Судья 1-ой инстанции: Пронина И.А.
гр. дело N 33-17387
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 мая 2015 года судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Суменковой И.С.,
судей Зайцевой О.Д., Иваненко Ю.С.,
при секретаре Ивановой Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Зайцевой О.Д. дело по апелляционной жалобе Департамента городского имущества г. Москвы на решение Кузьминского районного суда г. Москвы от 3 февраля 2015 года, которым постановлено:
признать незаконным распоряжение ДЖП и ЖФ г. Москвы NУ5413189 от 29.09.2014г. об отказе в признании нуждающимися семьи Выдриных в составе 9 человек в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
Обязать Департамент городского имущества г. Москвы рассмотреть заявление Выдриных М.В., В.В., Р.А., О.В., И.В. и вынести по нему соответствующее решение в установленные сроки,
установила:
Выдрины М В, В В, Р А, О В, И В обратились в суд с заявлением об оспаривании распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 29.09.2014г. NУ54-13189, которым Выдриным в составе семьи из 9 человек отказано в признании нуждающимися в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
В обоснование заявления указали, что проживают в составе семьи из 9 человек в принадлежащей им на праве собственности трехкомнатной квартире площадью кв. м. по адресу: полученной в порядке приватизации.
Распоряжением от 29.09.2014г. NУ54-13189, вынесенном по заявлению о постановке на учет, Выдриным отказано в признании нуждающимися в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ по основанию обеспеченности жилой площадью более учетной нормы 10 кв.м. на каждого члена семьи.
Согласно уточненному в порядке ст. 39 ГПК РФ заявлению Выдрины не согласны с вынесенным распоряжением, полагают его незаконным, просят распоряжение отменить и обязать Департамент повторно рассмотреть их заявление о признании семьи нуждающейся в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
Представители заявителей в судебном заседании требования поддержали.
Представитель заинтересованного лица Департамента городского имущества г. Москвы в судебное заседание не явился, возражений не представил, о времени и месте слушания дела извещен.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит заинтересованное лицо Департамент городского имущества г. Москвы по доводам апелляционной жалобы.
В заседание суда апелляционной инстанции заявители Выдрина М.В., Выдрин В.В., Выдрина Р.А., Выдрина О.В., Выдрина И.В., представитель заинтересованного лица Департамента городского имущества г. Москвы не явились, извещены о рассмотрении дела, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в соответствии с ч. 3 ст. 167, ст. 327 ГПК РФ в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Выдриной М.В. по ордеру и доверенности адвоката Тищенко Е.Б., возражавшую против удовлетворения жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
Принимая решение об удовлетворении заявления Выдриных, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что семья заявителей обеспечена жилой площадью менее учетной нормы, установленной в г. Москве для отдельных квартир.
Согласно ст. 7 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, если они:
1) подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном настоящим Законом;
2) имеют гражданство Российской Федерации;
3) проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет;
4) не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях;
5) признаны малоимущими в порядке, установленном законом города Москвы.
Согласно ст. 8 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы;
2) заявители проживают в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для постоянного проживания и ремонту и реконструкции не подлежащими, независимо от учетной нормы площади жилого помещения;
3) заявители являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в приложении 2.1 к настоящему Закону;
4) заявители проживают в домах, в которых отсутствует хотя бы один из видов удобств, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, независимо от учетной нормы площади жилого помещения;
5) утратил силу - Закон г. Москвы от 18.06.2008 N 24;
6) заявители не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями, независимо от учетной нормы площади жилого помещения (за исключением лиц, для которых город Москва является местом пребывания).
Жители города Москвы, утратившие жилые помещения в городе Москве и имеющие право на предоставление жилых помещений, при невозможности возврата ранее занимаемых ими помещений (дом снесен, переоборудован, в ранее занимаемые жилые помещения вселены в установленном порядке иные лица), признаются нуждающимися в жилых помещениях при отсутствии у них и членов их семей иных жилых помещений, в отношении которых они обладают правом самостоятельного пользования либо правом собственности. Жители города Москвы, указанные в настоящей части, имеют право на предоставление жилого помещения при условии, что они не получали компенсацию в денежной или натуральной форме по предыдущему месту жительства.
Согласно ст. 9 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.
Учетная норма устанавливается в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир.
Судом установлено, что Выдрин В.В., Выдрина Р.А., Выдрина М.В., Выдрина О.В., Ч И.В., Ч В.И., Выдрин А.М., Выдрин А.Д., Выдрин Н.М. зарегистрированы и проживают в трехкомнатной квартире Nпо адресу:, площадью жилого помещения кв.м., общей площадью кв.м., жилой площадью кв.м.
Данная квартира находится в общей совместной собственности Выдрина В.В., Выдриной Р.А., Выдриной О.В., Выдриной И.В., Выдриной М.В. и Выдрина А.Д., что подтверждается свидетельством о праве собственности от 30.10.2008г.
В удовлетворении заявления о постановке на учет в качестве нуждающихся в содействии г.Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы от 29.09.2014г. NУ54-1318 Выдриным в составе семьи из 9 человек было отказано.
Отказ Департамента мотивирован тем, что супруг Выдриной О.В. - С С.Л. в составе семьи из двух человек: он и несовершеннолетняя дочь С О.С., г. рождения, зарегистрированы в двухкомнатной квартире площадью жилого помещения кв.м., принадлежащей ему на праве собственности, а также тем, что Ч И.В. за пять лет, предшествующих дате подаче заявления о постановке на учет, совершила действие, повлекшее ухудшение жилищных условий - 15.04.2010г. расторгла брак с Ч И.А.
Таким образом, с учетом площади С С.Л. на каждого члена семьи заявителей приходится более учетной нормы площади жилого помещения, установленной для индивидуальных квартир в г. Москве 10 кв.м.
Кроме того, заявителями не были представлены документы, удостоверяющие личность Ч И.А. и сведения о его регистрации.
Однако, поскольку С С.Л. является бывшим супругом Выдриной О.В. и не зарегистрирован с заявителями на одной площади, в силу закона принадлежащая ему жилая площадь не может учитываться при определении обеспеченности жилой площадью каждого члена семьи заявителей, поскольку Выдрина О.В. самостоятельным правом пользования жилым помещением, принадлежащим бывшему мужу С С.Л., не обладает.
Факт расторжения брака между Ч И.А. и Ч И.В. не может являться основанием для отказа заявителям в постановке на жилищный учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, поскольку жилищные условия Ч И.В. как до заключения брака, так и после расторжения брака не изменились.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, факт расторжения брака не влечет сам по себе ухудшение жилищных условий, поэтому расторжение брака в целях Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" не может расцениваться как ухудшение жилищных условий.
Обжалуемое распоряжение кроме указания на расторжение Ч И.В. брака с Ч И.А. не содержит указания на то, как именно Ч И.В. ухудшила собственные жилищные условия.
Сведения о регистрации Ч И.А. не имеют значения для решения вопроса о постановке заявителей на учет, поскольку совместно с ними Ч И.А. в жилом помещении не зарегистрирован.
Принимая во внимание, что исходя из площади жилого помещения кв.м. и количества членов семьи заявителей 9 на каждого члена семьи приходится кв.м. площади жилого помещения, т.е. менее учетной нормы, решение суда в части признания оспариваемого распоряжения незаконным является верным.
Доводы апелляционной жалобы основанием к отмене или изменению решения суда быть не могут, поскольку были предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают выводов суда и не содержат, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кузьминского районного суда г. Москвы от 3 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента городского имущества г.Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.