Судья Муссакаев Х.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 июня 2015 года г. Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего Семченко А.В.,
и судей Лобовой Л.В., Нестеровой Е.Б.
при секретаре Туниной Е.П.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В., гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Главного Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по городу Москве и Московской области на решение Симоновского районного суда г. Москвы от 13 января 2015 года, которым постановлено:
Иск удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 8 по г.Москве и Московской области включить в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, периоды работы Жигачевой Н.Н. с 25.02.1986 г по 21.08.1990 г, с 29.10.2008 г по 25.09.2012 г.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 8 по г.Москве и Московской области назначить Жигачевой Н.Н. досрочную трудовую пенсию по старости с 25.03.2013 г.
установила:
Жигачева Н.Н. обратилась в суд с иском к ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, указав, что 25.03.2013 г обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, однако, в назначении пенсии по пп.19 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" ей было отказано из-за отсутствия у нее требуемого стажа, при этом истцу не были включены в стаж периоды работы с 08.10.1984 г по 10.02.1985 г в должности *** в Войсковой части N 71380; с 25.02.1986 г по 21.08.1990 г в должности *** в Суроватихинском детском саду; с 01.09.2003 г по 31.08.2004 г в должности *** на 0,5 ставки в средней общеобразовательной школе N 1158; с 27.10.2008 г по 25.09.2012 г в должности *** в Центре образования N 1158.
В судебном заседании истец, ее представитель, заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Мжельский А.В. в судебном заседании исковые требования не признал.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого как незаконного просит в апелляционной жалобе ГУ-Главное Управление ПФР N 8 по Москве и Московской области.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель ответчика, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, письменно просил рассмотреть дело в отсутствие.
В силу ст.167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Проверив материалы дела, заслушав истца, ее представителя просивших оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решение суда первой инстанции.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Как было установлено судом и следует из материалов дела, Жигачева Н.Н., *** года рождения, 25.03.2013 г обратилась в пенсионные органы с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
В назначении досрочной трудовой пенсии по старости по названному основанию истцу пенсионными органами было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа, при этом, в специальный стаж Жигачевой Н.Н. пенсионными органами включено 17 лет 10 месяцев 17 дней, в подсчет специального стажа истца не были включены периоды ее работы с 08.10.1984 г по 10.02.1985 г в должности *** в Войсковой части N 71380, так как учреждение не предусмотрено "Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей"; с 25.02.1986 г по 21.08.1990 г в должности *** в Суроватихинском детском саду, так как в представленной архивной справке не указана ставка; с 01.09.2003 г по 31.08.2004 г в должности *** на 0,5 ставки в средней общеобразовательной школе N 1158, так как работа в данной должности засчитывается в стаж при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы согласно Правилам исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ"; с 27.10.2008 г по 25.09.2012 г в должности *** в Центре образования N 1158, так как Центр образования N 1158 является государственным образовательным учреждением, а не общеобразовательным учреждением.
Истец претендовала на включение указанных периодов в подсчет ее специального стажа, также просила обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости.
Должность музыкального руководителя (музыкального работника) в Список, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР "О пенсиях за выслугу лет работника просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" от 17.12.1959 г, не включалась.
Согласно разъяснению Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 17.05.1960 г N 19 "О порядке применения Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", утвержденного постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 17.05.1960 г N 662, по Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пенсии в детских садах музыкальным руководителям (музыкальным работникам) назначались как руководителям-воспитателям и воспитателям. Каких-либо условий относительно нормы выработки действовавшее на тот момент законодательство не содержало.
Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г N 463 был утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждения для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", в котором указание на должности музыкального руководителя и музыкального работника отсутствовало.
В то же время пунктом 3 указанного Постановления за другими педагогическими работниками сохранялись условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", но с 01.10.1993 г указанный пункт признан утратившим силу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г N 1067 утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. Данным Списком была предусмотрена должность "музыкальный руководитель" и работа в этой должности, начиная с 01.11.1999 г, стала засчитываться в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию за выслугу лет при условии выполнения суммарно по основному и другим местам работы нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
В силу п. 4 Правил, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Между тем, п.5 указанных Правил устанавливает, что периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
Согласно трудовой книжке истца, Жигачева Н.Н. 08.10.1984 г была принята на должность *** в Войсковую часть 71380, была уволена 10.02.1985 г в порядке перевода в среднюю школу N 2. 25.02.1986 г принята на должность *** в Суроватихинский детский сад, откуда уволена 21.08.1990 г. С 01.09.2003 г принята на должность *** в ГОУ средняя общеобразовательная школа N 1158 г.Москвы, которая 27.10.2008 г была реорганизована путем слияния с ГОУ средняя общеобразовательная школа N 679 в ГОУ г.Москвы Центр образования N 1158, и 02.12.2011 переименовано в ГБОУг.Москвы Центр образования N 1158. 25.09.2012 г ГБОУ г.Москвы Центр образования N 1158 было реорганизовано путем слияния с ГБОУ города Москвы средняя общеобразовательная школа "Школа здоровья" N 855 в ГБОУ г.Москвы Лицей N 1158.
Представленной стороной истца в суд первой инстанции архивной справкой подтверждается, что с марта 1986 г по декабрь 1987 г, с января 1988 г по август 1990 г Жигачева Н.Н. работала в Суроватихинском детском саду в должности ***.
В силу приведенных выше положений закона, суд обоснованно включил период работы истца с 25.02.1986 г по 21.08.1990 г в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Судом также установлено, что Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 1158, где истец работала с 01.09.2003 г по настоящее время, было реорганизовано 27.10.2008 г путем слияния с Государственным образовательным учреждением г.Москвы Центр образования N 1158, на основании приказа Департамента образования г.Москвы от 27.10.2011 г N 814 было переименовано 02.12.2011 г в Государственное бюджетное образовательное учреждение г.Москвы центр образования N 1158.
В соответствии с приказом Департамента образования г.Москвы от 18.06.2012 г N 446 Государственное бюджетное образовательное учреждение г.Москвы центр образования N 1158 реорганизовано 25.09.2012 г путем слияния с Государственным бюджетным образовательным учреждением г.Москвы средней общеобразовательной школой "Школа здоровья" N 855 в Государственное бюджетное образовательное учреждение г.Москвы лицей N 1158".
При таких обстоятельствах, разрешая требования истца о включении в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов с 25.02.1986 г по 21.08.1990 г, с 29.10.2008 г по 25.09.2012 г, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам, в том числе архивной справке, выданной Суроватихинской сельской администрацией, а также учитывая, что в указанные периоды истец осуществляла педагогическую деятельность, работала полный рабочий день, на полную ставку, имела необходимую педагогическую нагрузку, в связи с чем включил указанные периоды в специальный трудовой стаж.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции в части удовлетворения требований истца о включении спорных периодов в подсчет специального стажа, судебная коллегия приняла во внимание п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 30 от 11.12.2012 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которого, при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
В данном случае исследовав представленные доказательства в совокупности, судом было установлено, что истец фактически работала в общеобразовательном учреждении, осуществляла трудовые функции и обязанности учителя, которое неоднократно переименовывалось и реорганизовывалось. Каких-либо доказательств того, что указанное учреждение не осуществляет функции центра образования, не осуществляет образовательный процесс, не имеется.
При этом, перевод сотрудников из одной организации в другую не производился, в трудовой книжке истца были поставлены штампы о переименовании организаций.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что наименование должности и учреждения предусмотрены соответствующими Списками, в связи с чем обязал ответчика включить спорные периоды в подсчет специального стажа истца.
Вместе с тем, судом не установлено оснований для включения в специальный стаж истца периодов работы с 08.10.1984 г по 10.02.1985 г в должности *** в Войсковой части N 71380, так как данное учреждение не предусмотрено "Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей"; с 01.09.2003 г по 31.08.2004 г в должности *** на 0,5 ставки в средней общеобразовательной школе N 1158, так как работа в данной должности в указанный период засчитывается в стаж при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы.
В данной части решение не обжалуется.
Так как, с учетом суммирования включенных пенсионными органами в подсчет специального стажа истца периодов работы и периодов, включенных по решению суда в рамках настоящего гражданского дела, у истца в совокупности на дату обращения в пенсионные органы, образуется необходимый специальный стаж (25 лет), требуемый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", - суд также обоснованно пришел к выводу о признании за истцом права на досрочное пенсионное обеспечение на основании пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" с 25.06.2013 г. и обязал ответчика назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости по названному основанию с даты обращения.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения в части удовлетворенных требований, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и ответчиком не опровергнуты.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Симоновского районного суда г. Москвы от 13 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по городу Москве и Московской области без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.