Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Расторгуевой Н.С.,
судей Пашкевич А.М., Малыхиной Н.В.
с участием прокурора Бедняковой В.В.
при секретаре Виноградовой Н.Ю.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Малыхиной Н.В.,
дело по апелляционной жалобе Управы района Свиблово г.Москвы на решение Бабушкинского районного суда г. Москвы от 21 января 2015 года, которым постановлено:
Обязать Управу района "Свиблово" г. Москвы провести работы по признанию имущества - плотины, расположенной по адресу: ******, плотина "Я***", бесхозяйным и по постановке его на учет бесхозяйных гидротехнических сооружений в регистрирующем органе,
установила
Бабушкинский межрайонный прокурор г. Москвы обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Управе района Свиблово г. Москвы об обязании провести работы по признанию плотины "Я***" бесхозяйной и совершении необходимых действий по постановке ее на учет бесхозяйных сооружений в регистрирующем органе, и с учетом уточнения исковых требований, ссылался на то, что в рамках проведенной проверки прокуратурой было установлено, что по адресу: ******, располагается гидротехническое сооружение - плотина "Я***", постройки 60-70 годов XX века, которое является бесхозяйным. Плотина не состоит на балансовом учете в г. Москве, какой-либо документации по указанному объекту в Управе района не имеется, сведения о ее техническом состоянии отсутствуют. По мнению истца, Управой района не было реализовано полномочие по вопросу обращения бесхозяйного объекта в собственность города Москвы, данный объект не имеет кадастрового и технического паспортов, и ответчиком не реализуется полномочие по их оформлению, указанный бесхозяйный объект, фактически имеющий площадь 500 кв.м, расположенный на реке Яуза, со свободным доступом к указанному объекту неограниченного круга лиц, в том числе детей, и последствия такого бездействия создают террористическую угрозу разрушения названного объекта и неблагоприятных последствий как для населения района "Свиблово" г. Москвы, так и для инфраструктуры г.Москвы.
Представитель прокуратуры в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, и настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика Управы района Свиблово г. Москвы в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.
Суд постановил вышеуказанное решение, об отмене которого просит Управа района "Свиблово" г. Москвы по доводам апелляционной жалобы, как незаконного.
Проверив материалы дела, объяснения выслушав представителя истца Бабушкинского межрайонного прокурора г. Москвы - Б.Н.Ю., представителей ответчика по доверенности К.Т.В. и П.А.А., обсужив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда постановлено с нарушением норм материального и процессуального права, и подлежит отмене, по следующим основаниям.
Как было установлено судом первой инстанции прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, о противодействии терроризму, о безопасности гидротехнических сооружений в Управе района "Свиблово" г. Москвы. В ходе проверки было установлено, что по адресу: ******, располагается гидротехническое сооружение - плотина "Я***", постройки 60-70 годов XX века, которое является бесхозяйным, не состоит на балансовом учете в г. Москве, какой-либо документации по указанному объекту в Управе района не имеется, и сведения о техническом состоянии плотины отсутствуют.
Удовлетворяя исковые требования об обязании ответчика провести работы по признанию имущества - плотины "Я***" бесхозяйным и о постановке его на учет бесхозяйных гидротехнических сооружений в регистрирующем органе, суд первой инстанции, исходил из положений ФЗ от 21.07.1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", Постановления Правительства РФ от 27.02.1999 г. N 237, Постановления Правительства РФ от 17.09.2003 г. N 580, и пришел к выводу о том, что сведения о том, что плотина отнесена к объектам капитального строительства, истцом суду не представлены, в соответствии с положениями ст. 225 ГК РФ, и что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Иные органы данным правом не обладают, и следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет. Кроме того, суд указал на то, что отсутствие на гидротехническое сооружение права собственности, не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности.
Однако, судебная коллегия не может согласиться с вышеуказанными выводами суда первой инстанции, и находит их основанными на неправильном применении норм материального и процессуального права, по следующим основаниям.
В соответствии с п. 6 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.1999 г. N 237, в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.2014 г. N 837, обеспечение безопасности (капитальный ремонт, консервация и (или) ликвидация) гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен, либо от права собственности на которые собственник отказался, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений на территории которого расположено это гидротехническое сооружение.
Исполнительно-распорядительные функции в определенных отраслях и сферах управления городом Москва осуществляется в соответствии со ст. 45 Закона г. Москвы от 28.06.1995 г. "Устав города Москвы" отраслевыми и функциональными органами исполнительной власти г. Москвы.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В городах федерального значения в Москве и Санкт-Петербурге бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет уполномоченный государственный орган города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга может обратиться в суд с требованием о признании права собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на данную вещь.
Согласно п.п. 3, 5 ст. 46 Закона г. Москвы от 28.06.1995 г. "Устав города Москвы" управы, возглавляемые главами управ, осуществляют в пределах установленных правовыми актами города Москвы полномочий исполнительно-распорядительную, координирующую и контрольную деятельность на территориях районов города Москвы.
Полномочия Управы района города Москвы определены Положением об управе района города Москвы, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 г. N 157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы".
Так, пунктом 2.4.7 Положения, управам районов города Москвы, предписывается выявлять бесхозяйные объекты, за исключением объектов капитального строительства, и обращаться в суд в целях признания бесхозяйных объектов, за исключением объектов капитального строительства и бесхозяйных объектов наружного освещения и архитектурно-художественной подсветки, собственностью города Москвы.
В соответствии с п. 5, управы районов города Москвы не вправе осуществлять иные полномочия, в том числе осуществлять согласования, выдавать разрешения, уведомления и предписания, принимать решения, кроме установленных Приложением 2 к настоящему постановлению.
На основании п. 3.4. Положения об Управе района города Москвы (в редакции постановления Правительства Москвы от 26.11.2013 г. N 758-ПП), Управы района вправе учреждать официальные печатные и сетевые издания района, участвовать в установленном порядке в информационных кампаниях социальной направленности, проводимых в городе Москве, в административном округе, в районе.
Таким образом, управа района в сфере имущественно-земельных отношений осуществляет полномочия по выявлению бесхозяйных объектов, за исключением объектов капитального строительства, и обращению в суд в целях признания таких объектов собственностью г. Москвы, но не уполномочены осуществлять их постановку на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
Согласно пп. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, к объектам капитального строительства относятся здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Согласно ответа Москомархитектуры от ХХ.ХХ.2014 г. N ХХХХХ, плотина "Я***" - гидротехническое сооружение, перегораживающее водоток для подъема уровня воды. Данное сооружение служит для поднятия уровня воды в реке и старице на 1,2 метра. Объект является пешеходным мостом, соединяющим два района Отрадное и Свиблово.
На основании ст. 3 ФЗ от 21.07.1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" плотина относится к гидротехническим сооружениям.
Согласно п. 3 ст. 3 ФЗ от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" мост относится к искусственным дорожным сооружениям.
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства Москвы от 26.06.2013 г. N 412-ПП "О присвоении наименований линейным транспортным объектам города Москвы" мосту, расположенному на территории района Свиблово СВАО г. Москвы по адресу: ******, было присвоено наименование - Я*** плотина.
На основании п. 2 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 г. N 87, линейные объекты являются одним из видов капитального строительства.
В соответствии с п. 2 ст. 328 ГПК РФ, по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Поскольку, гидротехническое сооружение, линейный транспортный объект (мост) - плотина, "Я***" является объектом капитального строительства, и следовательно, у ответчика отсутствуют полномочия по вопросу обращения указанного объекта в собственность г. Москвы, в связи с чем, исковые требования о проведении работ по признанию имущества - плотины "Я***" бесхозным и постановке его на учет в регистрирующем органе были заявлены истцом к ненадлежащему ответчику, в связи с чем, решение суда не может быть признано законным и обоснованным, и подлежит отмене с принятеим нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований, заявленных Бабушкинским межрайонным прокурором г.Москвы в интересах неопределенного круга лиц.
.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Бабушкинского районного суда г. Москвы от 21 января 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым: В удовлетворении требований Бабушкинского межрайонного прокурора г.Москвы в интересах неопределенного круга лиц об обязании Управы района Свиблово г.Москвы провести работы по признанию имущества - плотины, расположенной по адресу: ******, плотина "Я***" бесхозяйным, и по постановке его на учет бесхозяйных гидротехнических сооружений в регистрирующем органе - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.