Судья: Русинович Н.А. Гр. дело N33-19830/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 июня 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе: председательствующего судьи Горновой М.В.
и судей: Андреевой И.Ю., Быковской Л.И.,
при секретаре: С.С.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Быковской Л.И.
дело по апелляционной жалобе Макаревич В.С. на решение Мещанского районного суда города Москвы от 18 ноября 2014 года, которым постановлено:
Иск Макаревич В.С. к Федеральному космическому агентству о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда - оставить без удовлетворения.
установила:
Макаревич В.С. обратилась в суд с иском к Федеральному космическому агентству, о взыскании денежных средств на приобретение жилого помещения и уточнив исковые требования, просила взыскать с ответчика недоплату субсидии в размере *** руб., инфляцию за 2012г. - сумму *** руб., за2013г. - *** руб., за 2014г. - *** руб. и моральный вред в размере *** руб.
В обоснование исковых требований указала на то, что является государственным гражданским служащим Федерального космического агентства. Ей была предоставлена субсидия на приобретение жилого помещения, однако расчет субсидии был произведен неправильно, что привело к уменьшению ее размера.
В судебном заседании Макаревич В.С. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Суд постановил решение об отказе в удовлетворении исковых требований, не согласившись с которым, Макаревич В.С. подала апелляционную жалобу и просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
На заседании судебной коллегии истец и ее представитель доводы апелляционной жалобы поддержали, просили отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель ответчика на заседании судебной коллегии возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменений.
Проверив в порядке ст. 327-1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы материалы дела, выслушав Макаревич В.С., ее представителя- Ляпина А.А., представителя ответчика - Кожевникову Г.Л., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела нарушения, перечисленные в ст. 330 ГПК РФ, которые являются основаниями для отмены или изменения решения суда, судом первой инстанции допущены не были, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ и правильно применил нормы материального права, регламентирующие спорные правоотношения.
Судом установлено, что в соответствии Постановлением Правительства РФ от 27.01.2009г. за N 63 "О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения" и протоколом заседания комиссии РОСКОСМОСа по предоставлению федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения от 16 июля 2012 г. N 14 приказом Федерального космического агентства N154 от 18.07.2012г. Макаревич B.C. была предоставлена единовременная субсидия в сумме *** руб. на приобретение жилого помещения согласно подп. "б" п. 2 Правил.
Из протокола заседания комиссии следует, что Макаревич С.В. предоставлялось право выбора: либо получить единовременную субсидию в 2012 году в размере 2907973 руб. или перенести получение единовременной субсидии на 2013 год. На заседании комиссии 09.07.2012 г. Макаревич B.C. выразила согласие на получение субсидии в размере 2907973 руб., однако в последующем обратилась с жалобами в различные инстанции, ссылаясь на неправильный расчет субсидии.
26.11.2012г. по результатам проведенной проверки по обращениям Макаревич В.С., Генеральной прокуратурой РФ в адрес руководителя Федерального космического агентства было вынесено представление об устранении нарушений законодательства. В представлении Генеральной прокуратурой РФ указывалось на то, что Макаревич B.C. страдает заболеванием, указанным в списке болезней, дающих право на дополнительную жилую площадь, в соответствии с циркуляром НКВД РСФСР от 15.01.1928 г. N27 и Наркомздрава РСФСР от 19.01.1928г. N15, постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 28.02.1930г.; что Макаревич В.С. не была выдана справка о дате приема ее документов и выписка из приказа о постановке на учет; а при расчете субсидии неправильно рассчитана стоимость квадратного метра жилья.
По результатам рассмотрения представления Генеральной прокуратуры РФ, РОСКОСМОСом 05.12.2012г. был издан приказ N249, которым ранее изданный приказ N 154 от 18.07.2012г. был отменен в связи с выявленной счетной ошибкой, а приказом РОСКОСМОСа N 69 от 25.03.2013г. Макаревич B.C. была предоставлена субсидия в размере *** руб., из которых сумма *** руб. предоставлена на основании п.24 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.01.2009г. за N63, предусматривающего, что размер единовременной выплаты гражданскому служащему может быть увеличен сверх норматива на основании решения руководителя федерального государственного органа с учетом конкретных обстоятельств и в зависимости от имеющихся возможностей.
Макаревич В.С. воспользовалась предоставленной в размере *** руб. субсидией и приобрела квартиру N ***, расположенную по адресу: МО, *** общей площадью 39,9 кв. м.
Основанием для обращения в суд с настоящим иском явилось то, что при расчете размера субсидии не было учтено ее право на дополнительную площадь в связи с имеющимся заболеванием и неправильно рассчитан стаж, в связи с чем был применен неверный коэффициент.
Разрешая спор, суд первой инстанции на основании ст. 53 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", постановления Правительства РФ от 27.01.2009г. за N63 "О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения", установив, что вопрос о предоставлении Макаревич В.С. субсидии на приобретение жилого помещения был рассмотрен в установленном законом порядке; что права на дополнительную жилую площадь Макаревич В.С. не имеет, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Отклоняя довод истца о необходимости предоставления ей субсидии с учетом ее права на дополнительную площадь, суд обоснованно сослался на то, что согласно п.23 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.01.2009г. за N63, при определении норматива общей площади жилого помещения, используемого для расчета размера единовременной выплаты, учитывается право на дополнительную общую площадь жилого помещения, предоставляемую в случаях и размерах, которые установлены законодательством Российской Федерации, а циркуляр НКВД РСФСР от 15.01.1928 г. N27 и Наркомздрава РСФСР от 19.01.1928г. N15, и постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 28.02.1930г. к актам законодательства Российской Федерации, устанавливающим право на дополнительную площадь, не относится.
Оснований не согласиться с указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
Согласно положениям подпункта "б" п. 2. вышеуказанных Правил единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального государственного органа гражданскому служащему в порядке, установленном настоящими Правилами, при условии, что гражданский служащий: является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения при условии, что общая площадь жилого помещения на 1 члена семьи составляет менее 15 кв. метров.
Пунктом 3 Правил предусматривается, что в целях учета особенностей профессиональной служебной деятельности гражданских служащих и повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданской службе допускается по решению руководителя федерального государственного органа предоставление единовременной выплаты гражданским служащим, замещающим должности категорий "руководители" и "помощники (советники)" высшей группы должностей без учета условий, указанных в пункте 2 настоящих Правил. Порядок предоставления единовременной выплаты таким гражданским служащим осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, за исключением пунктов 8, 9, 11, подпункта "б" пункта 19, 27.
Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера единовременной выплаты, в соответствии с п. 22 Правил устанавливается в следующем размере: 33 кв. метра общей площади жилья - на 1 человека; 42 кв. метра общей площади жилья - на семью из 2 человек; 18 кв. метров общей площади жилья на каждого члена семьи - на семью из 3 и более человек.
Согласно п.23. Правил при определении норматива общей площади жилого помещения, используемого для расчета размера единовременной выплаты, учитывается право на дополнительную общую площадь жилого помещения, предоставляемую в случаях и размерах, которые установлены законодательством Российской Федерации. При наличии права на дополнительную общую площадь жилого помещения по нескольким основаниям размеры дополнительной площади не суммируются.
Суд правильно исходил из того, что циркуляр НКВД РСФСР от 15.01.1928 г. N27 и Наркомздрава РСФСР от 19.01.1928г. N15, и постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 28.02.1930г. не могут быть применены при разрешении возникшего спора.
В соответствии с п. 2 ст. 4 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" изданные до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета Российской Федерации, не являющиеся законами, и нормативные правовые акты Президиума Верховного Совета РСФСР, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также применяемые на территории Российской Федерации нормативные правовые акты Верховного Совета СССР, не являющиеся законами, и нормативные правовые акты Президиума Верховного Совета СССР, Президента СССР, Правительства СССР по вопросам, которые согласно Жилищному кодексу Российской Федерации могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до вступления в силу соответствующих федеральных законов.
В силу пункта 1 статьи 4 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации действующие на территории Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
Циркуляр НКВД РСФСР от 15.01.1928 г. N27 и Наркомздрава РСФСР от 19.01.1928г. N15, и постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 28.02.1930г. не могут быть применены при разрешении настоящего спора, поскольку ЖК РФ изменил порядок и основания предоставления дополнительной жилой площади.
В соответствии со ст. 58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение предоставляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего кодекса перечне.
Статья 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривает, что инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержден Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 N 817.
Исходя из того, что заболевание Макаревич В.С. не относится к болезням, установленным указанным Перечнем заболеваний, дающим инвалидам право на дополнительную жилую площадь, что оснований для применения Циркуляра НКВД РСФСР от 15.01.1928 г. N27 не имеется, поскольку на момент решения вопроса о предоставлении субсидии действовал вышеуказанный Перечень, утвержденный в соответствии с законом, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований при расчете субсидии на приобретение жилой площади учитывать право на дополнительную площадь. Кроме того, справка об инвалидности истцом не представлена.
Отклоняя довод истца о неправильном расчете стажа при определении размера субсидии, суд исходил из того, что в стаж для определения размера субсидии для приобретения жилой площади засчитываются только периоды службы (работы) в должностях, включенных в Перечень, согласно приложению к указанным Правилам, а в соответствии с этим Перечнем оснований для включения периода военной службы в стаж гражданской службы не имеется.
В соответствии с п. 25 вышеназванных Правил при расчете размера единовременной выплаты применяется поправочный коэффициент с учетом стажа гражданской службы (полных лет) в следующих размерах: от 3 до 5 лет стажа - 1,05; от 5 до 9 лет стажа - 1,1; от 9 до 11 лет стажа - 1,15; от 11 до 15 лет стажа - 1,2; от 15 до 20 лет стажа - 1,25; 20 лет стажа и более - коэффициент увеличивается на 0,05 за каждый год службы, но составляет не более 1,5.
В стаж гражданской службы для расчета размера единовременной выплаты включаются (засчитываются) периоды службы (работы) в должностях согласно приложению N 4.
С учетом положений пунктов 26 и 27 вышеназванных Правил, отсутствием у Макаревич В.С. права на дополнительную жилую площадь, размер предоставленной ей субсидии в сумме *** руб., на дату предоставления субсидии превышал размер полагающейся ей субсидии, рассчитанной в соответствии с указанными пунктами Правил.
Довод истца о том, что ответчиком не исполнено предписание Генеральной прокуратуры РФ, а нарушения федерального законодательства в ходе выделения ей единовременной субсидии на приобретение жилой площади устранены не были, не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку циркуляр НКВД РСФСР от 15.01.1928 г. N27 и Наркомздрава РСФСР от 19.01.1928г. N15, и постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 28.02.1930г. не подлежат применению при рассмотрении настоящего спора.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что правоотношения сторон, закон, подлежащий применению и обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом первой инстанции правильно, подтверждаются исследованными доказательствами, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, в связи с чем не могут служить основанием к отмене решения суда.
Обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 330 ГПК РФ в качестве оснований для отмены решения суда, апелляционная жалоба Макаревич В.С. не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Мещанского районного суда г. Москвы от 18 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Макаревич В. С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.