Судья: Ершов В.В.
Гр. дело N 33-20748
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 июня 2015г. г. Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Журавлевой Т.Г.,
судей Гончаровой О.С., Салтыковой Л.В.,
при секретаре Коротковой Н.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Журавлевой Т.Г.,
гражданское дело по апелляционной жалобе истцов Козлова А.К., Козловой А.А. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 04 декабря 2014 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Козлова А.К. и Козловой А.А. к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы о признании распоряжения необоснованным, восстановлении на жилищном учете отказать.
установила:
Истцы Козлов А.К., Козлова А.А. обратились в суд с иском к ДЖП и ЖФ г.Москвы, в котором просили признать необоснованным распоряжение ДЖП и ЖФ г.Москвы NУ55-9876 от 17 августа 2012 года о снятии их с жилищного учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязать ДЖП и ЖФ г.Москвы восстановить истцов на жилищном учете с даты их постановки на учет.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что зарегистрированы и проживают на основании договора социального найма в комнате в трехкомнатной коммунальной квартире по адресу: ***, жилой площадью *** кв.м. Истец Козлов А.К. был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 1990 года по категории "общие основания", его дочь -Козлова А.А. также была поставлена на учет как член семьи.
Распоряжением ДЖП и ЖФ г.Москвы NУ55-9876 от 17 августа 2012 года истцы были сняты с учета по улучшению жилищных условий, со ссылкой на то, что семья Козлова А.К. с учетом жилой площади его жены К. обеспечена жилой по норме, так как площадь всех жилых помещений занимаемых членами семьи истцов превышает норму жилищной обеспеченности, в связи с чем, истцы по утверждению ответчика утратили право состоять на учете. Истцы указывают, что с момента принятия на учет их жилищные условия не изменялись и каких-либо прав на жилую площадь К. и на какие-либо иные жилые помещения они не имеют, а поэтому незаконно были сняты с жилищного учета.
Истцы Козлов А.К., Козлова А.А. в судебное заседание явились, заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика ДЖП и ЖФ г. Москвы по доверенности Эльдаров А.М. в судебное заседание явился, в иске просил отказать.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят истцы Козлов А.К., Козлова А.А. ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истов Козлова А.К., Козловой А.А., их представителя по ордеру адвоката Буеву Н.А., представителя ответчика ДГИ г.Москвы по доверенности Соколинскую И.А., исследовав доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что обжалуемое решение подлежит отмене в соответствии с пп. 2 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, сославшись на ст.ст. 11, 12 ГК РФ отказ истцам в иске, указав на неправильно избранный способ защиты.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.
Действующее законодательство не ограничивает лицо, чьи права нарушены, в выборе способов защиты, перечисленных в статье 12 ГК РФ. При этом выбранный истцом способ защиты должен соответствовать характеру нарушенного права, не должен нарушать права и законные интересы иных лиц, а если нормы права предусматривают для конкретного правоотношения только определенный способ защиты, то лицо, обращающееся в суд за защитой своего права, вправе применять лишь этот способ.
Из содержания искового заявления следует, что истцы не согласны с Распоряжением ДЖП и ЖФ г.Москвы NУ55-9876 от 17 августа 2012 года, которым они сняты с жилищного учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и, полагая, что распоряжение вынесено без законных оснований требуют восстановления их на жилищном учете.
Восстановить свои жилищные права без отмены указанного распоряжения истцы не имеют возможности.
Таким образом, из характера предъявленного истцами иска следует, что их требование направлено, в том числе, на отмену распоряжения ДЖП и ЖФ г.Москвы NУ55-9876 от 17 августа 2012 года, как незаконного. В связи с чем избранный ими способ защиты права не противоречит ст. 12 ГК РФ. То обстоятельство, что истцы просят признать оспариваемое распоряжение необоснованным, существа их требований не меняет.
А поэтому вывод суда о том, что требование о признании распоряжения необоснованным есть ненадлежащий способ защиты, носит надуманный характер.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения.
Как следует из материалов дела, Козлов А.К. и Козлова А.А. зарегистрированы и проживают на основании договора социального найма в комнате N*** в трехкомнатной коммунальной квартире по адресу***, жилой площадью *** кв.м.
Решением исполкома Советского района народных депутатов города Москвы Козлов А.К.с 1990 принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по категории "***", его дочь - Козлова А.А. родившаяся в 1992 году также была включена в учетное дело и состоит на жилищном учете в качестве члена семьи Козлова А.К.
Распоряжением Префекта ЮАО г. Москвы от 22.05.2008 г. N*** Козлов А.К. и его дочь Козлова А.А. были сняты с жилищного учета, как обеспеченные жилой площадью более учетной нормы.
Решением Чертановского районного суда от 28.05.2009 г. вышеуказанное Распоряжение Префекта ЮАО от 22.05.2008 г. N***в части снятия Козлова А.К. и его дочери Козловой А.А. с очереди по улучшению жилищных условий признано необоснованным. Указанным решением суд обязал Префектуру ЮАО г. Москвы восстановить Козлова А.К. и его дочь Козлову А.А. в очереди по улучшению жилищных условий с 24.01. 1990 г.
Распоряжением ДЖП и ЖФ г.Москвы NУ55-9876 от 17 августа 2012 года истцы были повторно сняты с жилищного учета со ссылкой на ч.2 ст. 6 Федерального Закона от 29 декабря 2004г. N189-ФЗ "О введении в действие ЖК РФ", ст. 15, 16 и 20 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Как указано в распоряжении у супруги Козлова А.К. - К. с 2009г. имеется *** доли в праве собственности на двухкомнатную квартиру общей площадью ***кв.м., расположенную по адресу: ***, а также К. принадлежит *** доля в праве собственности на жилой дом, площадью *** кв.м., расположенный по адресу***.
Таким образом, ответчиком при определении нуждаемости истцов была учтена площадь, принадлежащая К. никогда не проживавшей в квартире по адресу с истцами и не состоявшей с истцами на жилищном учете.
Согласно ст. 55 Жилищного кодекса РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статей 56 указанного Кодекса оснований снятия их с учета.
Федеральным законом "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (ч. 2 ст. 6) установлено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу указанных выше положений закона, Козловы А.К., А.А., поставленные на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 1 марта 2005 г., могли быть сняты с этого учета либо по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 1 марта 2005 г., давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, которые до 1 марта 2005 г. давали право на получение жилого помещения по договору социального найма, были установлены в статье 29 Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане:
1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов;
2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;
4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;
6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.
В соответствии с п. п. 1, 3 ч. 2 ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР граждане подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения, или выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет.
По общему правилу (часть 5 статьи 57 Жилищного кодекса РФ) жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии с п.3 ст. 20 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.
Таким образом, Козлов А.К., принятый в 1990 году на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также его дочь Козлова А.А. могли быть сняты с этого учета лишь при выявлении факта, что на каждого члена его семьи, проживающего в занимаемом им жилом помещении, приходится более 18 кв. м общей площади или выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет.
Как следует из распоряжения ДЖП и ЖФ г.Москвы NУ55-9876 от 17 августа 2012 года истцы были сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания в связи с утратой ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Между тем факт обеспеченности истца и членов его семьи жилыми помещениями по указанной норме (18 кв. м общей площади) судом не установлен.
Площадь жилого помещения, в которой зарегистрирована жена истца - К., расположенная по адресу: ***, *** доли в праве собственности на которую принадлежит К. (***доля в праве принадлежит ***), а также *** доли жилого дома, расположенного по адресу: ***, не подлежат учету, поскольку К. в жилом помещении с истцами не проживала, не зарегистрирована и на жилищном учете с истцами не состоит, и последние никаких прав в отношении принадлежащих К. жилых помещений не имеют.
С учетом изложенного вынесенное по настоящему делу решение суда первой инстанции судебная коллегия признает незаконным. Оно принято с существенными нарушениями норм материального права, что является в силу ст. 330 ГПК РФ основанием для его отмены.
Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, судебная коллегия, отменяя судебное постановление, принимает по делу новое решение, которым исковое заявление Козлова А.К., Козловой А.А. подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Пресненского районного суда от 04 декабря 2014 года - отменить.
Постановить по делу новое решение.
Признать распоряжение ДЖП и ЖФ г.Москвы NУ55-9876 от 17 августа 2012 года незаконным.
Восстановить Козлова А.К., Козлову А.А. на учете по улучшению жилищных условий с момента постановки с 24 января 1990 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.