Судья: Жребец Т.Е.
Дело N33-20951
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 июня 2015 г. г. Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С.,
Судей Грибовой Е.Н., Кочергиной Т.В.,
при секретаре Пучкове А.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Грибовой Е.Н. дело по апелляционной жалобе истца Клапко В.В. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 10 сентября 2014 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Клапко В.В. - отказать в полном объеме.
установила:
Клапко В.В. обратился в суд с иском к ДЖО МО РФ, ФБУ "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли РФ (в/ч *, в лице филиала ФБУ "*" (в/ч *) о признании незаконным бездействия командира войсковой части *, признании права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства, признании нуждающимся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства, включении в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений.
В обоснование заявленных требований Клапко В.В. указывал, что проходил военную службу. В 2009 году командованием в/ч было доведено до него о предстоящем увольнении с военной службы по организационно-штатным мероприятиям. В период прохождения службы, как указывает истец, он был обеспечен служебным жильем, своего жилья ни он, ни члены его семьи в собственности не имели. 18.08.2009г. истец подал рапорт начальнику об увольнении, в котором также указал, что обеспечен служебным жилым помещением, просил оставить его в списках очередников на получение жилой площади по нормам жилищного законодательства при в/ч *. Перед увольнением с истцом также проводилась беседа, в ходе которой истец указал, что проживает в служебной квартире, своего жилья не имеет, согласился на увольнение при условии обеспечения жильем, а также просил предоставить жилье в собственность бесплатно в г. Пензе. Приказом от 28.09.2009г. истец был уволен, 04.12.2009г. исключен из списков состава части. Только в марте 2010г., как указано в иске, истец узнал, что для получения жилья необходимо состоять на жилищном учете. Собрав необходимые документы в апреле 2011 г. истец обратился в ФГУ "Центррегионжилье", но получил отказ.
Ссылаясь на нормы права и полагая свое право нарушенным, истец обратился в суд и просит признать незаконным бездействия командира филиала ФБУ "*" (войсковая часть *) выразившееся в оставлении без рассмотрения обращения, изложенного в листе беседы, о нуждаемости в предоставлении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в г. Пензе; признать за истцом и членами его семьи право на обеспечение жилым помещением по избранному постоянному месту жительства в г. Пензе в собственность бесплатно в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренного ст. 15.1 Федерального закона от 27.05.1998г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", признать истца и членов его семьи нуждающимся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в г. Пензе по нормам предоставления площади жилого помещения, предусмотренным ст. 15.1 Федерального закона от 27.05.1998г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих"; обязать ДЖО МО РФ включить истца и членов его семьи в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений по избранному постоянному месту жительства в г. Пензе в собственность бесплатно в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренного ст. 15.1 Федерального закона от 27.05.1998г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В судебном заседании истец и его представитель, действующий по ордеру, исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.
Ответчики для участия в судебном заседании своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
От третьего лица ФГКУ "Центррегионжилье" поступил отзыв на исковое заявление согласно которому данная сторона полагала, что в удовлетворении заявленных требований истцу должно быть отказано, по мотивам изложенным в самом отзыве, приобщённом в материалы дела.
В заседание судебной коллегии Клапко В.В. не явился, извещен о рассмотрении апелляционной жалобы надлежащим образом, что подтверждается списком отслеживания почтовых отправлений.
Представитель ответчика ДЖО МО РФ и третьего лица ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ в заседание судебной коллегии не явились, извещены о рассмотрении апелляционной жалобы надлежащим образом, ходатайств об отложении, доказательств уважительности причин неявки не представили.
В связи с изложенным, судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотрения данного дела в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст.167 ГПК РФ.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого как незаконного и необоснованного, в своей апелляционной жалобе просит Клапко В.В., ссылаясь на то, что выводы суда, изложенные в решении не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ФБУ "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерствен промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть *) Богданова Ю.Ю., возражавшего против отмены постановленного решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованием законодательства.
При вынесении решения суд руководствовался п.п. 1, 13, 14 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (в ред. действовавшей на дату увольнения истца) "О статусе военнослужащих", а также приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации", действовавшим в период увольнения истца. В соответствии с п.п. 27,28 названного приказа, для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт. К рапорту прилагается копия справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района. Военнослужащие, удерживающие жилые помещения по предыдущему месту военной службы, представляют копии финансового лицевого счета и домовой книги (поквартирной карточки), справки бюро технической инвентаризации о наличии жилья на праве личной собственности по прежнему месту жительства. При рассмотрении вопроса об улучшении жилищных условий лиц, имеющих в данном гарнизоне жилое помещение, к рапорту прилагаются: копии финансового лицевого счета и домовой книги (поквартирной карточки), справка о проверке жилищных условий и, при необходимости, справки (заключения) учреждений здравоохранения, санэпидстанций, бюро технической инвентаризации или КЭЧ района и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса. Военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.
Приказом Министра обороны РФ от 03.11.2010 N 1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации" функции уполномоченного органа по ведению реестра и распределению военнослужащим жилых помещений в настоящее время выполняет Департамент.
Департамент распределят жилые помещения, получаемые Министерством обороны РФ на всей территории РФ, военнослужащим, включенным в реестр. В функции Департамента, также входит организация работы по выполнению государственных программ жилищного обеспечения военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей.
В соответствии с п.1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма для признания нуждающимся в обеспечении жилым помещением в соответствующее структурное подразделение Министерства обороны РФ необходимо предоставить заявление по установленной форме, а также указанные в Инструкции документы.
Согласно п.5 Инструкции, решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявлений и документов.
Как усматривается из материалов дела, согласно выписке из приказа от 28.09.2009г. N11-ПМ, истец был досрочно уволен в связи с организационно-штатными мероприятиями. Выслуга лет в ВС календарная - 20 лет 1 мес. Согласно выписке из приказа командира в/ч * от 04.12.2009 г. истец исключен из списков личного состава воинской части (л.д.10,11).
Как следует из справки Военного комиссариата Пензенской области от 02.11.2012 г., согласно послужного списка личного дела, на период прохождения службы в состав его семьи входили жена - Клапко Е.Г., дочери Клапко Ю.В., Клапко В.В. (л.д.13).
Согласно копии рапорта от 18.08.2009 г. на имя начальника * объекта по хранению и уничтожению химического оружия, истец просил об увольнении в связи с организационно-штатными мероприятиями, просил направить его документы на воинский учет в военный комиссариат Пензенской области, также указал, что обеспечен служебной жилой площадью в г. * и просил оставить в списках очередников на получение жилой площади по норам жилищного законодательства при в/ч * (л.д.16).
Из листа беседы с истцом, проведенного начальником * объекта по хранению и уничтожению химического оружия, также следует, что истец указывал на то, что своего жилья нет, проживает в служебной жилой квартире, нуждается в предоставлении жилья по нормам жилищного законодательства (л.д. 15).
В ответ на обращение истца, письмом от 15.07.11г. ФГУ "Центррегионжилье" сообщило, что предоставленные Клапко В.В. документы не содержат сведений о соблюдении ранее установленного приказом Министра обороны РФ N80 от 15.02.2000г. порядка обращения. Согласно данным из базы "Учет" по ФГКЭУ "Пензенская КЭЧ" района" 05.07.2000 г. Клапко В.В. был поставлен на учет нуждающихся в служебном жилье, с которого был снят ввиду обеспечения его служебным жилым помещением. Сведений о том, что истец признавался нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту жительства перед увольнением автоматизированная система "Учет" не содержит (л.д.17).
Разрешая заявленные требования, суд не нашел законных оснований для их удовлетворения, поскольку на дату увольнения, истец, в установленном на тот момент порядке, признанным нуждающимися в жилом помещении не был; в установленном в настоящее время порядке в ДЖО МО РФ не обращался.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, в связи с тем, что истец в нарушение положений ст.56 ГПК РФ, не представил в материалы дела доказательств обращения в установленном порядке в орган Министерства обороны РФ - Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ ( в ФГКУ по территориальной принадлежности), на который законом возложена функция по распределению военнослужащим жилых помещений. Также Клапко В.В. не представлено суду доказательств того, что командир филиала ФБУ "*" (войсковая часть *) является правопреемником начальника * объекта по хранению и уничтожению химического оружия.
Как следует из положений ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
По смыслу указанной нормы, пропуск срока для обращения в суд за защитой нарушенных прав является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Из материалов дела усматривается, что Клапко В.В. о нарушении своих прав узнал в 2010 году, с требованием об оспаривании бездействий командира филиала ФБУ "*" (войсковая часть *) обратился в 2014 году.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия также соглашается с выводом суда о пропуске истцом срока для оспаривания бездействий должностного лица и отказе в удовлетворении заявленных требований.
Довод апелляционной жалобы о том, что до увольнения со службы истец заявил должностным лицам о нуждаемости в жилье и о своем желании воспользоваться правом на бесплатное предоставление жилого помещения, что отражено в листе беседы, не может быть принят во внимание, поскольку указанный листок беседы не является надлежащим документом, на основании которого истец должен был быть поставлен на жилищный учет. Ни перед увольнением, ни после увольнения с военной службы Клапко В.В. с заявлением о признании нуждающимся в получении жилого помещения к командованию войсковой части * не обращался и документов, свидетельствующих о нуждаемости заявителя и членов его семьи в жилом помещении не подавал.
Ссылка в жалобе на то, что в рапорте на увольнение с военной службы Клапко В.В. просил командование оставить его в списках очередников на получение жилой площади по нормам жилищного законодательства при войсковой части *, не состоятельна, поскольку из материалов дела усматривается, что документов, необходимых для постановки на учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения для постоянного проживания после обеспечения служебным жильем в установленном порядке Клапко В.В. не собирал и командованию не представлял, на учете военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения в период военной службы не состоял.
Решением Пензенского гарнизонного военного суда от 23 ноября 2012 года Клапко В.В. было отказано в признании незаконным решения заместителя начальника ФГУ "Центррегионжилье" МО РФ об отказе в постановке на учет заявителя и членов его семьи в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Довод жалобы о том, что истец и члены его семьи должны быть признаны нуждающимися в жилом помещении, в связи с тем, что данное право не было реализовано ими во время прохождения Клапко В.В. службы и при его увольнении в запас, не может являться основанием для отмены постановленного решения, поскольку согласно абзацу 2 п.30 Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", не допускается предоставление жилья не стоящим на очереди гражданам, уволенным с военной службы.
Иные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, не влияют на существо постановленного решения и не опровергают выводов суда.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, на представленных сторонами доказательствах, которые исследованы судом и которым в решении дана надлежащая правовая оценка.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 10 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Клапко В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.