Судья: Жребец Т.Е.
Гр. дело N33-21225
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 июня 2016 года г. Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда, в составе председательствующего Журавлевой Т.Г.,
судей Гончаровой О.С., Салтыковой Л.В.,
при секретаре Коротковой Н.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу Журавлевой Т.Г.
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Алексеенко А.А. по доверенности Дарченко Е.Н. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 26 ноября 2014г., которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Алексеенко А.А. отказать в полном объеме.
установила:
Истец Алексеенко А.А. обратился в суд с иском к Министерству обороны РФ, ДЖО МО РФ, в котором просил признать за ним право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, обязать ДЖО МО РФ поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях в установленном законом порядке.
В обоснование заявленные требований истец указал, что проходил военную службу по контракту в Военном учебно-научном центре Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.О. Гагарина". Приказом N0911 от 21.11.2009г. истец уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. Приказом от 04.12.2009г. истец исключен из списков личного состава института. Перед увольнением с военной службы Алексеенко А.А. решением жилищной комиссии ВУНЦ ВВС "ВВА" от 26.10.2009г. распределена квартира по адресу: ***. После увольнения с Алексеенко А.А. 18.09.2009г. был заключен договор найма служебного жилого помещения, на указанную квартиру. Распоряжением Правительства РФ от 17.03.2010г. N349-р пос. ***исключен из перечня закрытых военных городков. Истец до настоящего времени проживает в указанной квартире. 02.04.2014г. Алексеенко А.А. обратился к ответчику с заявлением о восстановлении на жилищном учете и обеспечении его жилым помещением по договору социального найма, однако распоряжением ДЖО МО РФ от 02.06.2014г. истцу было отказано в удовлетворении его заявления. Истец полагает данное распоряжение незаконным и нарушающим его права на обеспечение жилым помещением по линии Министерства обороны РФ.
Истец Алексеенко А.А., будучи извещенным, в судебное заседание не явился.
Ответчики Минобороны РФ, ДЖО МО РФ, будучи извещенными, явку представителей в суд не обеспечили.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого как незаконного, по доводам апелляционной жалобы просит представителя истца Алексеенко А.А. по доверенности Дарченко Е.Н., ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права, а также указывая на не соответствующие фактическим обстоятельствам дела выводы суда.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца Алексеенко А.А. по доверенности Дарченко Е.Н., представителя ответчика Минобороны РФ по доверенности Лямзину С.О., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Судом по делу установлено, что приказом Главнокомандующего Военно-Воздушными силами от 21 ноября 2009г. N0911 Алексеенко А.А. уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными меропиятиями. Приказом N***начальника ВУНС ВВС "ВВА" от 04 декабря 2009 года Алексеенко А.А. с 06 декабря 2010 года исключен из списков личного состава института. Общая продолжительность военной службы Алексеенко А.А. по состоянию на 21 ноября 2009 года составила 17 лет 04 месяца.
На момент увольнения Алексеенко А.А. нуждающимся в улучшении жилищных условий не являлся, на жилищном учете в войсковой части не состоял.
После увольнения из Вооруженных Сил Российской Федерации Алексеенко А.А. направил в ДЖО МО РФ заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, обеспечении его соответствующим жилым помещением.
Решением N194/1/16405 ФГУ ДЖО МО РФ от 02 июня 2014 года Алексеенко А.А. отказано в принятии на учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, со ссылкой на то, что до увольнения Алексеенко А.А. не был признан в установленном порядке нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом для постоянного проживания.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Алексеенко А.А. о признании за ним право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, обязании ДЖО МО РФ поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях в установленном законом порядке суд исходил из отсутствия к тому предусмотренных законом оснований.
Так, в силу частей 2. 3 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Основания предоставления жилых помещения по договору социального найма военнослужащим, как отдельной категории граждан, регулируется Федеральным законом РФ "О статусе военнослужащих".
В соответствии с абз. 1 пункта 1 ст. 15 ФЗ РФ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацами 3, 12, 15 указанного пункта Федерального закона Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года или признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации после 1 марта 2005 года, предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Порядок признания лиц, указанных в абзацах третьем и двенадцатом настоящего пункта, нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512, признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (далее - военнослужащие), осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - уполномоченные органы).
Пунктом 3 Данных Правил установлено, что для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - федеральные органы), заявление по форме согласно приложению с указанием избранного постоянного места жительства, с приложением соответствующих документов.
Из материалов дела усматривается, что старший лейтенант Алексеенко А.А.. был уволен с военной службы с 21 ноября 2009 года в связи организационно-штатными мероприятиями. Общая продолжительность службы Алексеенко А.А. на момент увольнения составила 17 лет 04 месяца
Согласно документов из личного дела Алексеенко А.А., имеющихся в материалах дела, в частности Лист беседы и Представления, на момент увольнения Алексеенко А.А. жилой площадью обеспечен, на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (нуждающихся в жилых помещениях) он не состоял.
Данных о том, что при увольнении Алексеенко А.А. просил обеспечить его жилой площадью по избранному месту жительства не имеется.
Из выписки из протокола заседания жилищной комиссии гарнизона, состоявшейся 26.10.2009 г., т.е за месяц до увольнения, Алексеенко А.А. предоставлена служебная квартира на семью из 2-х человек в пос. ***.
Сведений о том, что данная квартира предоставлена Алексеенко А.А. без снятия с учета не имеется.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что на момент подачи заявления в ДЖО МО РФ о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, истец не соответствовал требованиям пункта 1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512, предъявляемым к гражданам - военнослужащим, либо уволенным с военной службы, нуждающимся в жилых помещениях, поскольку на момент подачи соответствующего заявления не являлся военнослужащим, признанным в установленном порядке нуждающимся в жилых помещениях.
Таким образом, оснований полагать, что решение N194/1/16405 ФГУ ДЖО МО РФ от 02 июня 2014 года об отказе Алексеенко А.А. в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, является неправомерным, у суда не имелось.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения исковых требований об обязании поставить Алексеенко А.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, у суда отсутствовали.
Поскольку Алексеенко А.А. на момент увольнения из Вооруженных сил РФ не был признан в установленном порядке нуждающимся в жилых помещениях, вывод суда об отказе в иске является верным.
Довод апелляционной жалобы о том, что Алексеенко А.А. был признан нуждающимся в жилых помещениях, о чем свидетельствует факт предоставления истцу жилья по договору найма служебного помещения, судебной коллегией не может быть принят, поскольку не основан на законе и не соответствует п.3 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512, каких-либо иных доказательств того, что Алексеенко А.А. до увольнения из Вооруженных сил РФ состоял на жилищном учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 26 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Алексеенко А.А. по доверенности Дарченко Е.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.