Судья Мусимович М.В.
Дело N 33-15463
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 июня 2015 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Суминой Л.Н.,
судей Бобровой Ю.М., Моргасова М.М.,
при секретаре Кондрашовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бобровой Ю.М. гражданское дело апелляционному представлению и.о. прокурора Железнодорожного района г. Орла ******* И.И. и дополнительному апелляционному представлению прокурора Железнодорожного района г. Орла ******* В.Н. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 23 июня 2014 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований прокурора Железнодорожного района г. Орел в интересах неопределенного круга лиц к ФСИН России, УФСИН России по Орловской области о возложении обязанности увеличить штатную численность личного состава ФКУ ОО ОПБСТИН УФСИН России по Орловской области в пределах, необходимых для выставления постов безопасности на всех имеющихся отделениях ФКУ "ОПБСТИН" Минздрава России; возложении на УФСИН России по Орловской области обязанности обеспечить выставление постов безопасности на всех имеющихся отделениях ФКУ "ОПБСТИН" Минздрава России, а именно с 1 по 13 отделениях круглосуточно, с 14 по 16 отделения - с понедельника по пятницу с 09.00 до 16.00 часов - отказать.
Установила:
Прокурор Железнодорожного района г. Орел обратился в суд с иском с иском в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к ФСИН России, УФСИН России по Орловской области о понуждении к совершению действий, указывая, что в ходе прокурорской проверки соблюдения законодательства при обеспечении охраны ФКУ "Орловская психиатрическая больница (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением" Минздрава России (ОПБСТИН) было установлено, что в 2012 г. возросло количество чрезвычайных ситуаций. Одной из причин указанного является
отсутствие содействия со стороны отдела охраны ФКУ ООПБСТИН УФСИН России по Орловской области в осуществлении постоянного интенсивного наблюдения за состоянием больных и обеспечения безопасности лиц, находящихся в больнице. В отделениях больницы круглосуточно несут дежурства только медицинский персонал и санитары из штата психиатрической больницы. В соответствии с требованиями действующего законодательства отдел охраны ФКУ ООПБСТИН УФСИН России по Орловской области должен в полном объеме обеспечивать безопасность лиц, находящихся на принудительном лечении в психиатрическом стационаре, медицинского персонала, а также лиц, находящихся на территории психиатрического стационара. Однако непосредственно в отделениях стационара охрана не осуществляется. Со стороны Управления ФСИН России по Орловской области не принято своевременных и адекватных мер по инициированию приема психиатрического стационара под охрану для обеспечения выполнения в полном объеме требований действующего законодательства. Основной причиной, не позволяющей обеспечить в полном объеме выполнение требований Федерального закона от 07.05.2009 г. N92-ФЗ, является недостаточная штатная численность личного состава ФКУ ОО ОПБСТИН УФСИН России по Орловской области. Территориальный орган ФСИН России по Орловской области не
наделен полномочиями по самостоятельному увеличению штатной численности персонала, поскольку вопросы увеличения штатной численности сотрудников относятся к компетенции Директора ФСИН России. Вопрос выставления постов безопасности в отделениях стационара находится в прямой взаимосвязи с увеличением штатной численности сотрудников. Недостатки в обеспечении охраны данной психиатрической больницы могут привести к массовым неповиновениям со стороны лиц, находящихся на принудительном лечении, к возникновению чрезвычайных ситуаций, побегам содержащихся в учреждении психически больных людей, представляющих общественную опасность для населения. В связи с чем, просил суд возложить на ФСИН России обязанность увеличить штатную численность личного состава ФКУ 00 ОПБСТИН УФСИН России по Орловской области в пределах, необходимых для выставления постов безопасности на всех имеющихся отделениях ФКУ "ОПБСТИН" Минздрава России; возложить на УФСИН России по Орловской области обязанность обеспечить выставление постов безопасности на всех имеющихся отделениях ФКУ "ОПБСТИН" Минздрава России, а именно с 1 по 13 отделениях круглосуточно, с 14 по 16 отделения - с понедельника по пятницу с 09.00 до 16.00 часов (л.д.2-4).
Представитель истца - помощник прокурора Замоскворецкой межрайонной прокуратуры г. Москвы ******* Ю.В. в судебном заседании заявленные прокурором Жлезнодорожного района г. Орел требования поддержала, просила удовлетворить иск в полном объеме.
Представители ответчика ФСИН России по доверенностям - ******* И.В., ******* Н.Г., в судебном заседании против требований прокурора Железнодорожного района г. Орел возражали, просили в иске отказать в полном объеме по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представители ответчика УФСИН России по Орловской области по доверенностям - ******* В.Э. ******* А.П., ******* В.И. в судебном заседании против требований прокурора Железнодорожного района г. Орел возражали, просили в иске отказать в полном объеме по доводам изложенным в письменных возражениях.
Дело, на основании ч.5 ст.167 ГПК РФ, было рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица ФКУ "Орловская ПБСТИН" Минздрава России, представившего ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, а также отзыв, в соответствии с которым ФКУ "Орловская ПБСТИН" Минздрава России считает заявленные прокурором Железнодорожного района г. Орла требования подлежащими удовлетворению.
Суд постановил вышеприведенное решение, об отмене которого просят и.о. прокурора Железнодорожного района г. Орла ******* И.И. и прокурор Железнодорожного района г. Орла ******* В.Н., указывая, что судом неправильно применены нормы материального права, а выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя третьего лица ФКУ "Орловская ПБСТИН", надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, выслушав представителя истца прокурора Железнодорожного района г. Москвы по доверенности ******* Е.Э., поддержавшую доводы представления и дополнения в нему, представителя ответчика ФСИН России по доверенности ******* А.А., возражавшего против отмены решения суда по доводам письменных возражений (л.д. 242-243), представителей ответчика УФСИН России по Орловской области по доверенностям ******* В.И., ******* В.Э. и ******* А.П., возражавших против отмены решения суда по доводам представления прокуратуры, исследовав вновь представленные материалы, а также обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами по делу, в том числе, п.49 Инструкции по охране психиатрических стационаров, п. 4 Примерного положения об отделе охраны психиатрической больницы (стационара) специализированного типа с интенсивным наблюдением, утв. приказом Минюста РФ от 10.12.2010 г. N 385, ст. 2, ч.2 ст.4, ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 07.05.2009 г. N 92-ФЗ "Об обеспечении охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением" и в соответствии с решением Железнодорожного районного суда г. Орла от 11 июня 2013 года.
В ходе судебного разбирательства в судом первой инстанции было установлено, что ФКУ "Отдел охраны ОПБСТИН" УФСИН России по Орловской области является учреждением уголовно-исполнительной системы, обеспечивающим охрану ФКУ "ОПБСТИН Минздрава России", безопасность находящихся на его территории лиц, которым назначено принудительное лечение в психиатрическом стационаре.
21 января 2012 года ФСИН России направлено в адрес начальников территориальных органов обязательный для исполнения лимит численности персонала, финансируемый за счет средств федерального бюджета на 2012 г., согласно которому персонал отдела охраны ПБСТИН составляет 171 единицу.
В соответствии со штатным расписанием ФКУ "Отдел охраны ОПБСТИН" УФСИН России по Орловской области в 2013 г. предусмотрено 171,5 должностей персонала отдела охраны.
Исходя из указанной штатной численности, 15 апреля 2013 года главным врачом ФКУ "ОПБСТИН", начальником УФСИН России по Орловской области и начальником ФКУ "Отдел охраны ОПБСТИН" согласован и утвержден план охраны и безопасности психиатрического стационара, согласно которому в двух из тринадцати отделениях стационара выставлены постоянные посты охраны (в отделениях N 1 и N8).
Вступившим в законную силу решением Железнодорожного районного суда г. Орла от 11 июня 2013 г., установлено, что охрана и безопасность стационара осуществляется в пределах установленной штатной численности. Для обеспечения выставления постов безопасности на всех имеющихся отделениях стационара необходимо около 288 сотрудников охраны, что требует выделения более двухсот дополнительных штатных единиц отдела охраны.
Обращаясь в суд с требованием к ФСИН России о возложении обязанности увеличить штатную численность личного состава ФКУ ОО ОПБСТИН УФСИН России по Орловской области в пределах, необходимых для выставления постов безопасности на всех имеющихся отделениях ФКУ "ОПБСТИН" Минздрава России, истец исходит из того, что основной причиной наличия недостатков в обеспечении охраны психиатрического стационара является недостаточная штатная численность личного состава охраны. Свои требования истец основывал на положениях п.49 Инструкции по охране психиатрических стационаров, согласно которому посты безопасности предусматриваются во всех лечебных отделениях и в других местах, где производятся коллективные (групповые) мероприятия с больными.
При рассмотрении исковых требований, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что, исходя из системного толкования действующего законодательства, под
совокупностью организационно-технических мероприятий направленных на обеспечение охраны психиатрического стационара и на обеспечение безопасности в психиатрическом стационаре подразумевается не только осуществление охраны непосредственно сотрудниками отдела охраны ПБСТИН, но и применение названными сотрудниками различных современных технических средств для содействия медицинскому персоналу в осуществлении постоянного и интенсивного наблюдения за состоянием и поведением лиц,
находящихся на принудительном лечении в психиатрическом стационаре, предотвращения действий, угрожающих безопасности находящихся на территории психиатрического стационара лиц, пресечения незаконного оставления психиатрического стационара лицами, находящимися в нем на принудительном лечении, незаконного проникновения на территорию психиатрического стационара посторонних лиц, проноса (провоза) запрещенных предметов, выноса (вывоза) материальных ценностей.
Как было установлено судом, постоянные посты безопасности, по согласованию с главным врачом ФКУ ОПБСТИН, выставлены отделом охраны в наиболее проблемных; медицинских отделениях психиатрической больницы (в первом и восьмом отделениях); обеспечение безопасности в других отделениях больницы осуществляется путем наблюдения через технические средства операторами поста видеонаблюдения и сотрудниками резервной группы дежурной смены.
В соответствии со вступившим в законную силу решением Железнодорожного районного суда г. Орел от 26 апреля 2011 г. установлено, что "...имеющиеся в больнице инженерно-технические средства охраны и надзора не способны эффективно предупреждать и пресекать побеги лиц, содержащихся в ФГУ "ОПБСТИН", в связи с чем администрация Орловской ПБСТИН обязана обеспечить периметр стационара средствами видеоконтроля; радиоконтроля: произвести замену имеющихся датчиков обнаружения на современные радиолучевые датчики, на противопобеговом козырьке основного ограждения установить трибоэлектрический датчик обнаружения, на маскировочном ограждении с внутренней стороны установить радиолучевые датчики обнаружения...".
Указанное решение суда до настоящего времени Администрацией Орловской ПБСТИН не исполнено.
Учитывая вышеизложенное и поскольку в ходе судебного разбирательства судом не установлено доказательств того, что выявленные в ходе осуществления прокурорской проверки недостатки в обеспечении охраны психиатрической больницы связаны только с недостаточной штатной численностью сотрудников отдела охраны, и не зависят от модернизации имеющихся в стационаре инженерно-технических средств охраны, позволяющей оптимизировать численность личного состава отдела охраны, принимая во внимание, что вышеуказанный Федеральный закон от 07.05.2009 г. N 92-ФЗ "Об обеспечении охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением" (ч. 2 ст.9) не предусматривает собой обязательное выставление отделами охраны постов безопасности во всех лечебных отделениях ПБСТИН, при таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу, что заявленные прокурором Железнодорожного района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц требования к ФСИН России, УФСИН России по Орловской области не подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционного представления судебной коллегией проверены, однако они не содержат оснований, по которым прокурор считает решение суда незаконным, а связаны с иным толкованием норм права и иной оценкой доказательств, которые не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу решения суда.
В соответствии с указом Президента РФ от 20.04.2013 N 363 "Об установлении
штатной численности работников уголовно-исполнительной системы" с 1 января 2014 г.
установлена штатная численность сотрудников уголовно-исполнительной системы,
содержащихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в количестве 225
276 единиц, что на 17 % меньше штатной численности, ранее установленной Указом
Президента РФ от 06.03.2008 N 280 "Об установлении предельной численности
должностей в уголовно-исполнительной системе, содержащихся за счет средств федерального бюджета" (265 031 единица).
В соответствии с подп. 4, 8 ст. 2 Федерального закона от 07.05.2009 N 92-ФЗ "Об обеспечении охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением" (далее по тексту - федеральный закон N 92-ФЗ) "охрана психиатрического стационара - совокупность организационно-технических мероприятий, направленных на исключение возможности незаконного оставления психиатрического стационара лицами, находящимися на принудительном лечении в психиатрическом стационаре, пресечение незаконного проникновения на территорию психиатрического стационара посторонних лиц, проноса (провоза) предметов, веществ и продуктов, запрещенных к проносу (провозу) или хранению, выноса (вывоза) материальных ценностей, на защиту охраняемых объектов психиатрического стационара от противоправных посягательств", "технические средства - средства теле-, видео- и радиоконтроля, используемые для постоянного и интенсивного наблюдения за состоянием и поведением лиц, находящихся на принудительном лечении в психиатрическом стационаре".
Таким образом, в сложившихся условиях повысить эффективность охраны психиатрического стационара необходимо за счет применения технических средств охраны в рамках существующей штатной численности сотрудников ФСИН России. Кроме того, как указывалось при рассмотрении предъявленных требований в суде первой инстанции, при исполнении Орловской ПБСТИН решения суда Железнодорожного района г. Орла от 26 апреля 2011 года в отделении охраны высвободится 22 единицы личного состава, которые можно будет перевести в отделение безопасности, что поможет дополнительно выставить 4,5 суточных постов.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 07.05.2009 N 92-ФЗ "Об обеспечении охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением", оборудование психиатрического стационара техническими средствами, оснащение средствами связи необходимых для выполнения задач подразделением охраны психиатрического стационара ... осуществляются администрацией психиатрического стационара по согласованию с территориальным органом уголовно-исполнительной системы. В соответствии с вышеизложенным и на основании п.1 ст. 328 ГПК РФ,
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы представления не содержат оснований к отмене либо изменению решения суда.
Руководствуясь ст. ст.328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
Определила:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 23 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционное представление и.о. прокурора Железнодорожного района г. Орла ******* И.И. и дополнительное апелляционное представление прокурора Железнодорожного района г. Орла ******* В.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.