение об отказе в признании Рахмонова А.А. беженцем на территории Российской Федерации, а жалоба Рахмонова А.А. на данное решение оставлена ФМС России без удовлетворения.
***** г. Рахмонов А.А. вновь обратился в УФМС России по г. Москве с заявлением о предоставлении ему временного убежища, при этом ссылался на то, что Европейским Судом по правам человека в отношении него было применено правило 39 Регламента Суда, которое обязывает Российскую Федерацию не допускать принудительную высылку заявителя за пределы страны до момента принятия Судом решения по жалобе Рахмонова А.А.
***** г. Рахмонову А.А. было предоставлено временное убежище на территории Российской Федерации в целях обеспечения решения Европейского Суда по правам человека.
Решением Европейского Суда по правам человека от ***** г. было отменено указание о применении обеспечительных мер в отношении заявителя, ранее данное Российской Федерации в соответствии с правилом 39 Регламента Суда.
***** г. Рахмонов А.А. обратился в УФМС России по г. Москве с заявлением о продлении срока предоставления временного убежища на территории Российской Федерации в связи с его обучением, однако решением УФМС России по г. Москве от ***** г. в продлении срока предоставления временного убежища ему было отказано, со ссылкой на пп. 1 п. 5 ст. 12 Федерального закона "О беженцах".
Указанное решение заявителем было обжаловано в ФМС России в порядке подчиненности на основании ст. 10 Федерального закона "О беженцах" и п. 83 Административного регламента и решением от ***** г. N ***** в удовлетворении жалобы Рахмонова А.А. отказано, а решение УФМС от ***** г. признано правомерным.
Отказывая в удовлетворении заявления об отмене состоявшихся решений должностных лиц, суд исходил из того, что убедительных аргументов в пользу своих опасений стать жертвой преследований со стороны властей в стране своей гражданской принадлежности заявителем не представлено, а обучение в высшем учебном заведении на территории России не является основанием для предоставления временного убежища на территории Российской Федерации.
Суд пришел к выводу о том, что заявитель обращаясь в миграционные органы имел целью не убежища, а легализацию своего нахождения на территории России, в связи с чем оснований, предусмотренных пп. 1 п. 1 ст. 12 Федерального закона "О беженцах" для признания его беженцем и предоставления временного убежища не имеется.
В силу пп. 1 п. 2 ст. 12 Федерального закона "О беженцах" временное убежище может быть предоставлено лицам, которые не имеют оснований для признания беженцем, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены за пределы России.
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Перечисленных причин при проведении проверки в отношении заявителя, компетентным органом государственной власти не выявлено.
При этом судом правомерно учтено, что решение ФМС России принято с учетом отсутствия угрозы для жизни заявителя при его возможном возвращении на родину и с учетом отсутствия оснований полагать, что в случае возвращения на родину, заявитель может быть подвергнут негуманному обращению или незаконному осуждению.
При таких данных судом оспариваемое решение ФМС России по жалобе на решение Управления ФМС России по г. Москве признано соответствующим Федеральному закону от 19.02.1993 г. N 4528-1 "О беженцах", а также международному законодательству, в частности Конвенции ООН от 28.07.1951 г. "О статусе беженцев", Протоколу, касающийся статуса беженцев от 31.01.1967 г., Руководству по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев от 1979 года. Обжалуемое решение также содержит мотивы его принятия и рассмотрено уполномоченным должностным лицом.
Проверяя решение суда в апелляционном порядке, судебная коллегия оставила его без изменения.
Доводы, перечисленные в кассационной жалобе, подробно обсуждались судами первой и второй инстанций, в оспариваемых решении и определении им дано необходимое правовое обоснование. Данные доводы направлены на ошибочное толкование норм материального права, на оспаривание выводов суда, а также на иную оценку доказательств, исследованных судом по правилам ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ.
Однако применительно к положениям ст. ст. 378, 386, 387 ГПК РФ судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
Следует также отметить, что одним из основополагающих аспектов верховенства права является принцип правовой определенности, который, среди прочего, требует, чтобы принятое судом окончательное решение не могло быть оспорено.
Правовая определенность предполагает уважение принципа недопустимости повторного рассмотрения однажды решенного дела, который закрепляет, что ни одна из сторон не может требовать пересмотра окончательного и вступившего в законную силу решения только в целях проведения повторного слушания и принятия нового решения. Полномочие вышестоящего суда должно осуществляться в целях исправления судебных ошибок, неправильного отправления правосудия, а не пересмотру по существу. Пересмотр не может считаться скрытой формой обжалования, в то время как лишь возможное наличие двух точек зрения по одному вопросу не может являться основанием для пересмотра. Отступления от этого принципа оправданы только, когда являются обязательными в силу обстоятельств существенного и непреодолимого характера.
По данному делу указанных обстоятельств не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 381, ст. 383 ГПК РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Рахмонова А.А. на решение Басманного районного суда г. Москвы от 30.09.2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 24.03.2015 г. по гражданскому делу по заявлению Рахмонова А.А. о признании незаконными и отмене решений Федеральной миграционной службы России и решений Управления ФМС России по г. Москве об отказе в продлении временного убежища на территории Российской Федерации - для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - отказать.
Судья Московского
городского суда А.А. Кучерявенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.