18 мая 2015 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Журавлевой Т.Г., судей Гончаровой О.С. и Канивец Т.В., при секретаре Лаврушкиной Д.А., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Гончаровой О.С. дело по апелляционной жалобе представителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда гор. Москвы на решение Пресненского районного суда гор. Москвы от 19 декабря 2014 г., которым постановлено:
Признать незаконным распоряжение ДЖП и ЖФ г.Москвы от <_> в части снятия Федуловой Н.Н., Федуловой А.И., Федулова А.И. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Признать незаконным распоряжение ДЖП и ЖФ г.Москвы от <_> в части снятия Бодровой В.И. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Признать незаконным распоряжение ДЖП и ЖФ г.Москвы от <_> в части снятия Борисовой Е.Г., Борисова А.В. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Признать незаконным распоряжение ДЖП и ЖФ г.Москвы от <_> в части снятия Остах Н.И., Корягина К.А. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Обязать ДЖП и ЖФ г.Москвы восстановить указанных граждан на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В удовлетворении иска в остальной части - отказать,
установила
Федулова Н.Н. обратилась в суд с иском к ДЖП и ЖФ гор. Москвы об отмене распоряжения ответчика от <_>о снятии ее семьи из 4-х человек с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и восстановлении ее семьи на жилищном учете. Бодрова В.И. распоряжением ДЖП и ЖФ гор. Москвы от <_>г. была снята с жилищного учета и просила суд об отмене указанного распоряжения и восстановлении ее на жилищном учете. Борисова Е.Г. обращаясь в суд с иском, просила отменить Распоряжение ДЖП и ЖФ гор. Москвы от <_>о снятии ее семьи из 2-х человек с жилищного учета, как незаконное. Остах Н.И. в составе семьи из двух человек зарегистрированная по адресу: <_>, распоряжением ответчика от <_>была снята с жилищного учета, в связи с чем обратилась в суд об отмене указанного распоряжения, как незаконного и восстановлении ее семьи на учете.
Обращаясь в суд с указанными исками Федулова Н.Н., Бодрова В.И., Борисова Е.Г., Остах Н.И. указали, что проживают по адресу: <_>, где занимают комнаты N <_>, жилой площадью <_>кв. м. N<_> кв. м. N <_>кв. м. соответственно. Ранее указанный дом являлся общежитием коридорной системы и они состояли на жилищном учете по категории "общие основания"- Федулова Н.Н. с семьей с <_>г., Бодрова В.И. с <_> г., Борисова Е.Г. <_>г., Остах Н.И. с <_> г. Постановлением Правительства Москвы от <_>г. данное общежитие было передано в собственность гор. Москвы и исключено из специализированного жилого фонда гор. Москвы. Распоряжениями ответчика с истцами были оформлены договоры социального найма и они были сняты с жилищного учета, со ссылкой на ст.7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", как обеспеченные жилой площадью более нормы предоставления. Истцы полагают, что вышеуказанные распоряжения о снятии их с жилищного учета являются незаконными, нарушающими их жилищные права и просили об их отмене, поскольку их жилищные условия не изменялись.
В судебном заседании представитель истцов Тумутов З.Ж. исковые требования поддержал и просил об их удовлетворении.
Представитель ДЖП и ЖФ гор. Москвы против удовлетворения исков возражал, указав, что заявленные требования не основаны на законе и поэтому не подлежат удовлетворению.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель ДЖП и ЖФ гор. Москвы.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ДГИ гор. Москвы Соколинскую И.А. поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя истцов Тумутова З.Ж., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда постановленного в соответствии с требованиями действующего жилищного законодательства и представленными доказательствами.
Как усматривается из материалов дела Федулова Н. Н. с семьей из 4-х человек зарегистрирована по адресу: <_>, где они занимают комнаты N <_>- комнатном помещении жилой площадью <_>кв.м., площадью жилого помещения <_>кв.м. Ранее указанный дом являлся общежитием коридорной системы и Федулова Н.Н. с семьей состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с <_>г. по категории "общие основания".
Распоряжением ДЖП и ЖФ г. Москвы от <_>указанные комнаты исключены из специализированного жилищного фонда г.Москвы и включены в жилищный фонд социального использования г.Москвы и с семьей Федуловых оформлен договор социального найма. Этим же распоряжением Федуловы сняты с жилищного учета, как обеспеченные жилой площадью свыше установленной нормы. Вынося обжалуемое распоряжение ответчик сослался на ст. 7 ФЗ от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", Постановление Правительства Москвы от 28.07.2009 г. N 709-ПП "Об утверждении порядка передачи и приема общежитий в собственность города Москвы и порядок предоставления жилых помещений в общежитиях специализированного жилищного фонда гор. Москвы", Закон гор. Москвы от 27.01.2010 г. N2 "Основы жилищной политики гор. Москвы", Постановление Правительства Москвы от 19.12.2012 г. N743-ПП "О порядке оформления прав на жилые помещения, использовавшиеся в качестве общежитий, переданных в собственность гор. Москвы".
Бодрова В.И. зарегистрирована по вышеуказанному адресу, где занимает комнату N <_> жилой площадью <_>кв.м., площадью жилого помещения <_>кв.м., в <_>-комнатном помещении, ранее указанный дом являлся общежитием коридорной системы и Бодрова В.И. состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с <_>г. по категории "общие основания".
Распоряжением ДЖП и ЖФ г. Москвы от <_>на указанную комнату в связи с исключением из специализированного жилищного фонда г.Москвы и включением в жилищный фонд социального использования г.Москвы было постановлено оформить с договор социального найма. Этим же распоряжением Бодрова В.И. была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Борисова Е.Г. с семьей из 2-х человек зарегистрирована по адресу: <_>, где они занимают комнаты N <_>-комнатном помещении, площадью жилого помещения <_>кв.м.; ранее указанный дом являлся общежитием коридорной системы; Борисовы Е.Г., А.В. состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий <_>. по категории "общие основания".
Распоряжением ДЖП и ЖФ г. Москвы от <_>на указанные комнаты было постановлено оформить с Борисовыми договор социального найма и они были сняты с жилищного учета, как обеспеченные жилой площадью свыше установленной нормы.
Остах Н.И., Корягин К.А. зарегистрированы по адресу: <_>, где они занимают комнаты N <_>-комнатном площадью жилой площадью <_>кв.м., жилой площадью <_>кв.м., площадью жилого помещения <_>кв.м.; ранее данный дом являлся общежитием коридорной системы указанные граждане состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с <_> г. по категории "общие основания".
Распоряжением ДЖП и ЖФ г. Москвы от <_>указанные комнаты были исключены из специализированного жилищного фонда г.Москвы и включены в жилищный фонд социального использования г.Москвы и с семьей Остах Н.И. (2 человека) постановлено об оформлении договора социального найма. Этим же распоряжением Остах Н.И., Корягин К.А. были сняты с жилищного учета, в связи с наличием жилой площади более нормы установленной законодательством гор. Москвы.
Истцы утверждают, что распоряжения ДЖП и ЖФ о снятии их с жилищного учета являются незаконными, противоречат действующему законодательству и нарушают их жилищные права и охраняемые законом интересы.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно сослался на положения ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно которого к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., установлены ч. 2 ст. 6 Вводного закона.
В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу указанных выше положений закона, истцы и 3-е лица, поставленные на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 1 марта 2005 г., могли быть сняты с этого учета либо по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 1 марта 2005 г., давали право на получение жилого помещения по договору социального найма. Часть 2 ст. 6 Вводного закона не предполагает возможности снятия с учета граждан, принятых на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., по п. 2 ч.1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Судом бесспорно установлено и это подтверждается материалами дела, истцы и члены их семьи, принятые на учет до 01 января 2005г., в нарушение закона были сняты с учета в 2013 году фактически по п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
На момент постановки истцов и 3-х лиц на учет, действовала статья 29 ЖК РСФСР, которая закрепляла основания постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Одним из таких оснований являлось проживание граждан в общежитиях, которое не связывалось с размером жилой площади, приходящейся на проживающего в общежитии. (п. 5 ч. 1 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР). Соответственно, снятие указанных граждан с учета, учитывая положения ч. 2 ст. 6 Вводного закона, могло производится при наличии оснований, указанных в ст. 32 ЖК РСФСР, действовавшей на момент постановки их на учет.
Между тем, судом установлено, что истцы и 3-е лица зарегистрированы по адресу: <_>, где занимают комнаты в доме коридорной системы в бывшем общежитии и, как следует из материалов дела, предоставление комнат на условиях договоров социального найма было обусловлено передачей комнат по указанному адресу из специализированного жилищного фонда г.Москвы в фонд социального использования.
Таким образом, результатом принятия административных актов явилось изменение правового статуса указанных комнат, которые утратила статус общежития. Вместе с тем, норма ч. 2 ст. 6 Вводного закона не предполагает возможности снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных граждан, принятых на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., в том случае, если основания их постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий были утрачены не в связи с действиями граждан, а в связи с действиями должностных лиц и при этом жилищные условия таких граждан фактически улучшены не были.
Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 19.12.2012 N 743-ПП "О порядке оформления прав на жилые помещения, использовавшихся в качестве общежитий, переданных в собственность города Москвы", оформление договоров на основании настоящего порядка не является улучшением жилищных условий граждан.
Судебная коллегия принимает во внимание, что квартиры в указанном доме были переоборудованы без разрешения, данные квартиры имеют значительную площадь вспомогательного помещения: кухни, умывальни, подсобное помещение, холлы <_>кв.м., коридор <_>кв. м. Согласно БТИ площадь <_>-комнатного помещения составляет площадь жилого помещения <_>кв.м., жилой <_>кв.м.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о незаконности вынесенных в 2013 г. распоряжений ДЖП и ЖФ гор. Москвы о снятии истцов с жилищного учета и обязал ответчика восстановить их нарушенные права.
С данным выводом суда судебная коллегия согласна, поскольку он основан на нормах действующего законодательства и подтверждается представленными доказательствами.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в обжалуемой части. Суд первой инстанции тщательно проверил доводы сторон и правильно установил значимые по делу обстоятельства. Доводам сторон и представленным доказательствам дана правовая оценка. Разрешая спор, суд правильно руководствовался нормами права, подлежащими применению к данным правоотношениям. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о неправильности выводов суда первой инстанции и направлены на переоценку доказательств и иное толкование норм материального права, с которым судебная коллегия согласиться не может.
Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения, апелляционная жалоба представителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда гор. Москвы , не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия,
определила
Решение Пресненского районного суда гор. Москвы от 19 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобы представителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда гор. Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.