Судья: Ершов В.В.
Гр. дело N33-19364
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 июня 2015 года г. Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Журавлевой Т.Г.
судей Салтыковой Л.В., Дорохиной Е.М.,
при секретаре Фролове А.С.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Журавлевой Т.Г.
гражданское дело по апелляционной жалобе истца Осколковой Е.И. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 04 декабря 2014 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Осколковой Е.И. к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности предоставить жилое помещение отказать.
установила:
Истец Осколкова Е.И. обратилась в суд с исковым заявлением к ДЖП и ЖФ г.Москвы о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности предоставить жилое помещение.
В обоснование своих требований истец указала, что зарегистрирована и проживает в составе семьи из четырех человек в двухкомнатной коммунальной квартире, расположенной по адресу: ***, где занимает комнату N2, жилой площадью 19,1кв.м., принадлежащую на праве собственности дочери истицы - Стройло Т.И.
Осколкова Е.И., являясь ветераном-участником Великой отечественной войны (долее - ВОВ), обладает правом на меры социальной поддержки, предусмотренные ст.ст. 14 и 15 ФЗ "О ветеранах". В 2014 году обратилась в ДЖП и ЖФ г. Москвы с заявлением об улучшении ее жилищных условий и постановке на очередь, однако Распоряжением NУ53-635 от 23.01.2014г. в удовлетворении ее просьбы было отказано, поскольку она не проживает в г. Москве более 10 лет.
Считает, что в соответствии с ФЗ "О ветеранах" и Указом Президента РФ от 07 мая 2008 г. N 714, она имеет право на предоставление жилья, это право не ограничено сроком проживания в г. Москве. Действия ДЖП и ЖФ г. Москвы нарушают ее жилищные права, положения Конституции РФ, ЖК РФ, ФЗ "О ветеранах" и Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Истец Осколкова Е.И. в судебное заседание не явилась, обеспечила явку в суд своего представителя по доверенности Стройло Т.И., участвующей в деле также в качестве третьего лица, поддержавшей заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы по доверенности Эльдаров А.М. в судебное заседание явился, в удовлетворении иска просил отказать.
Третьи лица Строило А.Г., Строило Д.А. в судебное заседание не явились.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец Осколкова Е.И., ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца Осколковой Е.И. по доверенности Строило Т.И., участвующей в деле также в качестве третьего лица, объяснения третьего лица Строило Д.А., представителя ответчика ДГИ г.Москвы по доверенности Гарпиченко Я.Э., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" (в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30) постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
Согласно названному Указу Президента РФ от 09.01.2010 N 30 "О внесении изменений в Указ Президента РФ от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг." право на получение жилых помещений предусмотрено для тех граждан - ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг., членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, которые уже признаны в установленном законом порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, независимо от очередности.
В соответствии с пп.4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В соответствии с пп.3 п.1 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" Участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Исходя из смысла вышеприведенных норм предоставление жилья указанной категории граждан производится при условии признания их нуждающимися.
Действующие нормативные правовые акты г. Москвы не предусматривают для указанной категории граждан каких-либо льгот по предоставлению жилья.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены ст. 51 ЖК РФ. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, согласно ст. 52 ЖК РФ, имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ малоимущие и другие категории граждан, в том числе и относящиеся к определенной Указом Президента РФ категории, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно ч. 2 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу ч. 1 и 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В соответствии с п. 1, 3 ст. 7 Закона г. Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, если они подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном настоящим Законом; проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет.
Согласно ст. 8 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях, если размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого указанного в заявлении члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы.
В соответствии со ст. 9 указанного Закона, в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования или правом собственности, и делится на количество членов семьи. Учетная норма устанавливается в размере 15 квадратных метров площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям.
Из материалов дела следует, что Осколкова Е.И. с 2010 г. зарегистрирована по месту жительства и проживает в составе семьи из четырех человек в двухкомнатной коммунальной квартире, расположенной по адресу: ***, где занимает комнату N2, жилой площадью 19,1кв.м., общей площадью 26,3кв.м. принадлежащую на праве собственности дочери истицы - С.
В указанной комнате также зарегистрированы по месту жительства и проживают ее дочь С., внук С., муж дочери С.
Осколкова Е.И. имеет право на льготы, предусмотренные ст.ст. 14,15 ФЗ "О ветеранах".
На обращение в ДЖП и ЖФ г. Москвы с заявлением о признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ Распоряжением NУ53-635 от 23.01.2014г. Осколковой Е.И., С. С. С. был дан письменный ответ, в котором заявителям отказано в признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, поскольку они не отвечают условию 10-летнего проживания в г. Москве по месту жительства.
Разрешая спор, суд проверил законность обжалуемого распоряжения ДЖП и ЖФ с точки зрения норм Жилищного кодекса РФ, Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", Федерального закона "О ветеранах", а также Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" (в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30) и пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска истицы Осколковой Е.И., требующей обязать ответчика обеспечить ее жильем в г. Москве.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд признал, что на сегодняшний день у Осколковой Е.И. отсутствуют основания для постановки на учет нуждающейся в жилых помещениях в г. Москве.
Суд, верно указал, что сам по себе факт того, что Осколкова Е.И. является ветераном-участником ВОВ без наличия 10-летнего периода проживания в г. Москве, которая не признана в установленном Законом г. Москвы от 14.06.2006 N 29 порядке нуждающейся в жилых помещениях, не порождает законных оснований для возложения на ответчика обязанности обеспечения ее жильем в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" (в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30).
А поэтому довод апелляционной жалобы относительно того, что нуждающейся в улучшении жилищных условий Осколкова Е.И. должна быть признана в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" не состоятелен.
Иные доводы жалобы также не влияют на существо вынесенного решения и не могут повлечь его отмену.
При рассмотрении спора судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для его разрешения, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 04 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Осколковой Е.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.